Interested Article - Покаяние (фильм)
- 2021-11-07
- 1
«Покаяние» ( груз. მონანიება ) — советский художественный фильм, психологическая драма режиссёра Тенгиза Абуладзе , снятая в 1984 году. Гран-при на Каннском кинофестивале в 1987 году.
Этот фильм, снятый ещё до начала Перестройки в СССР, вышел на экраны в январе 1987 года и практически сразу стал знаковым для отечественного кинематографа. В 1988 году фильм был награждён премией « Ника » в шести номинациях, в том числе, как Лучший фильм .
Третий фильм в режиссёрской трилогии (« Мольба » — « Древо желания » — « Покаяние »).
Сюжет
В некоем городе хоронят бывшего городского главу Варлама Аравидзе. Утром его тело находят у богатого дома его сына Авеля. Тело снова хоронят, но на следующий день его опять выкапывают. Это повторяется каждый день. Оказывается, торжественные похороны не у всех вызывают печаль и скорбь.
У могилы Варлама Аравидзе выставляется засада, в которой участвует его внук Торнике. Когда неизвестный подходит к могиле Варлама Аравидзе, чтобы в очередной раз выкопать его тело, Торнике стреляет в неизвестного и ранит его. При задержании неизвестным оказывается женщина по имени Кетеван Баратели, которая является лучшим кондитером города. На суде она рассказывает историю своей семьи, о той роли, которую сыграл в её гибели Варлам Аравидзе.
Когда Кетеван было восемь лет, Варлам Аравидзе пришёл к власти в городе и по ложному доносу арестовал её отца-художника, а потом и её мать Нино. Также выяснилось, что во время правления Варлама Аравидзе в городе в ходе политических репрессий было репрессировано множество невиновных людей.
Потрясённый данным рассказом и непониманием своего отца Авеля Аравидзе, который пытался оправдать действия Варлама, Торнике кончает жизнь самоубийством. После этого Авель Аравидзе сам выкапывает тело своего отца из могилы и сбрасывает его со скал.
В ролях
- Автандил Махарадзе — Варлам Аравидзе / Авель Аравидзе
- Ия Нинидзе — Гулико Аравидзе, жена Авеля
- Мераб Нинидзе — Торнике Аравидзе, сын Авеля
- Зейнаб Боцвадзе — Кетеван Баратели, вдова-кондитерша
- — Нино Баратели, мать Кетеван
- — Сандро Баратели, художник, отец Кетеван
- Кахи Кавсадзе — Михаил Коришели, друг Сандро
- — Елена Коришели
- Нато Очигава — Кетеван в детстве
- Дато Кемхадзе — Авель в детстве
- Верико Анджапаридзе — странница
- — родственница заключённого
- — Кайхосро Доксопуло, помощник Варлама
- — адвокат Авеля Аравидзе
- — Мосе, защитник храма
- Тамара Цицишвили — Мариам, защитница храма
- — Элизбар Корелия, женщина в очереди на передачу
- Котэ Махарадзе — прокурор
- Акакий Хидашели — адвокат Кетевана Баратели
- Резо Эсадзе — Аполлон, сосед Абеля
История создания
В 1981 году Т. Абуладзе с благословения Э. А. Шеварднадзе начал писать сценарий для фильма «Покаяние». По свидетельству его соавтора Наны Джанелидзе, сценарий был закончен при жизни Л. И. Брежнева , после чего Тенгиз Абуладзе отнёс его к Э. А. Шеварднадзе. По другим сведениям, сценарий был готов к концу 1982 года. Э. А. Шеварднадзе фактически выступил негласным продюсером картины. Для её постановки правительство Грузии выделило 900 000 рублей .
Чтобы облегчить возможности работы над фильмом, Э. А. Шеварднадзе предложил, чтобы «Покаяние» снималось по заказу грузинского телевидения и им же финансировалось. Это избавило авторов от необходимости утверждать сценарий в Москве, союзный кинокомитет лишь уведомили о том, что Абуладзе приступает к съёмкам нового фильма.
