Британский музей
- 1 year ago
- 0
- 0
« Британский агент » ( англ. British Agent ) — художественный фильм режиссера Майкла Кёртиса, шпионский фильм, вышедший на экраны в 1934 году. Картина поставлена по мотивам книги «Мемуары британского агента» Брюса Локхарта , частично касаясь, так называемого, « дела Локкарта ». Сюжет картины повествует историю отношений сотрудника посольства Великобритании Стивена Лока и русской революционерки Елены Муры, на фоне Октябрьской революции и начала Гражданской войны в 1917—1918 годах. Картина получила в целом позитивные отзывы критики и была успешна в прокате.
Действие картины происходит в России в 1917—1918 годах. В посольство Великобритании в Петрограде, направлен новый сотрудник Стивен Лок. Ему поручена миссия по предотвращению заключения возможного перемирия между Россией и Германией. В Петрограде осенью 1917 неспокойно. Во время стычки казаков и населения, революционерка Елена Мура стреляет в казака. Стивен спасает девушку от преследования и разрешает ей укрыться в стенах посольства. Между ними возникает мимолетная симпатия, но Елена при первой возможности покидает посольство.
Волнения в столице заканчиваются взятием власти большевиками. Посольство закрывается, многие сотрудники эвакуированы. Стивен и другие иностранные граждане коротают время в одном из кафе. Елена становится личным помощником Ленина и Троцкого и выполняет их специальные поручения, касающиеся британского агента. Елена и Стивен встречаются вновь и между ними вспыхивает чувство. Стивен получает возможность высказать свою позицию представителям новой власти на переговорах в Смольном . Он предлагает подождать с заключением сепаратного мира с Германий и выторговывает трехнедельную паузу. Елена доносит на Стивена своему руководителю Льву Троцкому, сообщая о том, что Стивен всего лишь передает мнение выгодное британскому правительству и он вовсе не сочувствует молодой Советской Республике. Вскоре агент получает сообщение, что британские силы высадились на севере и его миссия теряет смысл.
Товарищи по несчастью Стивена, сотрудники других посольств — Медил, Лефорж и Де Валь предлагают ему начинать искать контакты с контрреволюционными белыми силами. Британец колеблется. Кураторы Елены требуют найти на Лока компромат, но она тянет с исполнением приказа, не желая доносить на любимого. Елена умоляет Стивена сдаться властям и тогда он может рассчитывать на депортацию. Тем временем происходит покушение на Ленина , после которого спецслужбы Советской России начинают террор против иностранцев оставшихся в стране. Нескольких из них ловят и расстреливают без суда и следствия. Медила пытают, требуя выдать Стивена, но тот не раскрывает секрета. Перед этим он успел сообщить Елене место, где прячется Стивен. Елена находит Стивена и говорит ему, что они умрут вместе. Влюбленные обнимают друг друга и видят приближающихся чекистов. Однако, в последний момент, приходит спасение. Ленин остался жив и руководитель Советской России амнистирует всех иностранцев.
В финальной сцене Елена и Стивен покидают Россию на поезде и отправляются в Великобританию.
В 1932 году в свет вышли мемуары Брюса Локхарта , вицеконсула британского посольства в России в 1912—1918 годах. Книга приобрела популярность по обе стороны океана и стала бестселлером. Материал о переговорах британца с советским правительством, его любовная афера с украинской аристократкой и возможным двойным агентом, привлекли внимание киностудий еще до того, как книга была написана. Интерес к экранизации проявлял Сэмуэл Голдвин . Прототипом для главной героини картины революционерки Елены Муры (Elena Moura), стала Мария Будберг — любовница Брюса Локхарта в 1918 году . Создатели картины консультировались с Локхартом и Будберг, они также стали одними из первых зрителей картины . Сценарий картины вызвал серьезные возражения с британской стороны и подвергся цензурным правкам. Партнеры Warner Brothers в Великобритании предупредили, что будущая картина получит ограничения по прокату, если острые углы в тексте не будут сглажены . При подготовке сценария текст изменился. Из политического триллера он в значительной мере стал мелодрамой, в которой политика являлась только фоном .
