Interested Article - Репортёрская стойка

Стендап (от англ. standup — стойка) — вербальный репортёрский приём, когда журналист работает непосредственно в кадре , часто — на месте освещаемого события . Альтернативный термин — репортёрская сто́йка . Есть два варианта подготовки сюжета с применением стендапа:

  • 1) Материал, подготовленный до выхода в эфир: автор мониторит ход событий из студии и при необходимости обновляет закадровый текст, не имея возможность перезаписать стендап.
  • 2) Прямая трансляция с места события: репортёр знает (или вычисляет), что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдаётся прямое включение, у журналиста есть возможность передавать в эфир стендап на фоне происходящего.

Типы стендапов

Стендапы подразделяются на три категории:

  • начальный;
  • «мостик» (переход от одного фрагмента к другому);
  • и финальные, когда журналист подводит итоги и представляет себя и съёмочную группу.

Методика записи

Практикуются три способа записи стендапа:

  • 1) Репортёр работает на каком-либо фоне.
  • 2) Работа на фоне событий (соревнование, митинг, пожар, уличное движение и т. п.)
  • 3) Запись в движении.

Ирвинг Фэнг [ кто? ] даёт следующие рекомендации [ неавторитетный источник ] :

Идите с демонстрантами без ущерба для своего здоровья; проезжайте по снесённому городу; сидите на полуразвалившемся крылечке рядом с работниками соцобеспечения и бедняками; стойте в толпе орущих подростков; выходите из-за диковинной статуи; рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения!

Следует учесть, что хотя большинство стендапов записываются в позиции «сто́я» , журналист при записи может сидеть, лежать или даже висеть, если это оправданно сюжетом .

Существуют три способа работы с микрофоном :

  • 1) Классический: репортёр держит микрофон в руке.
  • 2) Новаторский: микрофон ведущего закреплён в петлице (так называемая «петля» ), что делает пластику журналиста более подвижной.
  • 3) « Скрытая камера » (на отечественном телевидении методику использовал ведущий программы « Взгляд » Александр Политковский .

Профессиональные мотивы

Стендап применяют ради достижения ряда профессиональных задач:

  • превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа;
  • показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция;
  • резюмировать информацию и/или спрогнозирвать события;
  • сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации;
  • смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой;
  • скомпенсировать дефицит видеоряда.

Шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин говорил :

Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал мне в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен. У нас работала корреспондентом Галина Мишта — музыковед по образованию и репортёр по призванию. Она как-то сделала чудесный стенд-ап из оркестровой ямы в Большом театре: подошла к дирижерскому пульту, взяла ноты и стала объяснять, что означают значки, сделанные на партитуре. Речь шла о том, что эти рукописные обозначения — попытка дирижера очистить музыку от множественных редакторских наслоений и приблизить её к тому, что писал Мусоргский . Это было необычайно интересно и понятно даже людям, далеким от «тонких сфер». В данном случае репортёр, обладающий знаниями эксперта, стал участником события. В оркестровую яму, кстати говоря, пустят далеко не каждого.

Предъявляемые требования

Существуют неписаные стандарты применения данного приёма :

  • стендап не должен быть более 20 секунд;
  • фон, на котором стоит журналист, должен иметь отношение к тематике сюжета;
  • используются средние (а не общие или крупные) планы для генерации доверительной атмосферы в условном «диалоге» между зрителем и репортёром;
  • журналист должен постоянно следить за своим внешним видом так, чтобы он соответствовал теме и атмосфере сюжета;
    • журналист (репортер) в кадре должен быть без солнцезащитных очков, а также без головного убора, даже в сильный мороз ;
  • текст должен чётко отделяться от так называемого закадрового текста;

Ирвинг Фэнг [ кто? ] [ неавторитетный источник ] подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

Написать текст к видеосюжету — не значит просто должным образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно.

Некоторые факты

  • В профессиональных конкурсах есть приз в номинации «За лучший стенд-ап» .
  • Книга телеведущего Владимира Мукусева «Разберёмся…» проиллюстрирована стендапами: на фронтальной обложке журналист с микрофоном и граблями, а на последней — с микрофоном на фоне Останкино.
  • Игорь Шестаков вспоминал :

Специальный репортаж существовал до нас… Мне кажется, мы придумали удачный слоган для этого жанра. «Теперь я знаю об этом достаточно». Действительно, была такая программа «Репортёр», которая одна из первых занялась специальными репортажами. Мы культивировали stand-up’ы — работу репортёров в кадре. Придумывали мизансцены, ракурсы. Иногда съемка stand-up’ов занимала больше времени, чем сам репортаж. Например, когда мы снимали 60-серийный документальный цикл фильмов «Это — Москва» , делали к нему «шапку», которая состояла из проходов с рассказом о том, что будет в этих фильмах. Мы снимали их больше недели, потому что надо было снимать в определённое время суток. Помню, мы писали с Андреем Сычевым stand-up в метро — он стоял на платформе и говорил начало фразы, я в этот момент ехал в поезде и должен был её подхватить на выходе причём из той двери, которая была прямо у него за спиной.

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 февраля 2010. Архивировано из 20 мая 2004 года.
  2. . Дата обращения: 23 февраля 2010. 9 апреля 2009 года.
  3. . Дата обращения: 20 апреля 2022. 4 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 23 февраля 2010. Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  5. . Дата обращения: 23 февраля 2010. 5 мая 2009 года.
  6. . Дата обращения: 23 февраля 2010. 4 марта 2016 года.
  7. Дата обращения: 23 февраля 2010. 3 мая 2010 года.
  8. . Журналист (1 марта 2007). 27 мая 2015 года.
  9. Дата обращения: 23 февраля 2010. 10 ноября 2007 года.
  10. . Дата обращения: 10 февраля 2014. 3 февраля 2014 года.
  11. . Дата обращения: 23 февраля 2010. 25 октября 2012 года.
  12. Олеся Матвеева. // Евгений Юрьевич Додолев « Новый взгляд » : газета. — Россия , Центральный федеральный округ , город Москва , 2012. — № 8 . — С. 14—15 . 26 января 2022 года.

Литература

  • Ray White. TV News: Building A Career In Broadcast Journalism. Foral Press, Boston-London, 1990 .
  • Эверетт Дэннис. Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. Российско-американский пресс-центр. Издательство «Вагриус». Москва. 1997 .
  • Пол Стенли. Телевизионный репортаж. для профессионалов. Internews network. Москва, 1997.
  • Теленовости: секреты журналистского мастерства. Реферат книги Ирвинга Фэнга «Теленовости. Радионовости». Москва, Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. 1993 .

Ссылки

Источник —

Same as Репортёрская стойка