Interested Article - Великая женская ложа Франции

Великая женская ложа Франции ( фр. Grande Loge féminine de France ) — французская либеральная масонская великая ложа , членами которой могут быть только женщины.

История

Адоптивная ложа

Масонство принято считать чисто мужским сообществом. Несмотря на запрет посвящения женщин, ясно указанный в основополагающих текстах 1723 года , некоторые женщины всё же были приняты в орден, но это рассматривалось как вынужденная мера, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или досадными случайностями. Однако, уже в XVIII веке во Франции появились так называемые адоптивные ложи , которые создавались под сенью и покровительством обычных мужских лож, носили те же названия, что и их мужские «двойники», но принимали в свой состав женщин. Впрочем, долгое время члены таких лож не рассматривались как «полноправные» масоны .

Исторической вехой в этом отношении стал 1774 год , когда Великий восток Франции стал независимой федерацией масонских лож , в том числе и адоптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же названия, что и их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские , приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, адаптивная ложа « Девять сестёр » была женской группой, активно поддерживающейся мужской ложей, в которой в 1778 году был посвящён Вольтер . Ещё одна ложа — « La Candeur » ( Чистосердечие ), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую ложу, которая её создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения её самостоятельности . Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим задачам. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нём .

После Великой Французской революции , в период Империи адоптивные ложи продолжали развиваться, но превратились скорее в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролина Бонапарт . Членство в таких ложах (их было более тридцати, в основном в Париже) стало знаком престижа, большинство членов этих лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами .

В конце XIX века вопрос о полноценном масонстве для женщин был поднят снова благодаря настойчивости Флоры Тристан, Луизы Мишель и Мари Дэрем.

Переломным моментом в истории масонства женщин можно считать 1882 год , когда Мари Дэрем получила официальное посвящение в мужской ложе, а 11 лет спустя, в 1893 году вместе с Жоржем Мартеном образовала новое смешанное масонское послушание в виде ордена Право человека ( Le Droit humain ) .

Символ адоптивных лож

В начале XX века адоптивные ложи были возрождены и 29 мая 1901 года ложа «Le Libre Examen» ( Свобода совести ), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему « Место женщины в обществе ». Первым великим мастером (титул дающийся досточтимому мастеру адоптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской ложи «Свободный восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после её создания. Эта ложа стала первой ложей «Великой женской ложи Франции» и Б. Мюрат стала номером один в её списках. Второй ложей стала ложа «Новый Иерусалим» — организованная в 1907 году . Несмотря на Первую мировую войну , женское масонство продолжало утверждаться. Ещё девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936 . Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году женским ложам принятия была предоставлена автономия, и в 1936 году, 8 женских лож собрались вместе, чтобы сформировать первый « масонский конвент » — эмбриональную форму будущей великой женской ложи.

Масонские ложи исчезли во время немецкой оккупации Франции. Несколько членов лож были депортированы, другие же работали в тайне и участвовали в деятельности Сопротивления .

В 1945 году первый послевоенный конвент вновь был сформирован под председательством Энн-Мэри Гентели. В 1946 году юрисдикция вновь была реконструирована. А в 1952 году , этот «Союз женщин-масонов Франции» официально стал называться «Великой женской ложей Франции» (ВЖЛФ). В 1959 году ВЖЛФ отказалась от «Адоптивного устава» в пользу ДПШУ , но некоторые из членов юрисдикции были против этого изменения. Когда ложа «Космос», присоединилась к ВЖЛФ, в 1977 году , то она возобновила работы по Адоптивному ритуалу . С тех пор она остаётся единственной ложей во Франции и в мире, которая продолжает работать по этому ритуалу .

С 1960 -х годов, 21 ложа была создана во Франции и одна в Швейцарии , в Женеве , которая получила название «Лютеция» (фр."Lutèce"). В течение следующего десятилетия, 76 женских лож были созданы во Франции , Швейцарии и Бельгии , а также были приняты к использованию ряд других масонских уставов. Патент на право проведения работ по « Французскому уставу » был вручён ВЖЛФ «Великим востоком Франции» 10 марта 1973 года . Первой ложей, которая стала проводить ритуальные работы по «Французскому уставу» стала ложа «Единение» (фр. Unite), вслед за которой вскоре были сформированы и другие ложи проводившие свои работы по этому же уставу. В 1972 году ВЖЛФ создала свой Верховный совет Франции , для проведения работ по Древнему и принятому шотландскому уставу , с 4 по 33 градус .