На главную женскую роль первоначально планировали Барбару Стэнвик , но она отклонила предложение и роль отдали Кэй Фрэнсис. С выбором исполнителя на главного героя разногласий не возникло. Им стал архетипический «брит» в голливудских фильмах, англичанин Лесли Говард. Он порекомендовал на яркую характерную роль американца Боба Медила своего знакомого актера Уильяма Гаргана . Первым кандидатом на позицию режиссера был лауреат «Оскара» Фрэнк Борзейги , но позже студия поменяла свой выбор. Недавно ставший главой производственного отдела Warner Хэл Уоллис , предложил кандидатуру Майкла Кёртиса . «Студийный» режиссер Warner Brothers поставил производство фильмов на поток: в 1933 году он снял в качестве режиссёра 8 полнометражных фильмов . Тем не менее, считалось, что у Кёртиса есть свой почерк. Он уже зарекомендовал себя в жанре социального и политического кино. Его последняя работа ( ) о войне за независимость Ирландии получила признание критики . Кёртис и Фрэнсис успели совместно поработать в картине ( ) .
Известно, что лично Джек Уорнер участвовал в переговорах о возможности проведения съёмок в России, но успехом они не увенчались. Воспроизводить революционный Петроград пришлось в Калифорнии . Съёмки начались 26 марта 1934 года и закончились 11 июня. Они прошли в Бёрбанке , на площадях и в павильонах принадлежащих студии Warner. Картину можно отнести к высокобюджетным историческим драмам. Режиссёр получил в свое распоряжение солидный для того времени бюджет $475 тыс. Для её производства было создано 40 декораций. В массовке революционных волнений задействовали около 1500 статистов, для картины было пошито около 3000 костюмов и элементов амуниции .
Для Фрэнсис самой сложной оказалась сцена в прологе картины, в которой ей нужно было стрелять в человека. Она всегда панически боялась оружия и опасалась, что револьвер будет заряжен боевым патроном вместо холостого. Картина ей очень понравилась благодаря тому, что не стала очередной костюмированной драмой. Строгие костюмы русской революционерки, помогли ей вжиться в образ . Неприятная история случившаяся с Кэй, задержала график производства картины. Актриса случайно оказалась запертой дома и, торопясь на студию, разбила рукой стекло и сильно порезалась. Ей пришлось наложить 25 швов. LA Times сообщала, что ранение едва не стоило актрисе жизни, так как была повреждена артерия . Впрочем, пресса предполагала, что речь идет о неуклюжем оправдании попытки самоубийства. Известно, что во время съемок между Фрэнсис и Говардом случился кратковременный роман. Актрисе пришлось до конца съемок носить платья с длинными рукавами .
Картина оказалась успешна в прокате. Она принесла прибыль кинокомпании $447 000, что для того времени считалось хорошим достижением. Лидеры проката 1934 года принесли около $1 млн прибыли .
Warner всегда была известна, по сравнению с другими американскими студиями, повышенным вниманием к политической и социальной теме в кинематографе и считалась близкой к администрации Рузвельта , симпатизировавшей СССР. К недостаткам картины можно отнести то, что масштабные события, повлиявшие на ход всей мировой истории, в картине являются не более чем фоном для романтических отношений героев. Хотя Октябрьская революция и не является основной темой фильма, ей уделено должное внимание и события переданы достаточно корректно . Изображение исторических фигур, игравших главные роли в советском революционном движении, достаточно реалистично. Нередко в Голливуде сценарист мог давать совершенно карикатурный образ, как, например, Лев Троцкий был показан в фильме « Миссия в Москву » в качестве приспешника нацистов . В «Британском агенте» фигуры Троцкого и Ленина, по меркам Голливуда, близки к прототипам. Некоторые из политических деятелей не выведены под своими именами, но легко угадываются. Так, Колинов явно списан с Александра Керенского .