К лету 1983 года все эти проблемы были решены. Cъёмочная группа отправилась в четырёхмесячную экспедицию в Батуми. Впрочем, когда съёмки были завершены, Тенгиза Абуладзе ждал неожиданный удар. Отснятые пять тысяч метров киноплёнки по вине проявочной лаборатории оказались браком.
18 ноября его настиг новый удар — один из актёров Гега Кобахидзе, игравший роль Торнике Аравидзе, был арестован за попытку угона самолёта в Турцию и приговорён к расстрелу решением суда. После проведённых КГБ ГССР обысков у съёмочной группы Абуладзе пришлось переснимать заново эпизоды с Торнике, на роль которого был выбран начинающий актёр Мераб Нинидзе.
1 января 1984 года Э. А. Шеварднадзе поздравил Тенгиза Абуладзе с 60-летием и пожелал завершения работы над фильмом. Это означало, что фильм нужен, история с Кобахидзе не является помехой для продолжения работы над ним, необходимые денежные средства будут изысканы [ источник не указан 495 дней ] .
5 сентября 1986 года «Покаяние» было представлено в ЦК КПСС. В этот день Э. Климов встретился с А. Н. Яковлевым и «передал ему две видеокассеты с фильмом». «Я, — позднее признавался А. Н. Яковлев, — понимал, что выпуск фильма будет подобен сигнальной ракете, которая ознаменует поворот политического курса», «с выхода этой картины у нас меняется строй» .
9 сентября Т. Абуладзе принял Б. Н. Ельцин : обсуждался вопрос о выпуске фильма в прокат. 26 сентября Госкино СССР уведомило Кинокомитет Грузии о готовности принять картину, 23 октября выдало на неё «разрешительное удостоверение». Во всём этом Т. Абуладзе и Э. Климову помогал А. Н. Яковлев.
Сначала фильм появился на экранах Москвы в Доме кинематографистов и в ЦК КПСС. К 4 ноября здесь состоялось уже несколько показов картины. Первоначально они имели закрытый характер. Подобный же характер имела демонстрация фильма и в здании ЦК КПСС на Старой площади.
Первый открытый показ «Покаяния» состоялся в Москве 26 января 1987 года. С него началась неделя грузинского кино в кинотеатре «Тбилиси», после чего фильм появился на экранах других кинотеатров столицы, а затем пошёл по всей стране.
Выход фильма положил начало широкомасштабной антисталинской кампании в СССР. [ источник не указан 495 дней ]
Факты
- Фильм переведён на русский и озвучен грузинским поэтом .
- В первоначальном варианте сценария у супругов Баратели должен был быть сын, который в зрелом возрасте работает расклейщиком афиш. На эту роль Абуладзе выбрал Тенгиза Арчвадзе, но незадолго до начала съёмочного процесса мужской персонаж был заменён женским.
- В фильме использована музыка Арво Пярта (фрагмент из « Tabula rasa », звучит в сцене с брёвнами и в сцене в подъезде (после взрыва церкви)), Бетховена (адажио из « Лунной сонаты », фрагмент финала симфонии № 9 ), Верди (стретта Манрико из оперы « Трубадур »), Дебюсси (прелюдия «Шаги на снегу»), Хачатуряна (« Танец с саблями » из балета « Гаянэ »), Гуно (фрагмент оратории «Смерть и жизнь», звучит после диалога Кетеван Баратели и странницы), а также песня « Sunny » в исполнении группы Boney M.
- Находясь в гостях у семьи Баратели, Варлам Аравидзе декламирует 66-й сонет Шекспира (в русскоязычной версии фильма это произведение звучит в переводе С. Я. Маршака ), опуская две последние строки: «Всё мерзостно, что вижу я вокруг, // Но как тебя покинуть, милый друг!»
- Сцена с брёвнами, по словам Абуладзе, имеет реальные корни: «В Чохатаури пришёл из Сибири поезд с брёвнами. На них оказались надписи на грузинском языке. Говорят, что некоторые находили имена своих родных, политических заключённых. Эта история настолько врезалась в память, что я должен был воспроизвести её в фильме» . Реальные события лежат и в основе сцен с выкапыванием покойника людьми, пострадавшими от его действий: прототипом Кетеван Баратели послужили бухгалтер из Мегрелии, который выкопал труп бывшего чекиста и бросил его перед домом за то, что тот по сфабрикованному делу отправил бухгалтера с семьёй в ссылку для того, чтобы сделать его жену своей любовницей.