В 1974 году , в Лионе , при помощи братьев из « Великой символической традиционной ложи Опера » (фр. GLTSO), создаётся первая ложа для работ женщин в Исправленном шотландском уставе . Однако, патент на право проведения работ по этому уставу будет официально выдан ВВФ в 1980 году .

«Великая женская ложа Франции» выдала патенты для создания швейцарских, бельгийских, португальских, венесуэльских, испанских лож, которые впоследствии объединились и создали свои национальные великие ложи . В соответствии с этим динамичным развитием, ложи открылись в провинциях и территориях за рубежом, в ряде стран Африки, в Канаде, Польше, Венгрии, Латвии.

В России

Первые посвящённые в ВЖЛФ из России появились в 1991 году . Ими стали две жительницы Москвы , одной из которых была жена первого масона России, первого великого мастера ВЛР — Георгия Дергачёва , впоследствии отошедшая от масонства и перешедшая в стан критиков масонства в связи со своим вторым браком с конспирологом Ю. Ю. Воробьевским. Результатом этого альянса стала их совместная книга «Пятый ангел вострубил» .

После шестнадцатилетнего перерыва, весной 2007 года , была создана инициативная группа Камея , участницы которой в мае 2008 года прошли посвящение в рижской ложе «Волшебная флейта», находившейся под юрисдикцией ВЖЛФ .

28 ноября 2017 года, в Санкт-Петербурге была инсталлирована ложа «Гамаюн» (№ 502 в реестре ВЖЛФ). Ложа работает в Москве и Санкт-Петербурге по Французскому восстановленному ритуалу и объединяет около 30 сестёр.

Участие в объединении Французское масонство

В 2001 году во Франции было основано объединение масонских великих лож под названием «Французское масонство» (ФМ). В новое объединение кроме ВЖЛФ вошли ещё восемь французских послушаний.

В октябре 2002 года по инициативе тех же девяти послушаний был создан Институт масонства Франции (ИМФ).

Сегодня

ВЖЛФ — первое женское масонское послушание в мире. В настоящее время она насчитывает около 14 000 сестёр, объединенных в 400 лож во Франции и за рубежом. Две ложи, « La Rose des vents » и « le Creuset bleu », несут ответственность за содействие распространению женского масонства по всему миру .

См. также

Литература

  • Daniel Ligou (ed.), Histoire des Francs-Maçons en France, Tome 2 1815—2000, Privat, Toulouse, 2000, ISBN 2-7089-6839-4
  • Roger Dachez, Histoire de la franc-maçonnerie française , PUF, Paris, 2003, ISBN 2-13-053539-9
  • Gilbert Garibal, Être franc-maçon aujourd’hui , Marabout, Alleur (Belgique), 1994, ISBN 2-501-02029-4

Примечания

  1. Anderson, James (1734) [1723]. Paul Royster. ed. The Constitutions of the Free-Masons (Philadelphia ed.). Philadelphia, Pennsylvania: Benjamin Franklin. p. 49. Retrieved 2009-02-12. «The Persons admitted Members of a Lodge must be good and true Men, free-born, and of mature and discreet Age, no Bondmen, no Women, no immoral or scandalous Men, but of good Report.»
  2. Дашез, Роже (Roger Dachez), Histoire de la franc-maçonnerie française , PUF, Paris, 2003, ISBN 2-13-053539-9
  3. Daniel Ligou (ed.), Histoire des Francs-Maçons en France, Tome 2 1815—2000, Privat, Toulouse, 2000, ISBN 2-7089-6839-4
  4. La Grande Loge Féminine de France Autoportrait, Collectif, Guy Trédaniel éditeur, 1995
  5. Дата обращения: 28 июля 2011. 29 июня 2021 года.
  6. Gilbert Garibal, Être franc-maçon aujourd’hui , Marabout, Alleur (Belgique), 1994, ISBN 2-501-02029-4
  7. Е. Щукин «Коса и Камень. Зелот о Масонстве» стр. 307—327 Москва, 2010 год. изд. ARS TECTONICA ISBN 978-5-9902385-2-7
  8. от 20 мая 2011 на Wayback Machine Ю. Воробьевский, Елена Соболева. Пятый ангел вострубил….
  9. Серков А. И. История русского масонства XX века. В 3 т. — СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009. стр 442—446

Ссылки

Источник —

Same as Великая женская ложа Франции