Interested Article - Черницкий, Александр Михайлович
- 2021-02-24
- 1
Алекса́ндр Миха́йлович Черни́цкий (Лейтман) ( 16 июля 1959 года , Баку — 30 июня 2015 года , Москва ) — советский и российский политолог , писатель - публицист . Автор многочисленных работ в периодике и свыше 35 научно-популярных, документальных, художественных книг для детей и взрослых.
Биография
Сын заведующего кафедрой автоматики и телемеханики Смоленского филиала Московского энергетического института Михаила Борисовича Лейтмана (1937—2002), который впоследствии работал в компаниях США над созданием широкополосного Интернета ( воспоминания А. М. Черницкого об отце опубликованы в 2009 в « Живом журнале »: «Инволюционная версия», «Воспитание писателя», «Воспитание трудоголика», «Воспитание мужчины», «Воспитание публициста», «Воспитание воли», «Воспитание культуры»).
А. М. Черницкий окончил среднюю школу № 25 в Смоленске (1975), Московский институт тонкой химической технологии (1981). Работал по специальности (инженер-химик-технолог) на производственном объединении « Полимир » ( Новополоцк , Белоруссия ). Без отрыва от производства получил образование журналиста (1984) и психолога (1987).
Читал курс инженерной психологии ( англ. human factors ) в Институте повышения квалификации руководящих работников Минхимпрома СССР (1986—1989). Вёл социологические исследования по этой дисциплине среди персонала «Полимира» (1986—1988, результаты в журнале «Изобретатель и рационализатор», 1989) .
В 1990—1991 был главным редактором информационного бюллетеня «Демократический форум» — одного из первых неформальных изданий в СССР (в 1992 оно трансформировалось в «Новую газету» — печатный орган исполкома г. Новополоцка) .
Борясь с монополией КПСС ( КПБ ) на власть , находился в тактическом союзе с Белорусским народным фронтом , однако критиковал его за национализм , что в середине 1990-х привело к полному разрыву. В кампании по выборам президента Белоруссии в 2001 А. М. Черницкий в ряде публикаций поддержал А. Г. Лукашенко в качестве лидера, положившего конец «белорусизации» и не позволившего провести в республике приватизацию по российскому или украинскому образцу . За это националистические силы подвергли А. М. Черницкого остракизму , что, возможно, стало одной из причин переезда в Россию .
В Москве работал заместителем главного редактора федерального общественно-политического журнала, заместителем генерального директора информационно-аналитического агентства, заместителем директора производственной компании по рекламе, заместителем генерального директора PR-агентства. С 2007 — директор Института психологического здоровья .
Труды и произведения
Первый рассказ получил премию Всесоюзного конкурса (1989). Среди литературных произведений в периодике — рассказы «Время горящих мостов» («Урал» № 7, 1991) и «Подходящее место» («Октябрь» № 12, 1991), повесть «Встреча с папой римским» («Нева» № 3, 1993), эссе «Светит незнакомая дыра» («Урал» № 8-9, 1994), истерн , очерки Израиля «Между трёх морей» («Урал» № 5, 1994). Ряд рассказов увидели свет в переводе на белорусский язык , в частности, в минском журнале «Крыніца» — «День рождения мамы» (№ 3, 1993), «Коллаборационист» (№ 10, 1995), «Ниточка» (№ 5, 1998) . Известна по крайней мере одна работа самого Черницкого в качестве переводчика: очерки белорусского прозаика и журналиста Винцеся Мудрова «Невядомая Альбанія» изданы на русском языке под названием («Урал» № 8, 1996). Также Черницкий стал героем рассказа Мудрова «Вечер в „Президент-отеле“» .
Первая книга издана в Германии в переводе на немецкий язык: Butow M. Identifikation. Tschernizki A. Begegnung Mit Dem Papst: Zwei Novellen. — Zeuthen: Irmtraud Carl Verlag, 1996 (в книге две повести — А. Черницкого и будущего лауреата премии Букера М. Бутова ).
В издательствах России и Белоруссии вышли приключенческие романы А. М. Черницкого (некоторые под псевдонимами — издательскими брендами) «Амулет смерти» (1998), «Чёрный амулет» (1998), «Кровница» (1998), «Боец» (1998, 1999), «Девушка из налоговой» (1999), «Спецназ против ОМОНа» (2000), «Стреляй, брат!» (2002), «Невинная и невиновная» (2003), «За каждым камнем» (2004) и др. Однако бестселлером стало пособие А. М. Черницкого для служб безопасности «Телохранитель: приёмы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг» (1998, 2000, 2002, 2004), на основе которого автором создан самоучитель для подростков «Книга конкретных пацанов. Выживание в разведке» (2008). Другой бестселлер А. М. Черницкого — учебник «Математика для дошкольников» (2000, 2001, 2004).
