Interested Article - Зисис, Феодор

Фео́дор Зи́сис ( греч. Θεόδωρος Ζήσης ; род. 20 января 1941, деревня Панайа, остров Тасос , Греция ) — бывший священнослужитель Фессалоникийской митрополии и профессор богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля .

Специалист по поздневизантийским Отцам Церкви, автор монографий о митрополите Евстратии Никейском и патриархе Геннадии Схоларии . Известен также своими консервативными и антиэкуменическими взглядами .

5 марта 2017 года заявил с амвона о прекращении поминовения своего правящего архиерея митрополита Анфима (Руссаса) и выходе из юрисдикции Элладской православной церкви .

Биография

Родился в 1941 году на острове Tacoc в селении Панагия, в семье священника.

В 1965 году окончил богословский факультет Фессалоникского университета и, как лучший выпускник, был зачислен на юридический факультет этого же университета, но прервал своё обучение в связи с началом преподавательской деятельности на богословском факультете ФУА.

Аспирантуру окончил также в Салониках , на кафедре исторического богословия, под руководством известного патролога П. Христу . В 1971 году за диссертацию «Человек и Вселенная в домостроительства Божием по учению святителя Иоанна Златоуста» ему была присвоена докторская степень , а в 1973 году за исследование «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия» его назначили доцентом богословского факультета ФУИ.

С 1972 по 1973 и с 1979 по 1980 годы находился на повышении квалификации в Западной Германии ( Бонне ), представив на кафедру вместе с другими публикациями большую монографию « Геннадий II Схоларий . Житие — Писания — Учение» за которую в 1980 году он был избран штатным преподавателем патрологии. В 1982 году, после разделения богословского факультета ФУА на два отделения, перешёл на отделение пастырского и социального богословия, где преподавал до настоящего времени. Дважды был деканом этого отделения.

Сразу после основания патриаршего Института патристических исследований при монастыре Влатадон , стал его научным сотрудником, затем выполнял обязанности директора Института (1977—1980), а также редактора и учёного секретаря (1968—1970) журнала «Наследие», издаваемого патриаршим Институтом.

В 1970 году стал научным сотрудником Центра византийских исследований ФУА, затем заведующим отделом богословия (1988—1998), а впоследствии — директором самого Центра (1991—1995). Являлся членом редакционной коллегии журнала «Византийское наследие» и других изданий Центра. В течение ряда лет был председателем Союза богословов Северной Греции и издавал журнал Союза «Богослов». Неоднократно был организатором и активным участником различных международных научных конференций.

В декабре 1990 года был рукоположен во диакона , а в марте 1991 года в монастыре святой Анастасии Узорешительницы хиротонисан в сан пресвитера ) и проходил в монастыре пастырское служение до начала 1993 года. С апреля 1993 года по март 2017 года служил в храме преподобного Антония Великого в Салониках, оставаясь в юрисдикции Константинопольской церкви.

Неоднократно представлял Вселенскую патриархию и Элладскую церковь на межхристианских встречах, принимая участие в диалогах православных как со старо-католиками , так и с католиками ; также участвовал в межправославных встречах по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. За суровую критику оправдания унии и церковно неприемлемых документов , подписанных в 1993 году в местечке Баламанд , Константинопольская патриархия запретила ему участвовать в диалогах с католиками.

В 1998 году вместе с единомышленниками основал Общество православного просвещения. В настоящее время он руководит изданием богословского альманаха Общества «Жизнь по заповедям», который, несмотря на все проблемы и трудности, выходит каждые три месяца.

Поддерживая поначалу хорошие отношения с архиепископом Афинским Христодулом (Параскеваидисом) (в его бытность митрополитом Димитриадским), Феодор Зисис пришёл к острому противостоянию с ним, в особенности с 2001 года — со времени подготовки и осуществления визита покойного папы Иоанна-Павла II в Афины. С точки зрения протоиерея Феодора Зисиса, руководимая блаженнейшим Христодулом Элладская церковь , вследствие продолжающихся тесных контактов со Всемирным советом церквей и с представителями других религий, сбилась с верной стези, указанной апостолами и святыми отцами, и идёт по пути межрелигиозного и межхристианского синкретизма , по пути всеереси экуменизма .

В связи с непримиримой позицией протоиерея Феодора по этому вопросу, а также из-за его открытой критики экуменических контактов и вообще нравственного упадка и обмирщения епископата, в июне 2005 года на него было наложено прещение — запрет в священнослужении . Однако возмущение по этому поводу церковной общественности и горячая поддержка многих клириков способствовали тому, что в сентябре 2005 года прещение было снято.

Награждён Национальной премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2005 г.). В номинации «Богословие» - за книгу «Благотворное и очистительное цунами».

