Лаборинью, Эужениу
- 1 year ago
- 0
- 0
Ил-54 , по кодификации НАТО : Blowlamp ( англ. паяльная лампа ) — околозвуковой бомбардировщик с двумя ТРД АЛ-7 на пилонах под крылом и велосипедной схемой шасси. Разрабатывался на замену Ил-28 . В серию не пошёл.
Создание бомбардировщика Ил-54 началось в декабре 1952 года. 29 декабря вышло постановление Совета министров СССР о создании самолёта с максимальной скоростью M =1,15 на высоте 4750 м, радиусом действия 2200—2500 километров, с нормальным бомбовым грузом 3000 кг; создание бомбардировщика с такими летно-техническими данными в то время было очень сложной задачей. . Самолёт должен быть представлен на испытания к весне 1954 года .
Расчёты, сделанные специалистами по аэродинамике КБ Ильюшина, показали — самолёт должен был иметь очень большой угол стреловидности крыла (около 55 градусов), что усложняло бы эксплуатацию в условиях грунтовых аэродромов и увеличило бы разбег. По первоначальному эскизу самолёт должен быть низкопланом , имевшим два двигателя АЛ-7 в мотогондолах у фюзеляжа (аналогично, например, М-4 ), Т-образное хвостовое оперение и трёхопорное шасси, аналогичное таковому на Ил-28 .
Однако 7 апреля 1953 года Сергей Ильюшин принял решение переработать проект. Самолёт стал высокопланом , хвостовое оперение было выполнено в обычном стиле, а в облике появились технические решения, ранее использованные на опытном бомбардировщике « 150 », разработанном в ОКБ-1 немецкими специалистами под руководством Семена Алексеева . Так, самолёт имел «приседающее» велосипедное шасси , с помощью гидравлики удваивающее угол атаки при взлёте, что сильно упрощало взлёт. Кроме того, в итоговом облике двигатели были перемещены в подкрыльевые пилоны, что увеличило подъёмную силу .
Экипаж самолета - три человека: пилот, штурман и кормовой стрелок -радист, размещавшиеся в двух герметичных кабинах. Все рабочие места имели бронезащиту. При аварийной ситуации экипаж покидал самолет при помощи
катапультных кресел
, лётчик катапультировался вверх, а штурман и стрелок вниз.
Специально для самолёта в КБ Люльки был разработан двигатель
АЛ-7
.
Первый полёт совершён 3 апреля 1955 года . Применение велосипедной схемы шасси затрудняло выполнение взлёта и особенно посадки. Во время одной из пробежек лётчик Коккинаки и вовсе потерял контроль над самолётом, что привело к лёгким повреждениям прототипа . Второй прототип, взлетевший весной 1956 года , был доработан и оснащен двигателями АЛ-7Ф, а также имел изменённые подфюзеляжные гребни .
Самолёт не имел особых преимуществ по сравнению с Як-26 , бомбардировочной модификации перехватчика Як-25 , выпуск которого к 1955 году был налажен. Поэтому, несмотря на оригинальные технические решения и хорошие ЛТХ, самолёт не был принят на вооружение . Так же, по мнению некоторых исследователей, сыграла и позиция руководства ВВС и МАП, в условиях ракетно-ядерной гонки не уделявших особого внимания конвенциональному оружию .
Тем не менее, самолёт демонстрировался делегации атташе США в 1956 году как «прототип бомбардировщика Як-140» (по некоторым данным, самолёт демонстрировался как Як-149). Рисунок самолёта был опубликован в 1959 году в журнале Flieger, и бомбардировщик получил кодовое обозначение НАТО Blowlamp.
Ил-54 является последним пилотируемым бомбардировщиком, созданным ОКБ Ильюшина.
Самолёт имел обширный бомбовый отсек, вмещавший 3—5 тонн бомб, а также три пушки НР-23 , две из которых были сведены в хвостовую оборонительную турель, а еще одна была установлена в носу .
Вооружение и оборудование самолета обеспечивало применение против боевой техники, живой силы и транспортных средств противника, позволяло использовать для разрушения инженерных сооружений в любых метеорологических условиях, в любое время года и суток.
Ил-54 оценивается как новаторский по сравнению с несколько архаичным уже для середины 50-х годов Ил-28 . Скорость M =0,93 для середины 1950-х годов была весьма впечатляющей.
<…>Ильюшин, действительно, никогда не проявлял склонности к погоне за эффектом, но использование классических схем для его наиболее удачных самолётов нельзя считать показателем нежелания Ильюшина вводить новшества. Наоборот, многие самолёты, созданные в ОКБ Ильюшина, но оставшиеся практически неизвестными, были, несомненно, смелыми по замыслу, а некоторые представляли собой сочетание обычного с необычным