В 2009 — 2010 книги Черницкого не публиковались, что, вероятно, связано с ударом всемирной рецессии по полиграфической отрасли . Первым сочинением, изданным после этого перерыва, стал детектив для школьников «ЧАРСИ» (2011) .
С конца 2011 у А. М. Черницкого сложился творческий тандем с В. С. Бирюковым . В соавторстве ими опубликованы десятки статей по темам политологии , геополитики , психологии , воспитания , футурологии , рекламы и др. А. М. Черницкий активно участвует в организации и освещении круглых столов В. С. Бирюкова , посвящённых модернизации экономики России . Кроме того, В. С. Бирюков и А. М. Черницкий опубликовали ряд материалов о некоторых выдающихся деятелях 2-й половины XX века из разных стран .
-
Основные труды А. М. Черницкого по
истории
:
- Падшие звезды террора: 25 биографий. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 480 с. — (Портреты без ретуши). — ISBN 5-222-08612-7 .
- Александр Невский. — Минск: Современный литератор, 2001. — 192 с. — (Исторический роман). — ISBN 985-456-845-8 .
- Воздушное пиратство: самые громкие захваты. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 416 с. — (Портреты без ретуши). — ISBN 5-222-09848-6 .
- . — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 380 с. — (Досье). — ISBN 5-948-49413-6 .
- Мифы народов мира для детей. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, 2008. — 352 с. — (Мир вашего ребенка). — ISBN 978-5-222-10491-0 .
- История исчезнувших цивилизаций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 432 с. — (Всемирная история цивилизаций). — ISBN 978-5-222-10492-7 .
- Большой мифологический словарь. — Москва: Гелеос, 2008. — 496 с. — ISBN 978-5-8189-1485-5 .
- Загадка Алатырь-камня / В соавторстве с . — Москва: Э.РА, 2015. — 190 с. — ISBN 978-5-00039-174-7 .
-
Основные труды А. М. Черницкого по
психологии
:
- Тайны психологии. — Минск: Современный литератор, 2001. — 208 с. — ISBN 985-456-864-4 .
- Астральные битвы. — Минск: Современный литератор, 1999. — 448 с. — (Путь воина). — ISBN 985-456-094-5 .
- Секс больше чем жизнь, или Последняя тайна психологии. — СПб. : Невский проспект, 2004. — 352 с. — (Он и она без цензуры). — ISBN 5-94371-452-9 .
- Возвращение Казановы, или Большой SEX. — Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. — 528 с. — (Любовь и секс). — ISBN 5-7805-0898-4 .
- Как стать счастливой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 318 с. — (Психологический практикум). — ISBN 978-5-222-11408-7 .
- Лёгкая психология. — Москва: Гелеос, 2008. — 416 с. — ISBN 978-5-8189-1212-7 .
- Как воспитывать ребенка до детского сада. От 0 до 3 / В соавторстве с В. С. Бирюковым . — Москва: ЭКСМО, 2013. — 224 с. — (Советы опытных отцов). — ISBN 978-5-699-59793-2 .
- Детский сад и подготовка к школе. От 3 до 6 / В соавторстве с В. С. Бирюковым . — Москва: ЭКСМО, 2013. — 192 с. — (Советы опытных отцов). — ISBN 978-5-699-60687-0 .
- Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10 / В соавторстве с В. С. Бирюковым . — Москва: ЭКСМО, 2013. — 224 с. — (Советы опытных отцов). — ISBN 978-5-699-66300-2 .
- Как учиться легко. Советы родителям детей от 7 до 10 лет / В соавторстве с В. С. Бирюковым . — Москва: ЭКСМО, 2014. — 224 с. — (Учебник для сознательных родителей). — ISBN 978-5-699-74420-6 .
Культурология
По мнению д-ра Марины Темкиной (автора предисловия к «Легкой психологии»), А. М. Черницкий открыл природу половой ориентации и выдвинул метод её формирования в заданном направлении; «глубинной» причиной взаимонепонимания полов назвал аноргазмию большинства женщин и указал способ её преодоления; скорректировал наследственную теорию шизофрении , показав, что часто наследуется не заболевание, но практика порочного воспитания ; предложил концепцию массовизации двойного высшего образования в виде гуманитарной надстройки на естественнонаучной базе .