- Сцену, где показано безумство престарелого Варлама Аравидзе, сняли спонтанно. В тот день у съёмочной группы был выходной, а Автандил Махарадзе с Тенгизом Абуладзе осматривали место съёмки эпизода. Как только Махарадзе начал имитировать помешательство, Абуладзе отправился за камерой и, вернувшись, попросил повторить Махарадзе то, что он изображал.
- Фильм был снят в Тбилиси и Батуми.
- Фамилия городского головы — «Аравидзе» — является выдуманной и производной от грузинского слова «არავინ» — «никто» .
Призы
- В 1987 году на Всесоюзном кинофестивале фильм завоевал Главный приз
- В 1987 году на Каннском кинофестивале фильм был удостоен следующих наград: Гран-при (Большого приза), специального приза Международной федерации кинопрессы , а также приза экуменического жюри
- В 1987 году лента была удостоена советской кинопремии «Ника» в 6 номинациях: «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссёрская работа» (Тенгиз Абуладзе), «Лучшая сценарная работа» (Нина Джанелидзе, Тенгиз Абуладзе и Реваз Квеселава), «Лучшая операторская работа» ( Михаил Агранович ), «Лучшая работа художника» (Георгий Микеладзе) и «Лучшая мужская роль» ( Автандил Махарадзе )
- В 1987 году на МКФ в Чикаго фильм получил Специальный приз
- В 1988 году фильм удостоен Приза критики лучшему зарубежному фильму года в Польше
- Номинация на премию « Золотой глобус » в категории « Лучший фильм на иностранном языке »
Фильм на Каннском кинофестивале
На Каннском кинофестивале 1987 года в конкурсной программе участвовали два фильма от СССР: «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и « Очи чёрные » Никиты Михалкова . В кинематографической среде считается, что советский кинорежиссёр Элем Климов , входящий в состав жюри фестиваля, на почве неприязненных отношений с Михалковым, помешал ему получить высший приз фестиваля . Картина Михалкова считалась реальным кандидатом на « Золотую пальмовую ветвь ». Как вспоминал сам Михалков:
Картина шла прямиком и на главный приз. Тогда Элем Климов заявил на закрытом заседании фестиваля: либо «Очи чёрные» не получат «Гран-при», либо он уходит из жюри. Об этом первым мне поведал Ив Монтан , бывший в тот год председателем жюри Каннского кинофестиваля…
Как писал кинокритик Денис Горелов, « …Климов сказал, что приз любого достоинства как воздух необходим фильму высокого гражданского звучания „Покаяние“. Что это продвинет перестройку, а победа михалковского кино отбросит её далеко назад. Что в обмен на приз „Покаянию“ он готов поддержать на „Пальму“ что угодно… » .
В итоге фильм «Покаяние» получил Гран-при , вторую по значимости награду фестиваля, а «Очи черные» ограничились призом за лучшую мужскую роль .
Примечания
- Новейшая история отечественного кино: 1986—2000. — Ч. 2: Кино и контекст. — Т. 4: 1986—1988. — С. 119.
- от 15 ноября 2017 на Wayback Machine // Российская газета. — 2003. — 19 апреля.
- . Дата обращения: 12 апреля 2012. Архивировано из 31 октября 2015 года.
- от 16 июля 2015 на Wayback Machine .
- . www.kinopoisk.ru . Дата обращения: 22 мая 2023.
- // Пятый канал .
- Михалков Н. С. Территория моей любви. — М. : ООО «Издательство „Эксмо“», 2015. — 416 с. — ISBN 978-5-04-097210-4 .
- Горелов Д. В. Родина слоников. — М. : ИД «Флюид ФриФлай», 2018. — 384 с. — ISBN 978-5-906827-58-6 .
Ссылки
- Соломоник И. // Новая газета. — 2004. — № 6 (29 января).
- // Искусство кино. — 2004. — № 11.
- Рождественский Р. Совсем не рецензия // Литературная газета . — 1987. — 21 января.
- 2021-11-07
- 1