Отрицательно воспринял состоявшийся в июне 2016 года на Крите Всеправославный собор и принятие им документы. Его поддержал другой священник из Салоник Николай Манолис. В конце 2016 года митрополитом Фессалоникийским Анфимом (Руссасом) обоим священникам было отправлено «последнее предупреждение», предписывающее «прекратить призывы верующих к расколу и разделению Церкви» .

5 марта 2017 года, в Неделю торжества православия, официально объявил с амвона храма, в котором служил многие годы, сообщив, что перестаёт поминать своего правящего архиерея — Фессалоникийского митрополита Анфима (Руссаса) .

В конце 2018 года выступил с резкой критикой политики Константинопольского патриархата и поддержал УПЦ МП

Труды отца Феодора

Владеет немецким и французским языками. Он автор многих монографий, а также статей и исследований.

  • «Человек и Вселенная в домостроительстве Божием по учению святителя Иоанна Златоуста», 1971;
  • «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия», 1973, 1996;
  • « Никита Сеид и его „Логос по учению Евстратия Никейского “», 1976;
  • " и его труд «Об нахождении Святого Духа», 1978;
  • « Геннадий Схоларий . Житие — Писания — Учение», 1980, 1988, 2006;
  • «Технография. О том, как пишутся научные работы», 1985, 1992, 1996;
  • «Священномученик Григорий V в народном сознании», 1986;
  • «Введение в философию Платона», 1989, 1996;
  • «Богословы Салоник», 1989, 1996;
  • «Миряне в Православной Церкви», 1991;
  • «Константинополь — Москва», 1991;
  • «Следуя за святыми отцами: основы и критерии святоотеческого богословия», 1993;
  • «Европеизировались: наше европейское рабство», 1994;
  • «Уния: новое её развитие», 1994;
  • «Православие и экология», 1994;
  • «Православие ™ антихалкидонитов-монофизитов»,1994;
  • «Досуг: мирской и христианский», 1994;
  • «Иконы в Православной Церкви», 1995;
  • «Являются ли армяне православными? Позиция святителя Фотия Великого», 1995;
  • «Старость: проблема бытия и социума», 1995;
  • «Православие и эллинизм. Новое рабство и противление», 1995;
  • «Спасение человека и Вселенной», 1997;
  • «Воспитание детей по творениям святителя Иоанна Златоуста», 1998;
  • «Салоники монахолюбивые», 1998;
  • «Ротонда святого Георгия. Причины конфликта между музеем и Церковью», 1998;
  • «Деятельность богословского факультета Фессалоникского университета с 1942 по 1992 годы», 1998;
  • «Монашество: образы и темы», 1998;
  • «Брак и безбрачие. Что выше?», 1999;
  • «Святитель Нектарий Эгинский как учитель», 2000;
  • «Новые удостоверения личности: кто создаёт проблему?», 2000;
  • «Церковное имущество», 2000;
  • «От Никеи Вифинской к Никее Французской», 2001;
  • «Рождественская ёлка», 2000;
  • «Утешение скорбящих. Утешительные послания святителя Василия Великого», 2001;
  • «Священный Синод и папa: неизвестные подробности одной беседы», 2001;
  • «После визита папы: факты и оценки», 2001;
  • «Уния: осуждение и оправдание», 2002;
  • «Этические главы», 2002;
  • «Иерархи — народные вожди», 2003;
  • «Надо ли переводить литургические тексты?», 2003;
  • «Межхристианские встречи», 2003;
  • «Границы Церкви. Экуменизм и католичество», 2004;
  • «Коливадское движение. Преподобные Афанасий Парижский и Никодим Святогорец», 2004;
  • «Святой апостол Павел», 2004;
  • «Благотворное и очистительное цунами. Виноват ли Бог в стихийных бедствиях?», 2005. (М.:Святая Гора, 2005);
  • «Церковь и футбол. Христианская жизнь и спорт», 2005.

Готовятся к изданию

  • «Церковь и государство: отделение или симфония?»;
  • «Богословие и творения великих святых отцов богословов».

На русский язык переведены

  • // Благодатный огонь. — 2010.
  • (2013). Дата обращения: 15 марта 2017.

Примечания

  1. М. : Православная энциклопедия , 2000.
  2. . Дата обращения: 12 марта 2017. 12 марта 2017 года.
  3. . Дата обращения: 29 декабря 2019. 3 июля 2014 года.
  4. . pravoslavie.ru. Дата обращения: 16 декабря 2018. 16 декабря 2018 года.
  5. . www.agionoros.ru. Дата обращения: 16 декабря 2018. 16 декабря 2018 года.

Литература

Ссылки

  • (греч.) . Дата обращения: 15 марта 2017. Архивировано из 30 января 2016 года.
Источник —

Same as Зисис, Феодор