При этом следует отметить, что взгляды Черницкого на гомосексуальность и формирование сексуальной ориентации являются весьма спорными, а зачастую и откровенно гомофобными . В частности, в статье «Тайная причина депопуляции, или Как перевернуть „русский крест“» он высказывает мнение, что геи являются продуктом неправильного воспитания и доминирования женщин в семье. Это, по его мысли, ведет к тому, что геев и бисексуалов в современном обществе все больше, а скрытые геи из-за невозможности удовлетворить истинную нацеленность своего либидо порой становятся шизофрениками, маньяками, террористами-смертниками и серийными убийцами. Писатель выступает против любой пропаганды гомосексуальности, призывает запретить разводы родителей мальчиков в возрасте до 5—6 лет (воспитание маленьких сыновей одинокими матерями, по его мнению, формирует у них однополую ориентацию) и ввести налог на бездетность (гомосексуалисты априори неспособны к продолжению рода). Но главное, по мысли Черницкого, заключается в том, чтобы сломать механизм «формирования» гомосексуальности, который, по его мнению, заключен в том, что мальчиков в детстве наказывали мамы, а девочек — папы. Якобы именно из-за этого мальчики вырастают геями, а девочки — лесбиянками .
А. М. Черницкий с присущими ему резкостью и безапелляционностью обрушивается на офисный планктон , инфантильных людей , жен-домохозяек , любителей развлечений, подкаблучников, глупцов и, по-видимому, вообще на всех, кто психологически не похож на него самого . На основе этой своего рода мизантропии писатель дает советы специалистам по рекрутитингу .
Новейшую историю Черницкий представляет прежде всего как противостояние гражданского и солидарного обществ (а не Запада и Востока, Севера и Юга или социализма и капитализма). При этом гражданское общество, оно же общество потребления , неизменно выступает в роли агрессора : корпорации заинтересованы не столько даже в природных ресурсах солидарных обществ, сколько в преобразовании их в общества гражданские, что повлечет за собой взлёт потребления . Несомненно, Черницкий симпатизирует солидарным обществам и негативно-презрительно относится к обществам гражданским с их, по его мнению, пороками: тотальной продажностью, шоппингом , политкорректностью , деривативами , квотами на выбросы углекислого газа , учетом каждого гроша, всеобщим доносительством .
Сутью новой русской модернизации Черницкий называет «антиперестройку» — возврат от недостроенного гражданского общества «с его законами волчьей стаи» к солидарному обществу советского типа. Материальной опорой модернизации якобы станет ренационализация добывающей промышленности: «„Газпром“, „Роснефть“, „Лукойл“ и прочие ОАО, сидящие на месторождениях, рудниках, шахтах, должны вернуться под стопроцентный государственный контроль» . Впрочем, и в малом бизнесе писатель усматривает главным образом роковые минусы .
Черницкий с заметной ностальгией по СССР и вообще по империи исследует интеграционные и дезинтеграционные тенденции на постсоветском пространстве . Призывает к его воссоединению и критикует российскую оппозицию за отсутствие интереса к данной теме . Ряд текстов Черницкого посвящён сохранению целостности России, которой, по его мнению, с легкостью пожертвует антипутинская оппозиция ради захвата власти . В марте 2014 с ликованием и антизападной риторикой встретил и оправдал аннексию Крыма Россией .
Во время панарабской революции 2011 призвал немусульманские цивилизации максимально размежеваться с миром ислама , в том числе полностью отказавшись от вмешательства в его внутренние дела . Черницкий резко осудил поддержку Западом переворотов в арабских странах и интервенцию международной коалиции в Ливию , предсказав, что дестабилизация государств Северной Африки и Ближнего Востока обернется отнюдь не « демократизацией », но всплеском исламизма и, соответственно, терроризма .
В ряде публикаций Черницкий высказывает достаточно радикальные культурологические взгляды, напоминающие футуризм : «Во всем „прекрасном“ — театре, опере, мюзикле, поэзии, высокой прозе, живописи — я не видел ничего, кроме скуки. Первый опыт отвращения к театру я приобрел в родном Баку на каких-то детских спектаклях» .
Подобное отношение объясняет тем, что массовая культура безнадежно отстала от технологического уровня развития общества: «Сегодня одной ногой человечество вступило в цифровую эпоху, а другая нога осталась в эпохе гужевой, словно застряла в стремени» . С этой же точки зрения архаикой стали военные парады («вооруженное фиглярство»), транспортировка олимпийского огня («разнузданный разгул язычества»), аплодисменты, рукопожатия и т. п. «Выпадение общества из культурного подпространства, имевшее место на протяжении XX столетия, — тяжелейшее изо всех противоречий, которые знавало человечество», — говорится в упомянутом выше эссе «Светит незнакомая дыра».
