Репортёр Эдвард Мелоун (
Ллойд Хьюз
) получает задание написать репортаж о лекции, в ходе которой профессор Челленджер (
Уоллес Бири
) провозглашает, что готов доказать существование живых динозавров. Для этого ему нужны добровольцы для участия в экспедиции. Добровольцами становятся профессор Саммерли (
), сэр Джон Рокстон (
Льюис Стоун
) и Мэлоун. В экспедиции также принимает участие Пола Уайт (
Бесси Лав
), дочь погибшего путешественника Мепл-Уайта, дневниками которого руководствуется Челленджер.
Экспедиция, пройдя по маршруту Уайта, обнаруживает в бассейне
Амазонки
изолированное плато. Взобравшись на него, путешественники обнаруживают искомых динозавров. Кроме того, на плато живёт человекообезьяна (
), которая пытается убить путешественников. Пережив извержение вулкана, путешественники спускаются с плато и обнаруживают свалившегося сверху и завязшего в болоте
бронтозавра
.
Экспедиция возвращается в Лондон и профессор Челленджер делает доклад о результатах экспедиции. Как раз в это время бронтозавр, которого экспедиция привезла с собой, освобождается и проходит по улицам Лондона, служа живым доказательством правдивости слов профессора.
Факты
Фильм во многом стал бенефисом специалиста по покадровой съёмке
— созданные им динозавры заняли едва ли не большую часть экранного времени и стали главной причиной грандиозного успеха картины.
При работе над фильмом
совмещал в одном кадре покадрово снятые анимационные фигуры и «живых» актёров, но делалось это пока путём разделения экрана. Впоследствии сделанные на этом проекте наработки позволили
довести свою технику почти до совершенства и эффективно совмещать в одном кадре человека и куклу, что было с блеском им использовано через несколько лет при съёмках
«Кинг-Конга»
.
Некоторые модели динозавров, использованные в фильме, впоследствии попали в знаменитую коллекцию любителя фантастики
. Модели не проходили никаких консервационных процедур, и со временем резина высохла и выкрошилась, оставив только металлический шарнирный остов.
Хотя нынешнему требовательному зрителю спецэффекты
не кажутся столь уж убедительными, для середины
1920-х
годов они были беспрецедентны.
Конан Дойл
, которому экранизация чрезвычайно понравилась, показал отдельные фрагменты на одном из заседаний
, умолчаниями и недомолвками убедив аудиторию, что это документальные съемки настоящих динозавров. На следующий день
New York Times
опубликовал репортаж, в котором было сказано, что «чудовища древнего мира (или нового мира), которые были показаны публике, невероятно правдоподобны. Если это и подделка, то превосходная».
Модели динозавров были созданы на основе картин
Чарльза Найта
.
Артур Конан Дойль сначала продал права английскому продюсеру, но после восьмилетних переговоров предпринимателю из Чикаго в 1922 году удалось перекупить право на экранизацию.
«Затерянный мир» стал первым фильмом, показанным авиапассажирам — он демонстрировался в апреле 1925 года во время рейса Лондон-Париж компании
.
Успех фильма едва не привел к его уничтожению: после появления звукового кино в
1929 году
было решено сделать озвученную версию и продюсеры фильма договорились, что все немые копии фильма и иноязычные негативы будут собраны и уничтожены и оставлен только исходный негатив. До создания звуковой версии дело так и не дошло, но с уничтожением копий фильма компания
First National Pictures
справилась вполне успешно. Как и следовало ожидать, исходный негатив впоследствии тоже был утрачен. После этого долгое время фильм был известен только по нескольким случайно сохранившимся американским и иноязычным копиям, как правило, в значительно сокращенных вариантах монтажа. В 2016 году на основе всех найденных материалов была смонтирована версия, наиболее близкая к первоначальной.
Сцена с оборачивающимся человеком-обезьяной неоднократно использовалась в качестве врезки в мультсериале
Губка Боб
.
Примечания
(англ.)
.
Time
(6 июня 1925).
Дата обращения: 2 мая 2021.
28 мая 2013 года.