Стек Bluetooth
- 1 year ago
- 0
- 0
Стек ( МФА : /stɛk/ ) ( англ. stack — стопка) — абстрактный тип данных , представляющий собой список элементов , организованных по принципу LIFO ( англ. last in — first out , «последним пришёл — первым вышел»).
Чаще всего принцип работы стека сравнивают со стопкой тарелок: чтобы взять вторую сверху, нужно снять верхнюю.
В цифровом вычислительном комплексе стек называется магазином — по аналогии с магазином в огнестрельном оружии (стрельба начнётся с патрона, заряженного последним).
В 1946 Алан Тьюринг ввёл понятие стека . А в 1957 году немцы Клаус Самельсон и Фридрих Л. Бауэр запатентовали идею Тьюринга .
В некоторых языках (например, Lisp , Python ) стеком можно назвать любой список , так как для них доступны операции pop и push. В языке C++ стандартная библиотека имеет класс с реализованной структурой и методами . И т. д.
Зачастую стек реализуется в виде однонаправленного списка (каждый элемент в списке содержит помимо хранимой информации в стеке указатель на следующий элемент стека).
Но также часто стек располагается в одномерном массиве с упорядоченными адресами. Такая организация стека удобна, если элемент информации занимает в памяти фиксированное количество слов, например, 1 слово. При этом отпадает необходимость хранения в элементе стека явного указателя на следующий элемент стека, что экономит память. При этом указатель стека ( Stack Pointer , — SP ) обычно является регистром процессора и указывает на адрес головы стека.
Предположим для примера, что голова стека расположена по меньшему адресу, следующие элементы располагаются по нарастающим адресам. При каждом вталкивании слова в стек SP сначала увеличивается на 1 и затем по адресу из SP производится запись в память. При каждом извлечении слова из стека (выталкивании) сначала производится чтение по текущему адресу из SP и последующее уменьшение содержимого SP на 1.
При организации стека в виде однонаправленного списка значением переменной стека является указатель на его вершину — адрес вершины. Если стек пуст, то значение указателя равно NULL.
Пример реализации стека на языке Си:
struct stack
{
void *data;
struct stack *next;
};
Возможны три операции со стеком: добавление элемента (иначе проталкивание, push ), удаление элемента ( pop ) и чтение головного элемента ( peek ) .
При проталкивании ( push ) добавляется новый элемент, указывающий на элемент, бывший до этого головой. Новый элемент теперь становится головным.
При удалении элемента ( pop ) убирается первый, а головным становится тот, на который был указатель у этого объекта (следующий элемент). При этом значение убранного элемента возвращается.
#include <iostream>
#include <cassert>
#include <stack> // стандартная реализация стека в C++
int main()
{
std::stack<int> stk; // стек элементов типа int
std::cout << "Введите целые числа (-1, чтобы закончить ввод):" << std::endl;
while (true)
{
int num;
std::cin >> num;
if (num == -1)
break;
stk.push(num); // добавляем элемент в стек
}
std::cout << "В стеке " << stk.size() << " элементов" << std::endl;
// stk.size() изменяется при добавлении/удалении, поэтому
// цикл
// for (int i = 0; i < stk.size(); i++) { ... }
// будет вести себя неправильно
for (int i = stk.size(); i > 0; i--)
{
// выводим верхний элемент (peek)
std::cout << "Верхний элемент: " << stk.top() << std::endl;
// удаляем верхний элемент
stk.pop();
}
assert(stk.empty()); // стек пустой
return 0;
}
Программный вид стека используется для обхода структур данных , например, дерево или граф . При использовании рекурсивных функций также будет применяться стек, но его аппаратный вид. Кроме этих назначений, стек используется для организации стековой машины , реализующей вычисления в обратной польской записи . Примером использования стековой машины является программа Unix dc .
Для отслеживания точек возврата из подпрограмм используется стек вызовов .
Арифметические сопроцессоры , программируемые микрокалькуляторы и язык Forth используют стековую модель вычислений .
Идея стека используется в стековой машине среди стековых языков программирования .
Другое название аппаратного стека — машинный стек. Работа с ним поддерживается аппаратно центральным процессором. Машинный стек используется для нужд выполняющейся программы: хранения переменных и вызова подпрограмм . При вызове подпрограммы (процедуры) процессор помещает в стек адрес команды, следующей за командой вызова подпрограммы «адрес возврата» из подпрограммы. По команде возврата из подпрограммы из стека извлекается адрес возврата в вызвавшую подпрограмму программу и осуществляется переход по этому адресу.
Аналогичные процессы происходят при аппаратном прерывании (процессор X86 при аппаратном прерывании сохраняет автоматически в стеке ещё и регистр флагов). Кроме того, компиляторы размещают локальные переменные процедур в стеке (если в процессоре предусмотрен доступ к произвольному месту стека).
В архитектуре X86 аппаратный стек — непрерывная область памяти, адресуемая специальными регистрами ESP (указатель стека) и SS (селектор сегмента стека) .
До использования стека он должен быть инициализирован так, чтобы регистры SS:ESP указывали на адрес головы стека в области физической оперативной памяти, причём под хранение данных в стеке необходимо зарезервировать нужное количество ячеек памяти (очевидно, что стек в ПЗУ , естественно, не может быть организован). Прикладные программы, как правило, от операционной системы получают готовый к употреблению стек. В защищённом режиме работы процессора сегмент состояния задачи содержит четыре селектора сегментов стека (для разных уровней привилегий), но в каждый момент используется только один стек .