А. М. Черницкий выступает за некое «Новое просвещение», которое «должно остановить духовную колонизацию общества попсой, чтобы вернуть его затем в рамки современной культуры» .
Семья
В изданной в Германии в 1996 книге Zwei Novellen говорится, что Черницкий родился в 1965 и является отцом двоих сыновей. Однако судя по Родоводу , у него в ту пору имелись не сыновья, а дочери (1981 и 1987 годов рождения). По-видимому, источником ошибки стало отождествление автора с героем его переведенной на немецкий язык повести («Встреча с папой римским»), у которого два сына. В 2003 у Черницкого родилась третья дочь, а в 2009 — сын.
Примечания
- . Дата обращения: 25 октября 2011. 30 мая 2015 года.
- от 26 апреля 2008 на Wayback Machine Портал Государственной публичной исторической библиотеки
- . Дата обращения: 4 октября 2009. 16 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 11 сентября 2010. 1 января 2006 года.
- . Дата обращения: 4 октября 2009. 10 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 10 марта 2014. Архивировано из 10 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 17 мая 2010. 30 мая 2015 года.
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 7 января 2012 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. Архивировано из 4 марта 2014 года.
- от 1 мая 2013 на Wayback Machine [Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Почему стабильность лучше сменяемости // Война и мир. — 20 февраля 2012]
- . Дата обращения: 27 августа 2013. Архивировано из 4 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 6 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 1 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 23 сентября 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. Архивировано из 19 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 28 апреля 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 19 февраля 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 19 февраля 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 5 октября 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 19 февраля 2013 года.
- ↑ . Дата обращения: 6 февраля 2015. 6 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 6 февраля 2015. 6 февраля 2015 года.
- от 6 февраля 2015 на Wayback Machine ISBN 978-5-699-66300-2
- . Дата обращения: 6 февраля 2015. 6 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 24 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 15 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 21 февраля 2019 года.
- . Дата обращения: 14 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 14 апреля 2015. 7 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. 9 ноября 2014 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 15 февраля 2011. Архивировано из 30 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 15 февраля 2011. 4 сентября 2012 года.
- . Дата обращения: 11 декабря 2011. 27 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 11 декабря 2011. 28 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 11 декабря 2011. 28 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 11 декабря 2011. 27 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 11 декабря 2011. 20 июня 2011 года.
- . Дата обращения: 29 августа 2013. 3 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 5 ноября 2011. 23 января 2012 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2011. 9 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2011. Архивировано из 3 декабря 2011 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2011. 14 октября 2011 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2011. 20 октября 2011 года.
- . Дата обращения: 5 февраля 2011. Архивировано из 18 января 2011 года.
- . Дата обращения: 5 ноября 2011. 20 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 29 августа 2013. 6 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 30 августа 2013. 6 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 14 февраля 2010. 19 января 2010 года.
- . Дата обращения: 6 марта 2014. 6 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 14 февраля 2010. Архивировано из 6 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2010. 21 апреля 2010 года.
- . Дата обращения: 12 сентября 2010. 27 сентября 2010 года.
- . Дата обращения: 2 декабря 2010. 18 ноября 2010 года.
- . Дата обращения: 30 августа 2013. 6 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 30 августа 2013. 27 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 30 августа 2013. 8 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 30 августа 2013. 24 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 27 марта 2014. 27 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 27 марта 2014. 27 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 23 апреля 2011. Архивировано из 17 марта 2011 года.
- . Дата обращения: 23 апреля 2011. 6 марта 2011 года.
- . Дата обращения: 23 апреля 2011. 24 апреля 2011 года.
- . Дата обращения: 5 февраля 2011. 30 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 5 февраля 2011. 8 апреля 2009 года.
- . Дата обращения: 5 февраля 2011. 30 мая 2015 года.
Ссылки
- на « Родоводе ». Дерево предков и потомков
- — Черницкий, Александр Михайлович в « Живом Журнале »
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- (недоступная ссылка) .
- (недоступная ссылка) .
- .
- (недоступная ссылка) .
- .
- .
- .
- .
- Александр Черницкий. В XXI век без сионизма? // Урал. — 1998. — № 2/4. — С. 3—9.
- .
- 2021-02-24
- 1