Фильм весьма вольно толкует содержание книги и местами уходит от исторических реалий. В картине нет привязки ко времени. В открывающей сцене Стивен Лок, перед поездкой в Россию, обсуждает детали своей миссии с премьер-министром Ллойд Джорджем . Судя по обсуждавшимся вопросам, примерная дата этой встречи: начало 1918 года. Прибытие главного героя Лока происходит явно в октябре 1917 года, когда Временное правительство еще у власти и начинаются волнения. В реальности Брюс Локхарт не был в Петрограде в октябре 1917 года . В мемуарах Локхарта Марии Будберг отведена второстепенная роль, тогда как в картине её персонаж главный и она непосредственно влияет на ход событий .
В картине «Ключ» и «Британский агент» заметны некоторые антибританские настроения, популярные в то время в американской кинематографической среде . Наиболее спорным моментом картины является то, что сценарий вполне серьезно ссылается на « дело Локкарта » — контрреволюционный план свержения власти и физического устранения лидеров советского государства, разрабатывавшийся британскими спецслужбами. Реальная вовлечённость в этот план британских спецслужб до сих пор остаётся предметом дискуссий среди историков . Позднее заговор Локкарта и его связь с Сиднеем Рейли нашли более подробное отражение в телевизионном сериале « » ( ) 1983 года .
Картина вышла на экраны 19 сентября 1934 года. Премьерный показ состоялся в Нью-Йорке в кинотеатре ( ). Фильм получил преимущественно позитивные отзывы критики . «Работа Кёртиса выпукло передает всю глубокую драматургию истории», — написал Андре Синвалд ( NY Times ) . Картина явно поднимается над средним уровнем шпионских триллеров поставленных на поток, благодаря нерядовым диалогам, актерской игре и работе оператора, отметил Time .
Критика благосклонно отнеслась к политической стороне картины, выделив работу оператора в сценах стычек с демонстрантами и работу актеров второго плана в ролях Троцкого и Сталина . Картину можно рассматривать, как пример изображения «голливудской России» в довоенную эпоху, до периода холодной войны. Один из явно бросающихся в картине штампов, обыгрывание расхожей коллизии столкновения представителя капиталистической страны и русской женщины коммунистки: ( ), «Буря» , «Последний приказ» и более поздняя картина «Ниночка» . Подобный поворот сюжета очень близок Кёртису, режиссеру политически ангажированного кино. Его излюбленный ход, ввести в сюжет героя иностранца, попавшего в другую страну и столкнувшегося с чужой культурой: ( ), «Мандалай» ( ), ( ). Схожий прием был использован и в более поздней картине «Касабланка» , прославившей имя Кёртиса, с которой у драмы 1934 года много общего .
Специалисты выделили актерскую игру Лесли Говарда, отметив убедительно сыгранную драматическую составляющую. Актрису Кей Фрэнсис критики иронически называли «вешалкой» ( англ. clothes horse ), обыгрывая то, что выигрышно она смотрелась только в костюмированных постановках, в экзотических локациях. Собственно это и было одной из причин ее выбора на главную роль в «Британском агенте» и уже на этапе препродакшен специалисты оценивали выбор как неудачный. Впрочем, критики признавая то, что она в картине по факту играла роль второго плана, на фоне Говарда, тем не менее, справилась с задачей влюбленной агентессы ЧК неплохо .
Среди недостатков специалисты выделили некоторую затянутость картины. Картину также сильно портит вымученная и приторная концовка и банальный диалог, сопровождающий счастливое спасение главных героев. Последняя фраза при расставании на вокзале, в которой американец Боб Медил просит привезти ему жевательную резинку, совершенно неуместна для общего драматического и депрессивного настроения картины .