Interested Article - Диатриба
- 2021-02-01
- 2
Диатри́ба ( лат. diatriba , др.-греч. ) — жанр античной литературы , ораторская речь, произнесённая с критикой кого-то или чего-то, часто с использованием юмора, сарказма и апелляции к эмоциям. Вырос из публичной философской проповеди киников и стоиков , обращённой к простому народу и литературно обработанной Бионом , Телетом , Мениппом и другими писателями-проповедниками. Ни одно из их произведений не сохранилось.
Признаки диатрибы — моральная тема, обличительный пафос, сочетание серьёзности и насмешки ( σπουδαιογέλοιον ), личные обращения к читателю-адресату, возражения самому себе и ответы на эти возражения, широкое использование сравнений, аналогий, примеров, притчей, мифов, сентенций , раскрывающих и объясняющих доказываемый философский тезис. Диатрибам была присуща простота изложения, образная форма, фольклорные мотивы.
Для диатрибы типично утрирование, крайние вызывающие формулировки, критичное отношение к общепринятым жизненным ценностям, качественное использование приёмов риторики с одновременной имитацией обыденной и даже простонародной речи .
Считается, что основателем жанра был кинический писатель Бион Борисфенит (III век до н. э.). Темы бионовских диатриб — богатство и бедность, жизнь и смерть, религия, государство и т. п. Однако обстоятельства появления первой диатрибы, как и дата события, в точности не известны. В доказательство авторства Биона приводят диатрибы Телета Мегарского, в которых имеются отрывки бесед Биона . Однако многие историки считают, что Борисфенит лишь литературно усовершенствовал жанр диатрибы, которая ранее возникла в среде киников .
Запись о «Диатрибах» Биона у Диогена Лаэртского (Diog. Laert. II 77) нельзя назвать надёжным: историограф также упомянул Аристиппа как автора диатриб (Diog. Laert. II 84), т. е. использует термин без учёта датировки. Кроме того, стиль текстов более поздних авторов, относимых к диатрибам, отличается от специфической манеры письма Биона .
Жанр диатрибы продолжили другие философы Греции ( Плутарх , Эпиктет ). Диатриба была также популярна в Риме ( Гораций , Ювенал ). Приемы диатрибы использовали ранние христианские писатели, например, апостол Павел в Послании к римлянам и Послании к галатам , а также ранние гуманисты, такие как Эразм Роттердамский .
Примечания
-
Михаил Гаспаров
утверждает:
Диатриба была специфически устной формой речи, импровизацией, возникающей по конкретному поводу и перед конкретной публикой; она развилась из сократической беседы и была немыслима вне прямого общения с аудиторией, обмена репликами, личных выпадов и перебранки. Поэтому при письменной фиксации диатриба переставала быть диатрибой и сближалась с литературным диалогом, трактатом, памфлетом, сатирой, письмом или иным традиционным жанром. О диатрибе можно говорить не как о жанре, а как о стиле, не как о типе произведения, а как о комплексе приёмов.
— Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. — М. , 1972. — С. 131. - Аверинцев С. София-Логос. Словарь. Собрание сочинений — К.: ДУХ І ЛІТЕРА, 2006. — 912 с.
- Нахов И. М. Философия киников. — М.: Наука, 1982. — С. 194.
- Тронский И. М. История античной литературы. — М.: Учпедгиз, 1946. — С. 235.
- Скржинская М. В. Образование и досуг в античных государствах Северного Причерноморья. — Киев: Ин-т истории Украины НАНУ, 2014. — С. 36.
- Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов — М.: Мысль, 1986. — 571 с.
- Брагинская H. В. Бион Борисфенит / Античная философия. Энциклопедический словарь — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — С. 204—207.
- Жебелев С. А. Апостол Павел и его послания. — Петроград: ОГНИ, 1922. — С. 176.
- Кондратьев Ю. А. Литературный подход к изучению Послания к галатам апостола Павла: история и современное состояние // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. — № 3. — Ч. 2. — С. 204—212.
- Burns A. Diatribe and Plutarch’s Practical Ethics: аthesis. — The University of Iowa, 2015. — 119 p. (дисс. PhD).
См. также
Литература
- Антология кинизма. — М.: Наука , 1984.
- Диатриба // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 230. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
- 2021-02-01
- 2