Ад (Божественная комедия)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Божественная пропорция» ( лат. Divina Proportione , итал. Proporzione Divina ; в рукописи — «О божественной пропорции», De Divina Proportione ) — трактат об идеальных пропорциях в природе, науке и искусстве, созданный выдающимся итальянским математиком, монахом францисканского ордена Лукой Пачоли . Издан в Венеции в 1509 году.
В 1496 году по приглашению герцога Лодовико Сфорца Лука Пачоли прибыл в Милан и возглавил недавно созданную кафедру математики при Миланском университете . В Милане Лука познакомился с художником Леонардо да Винчи , который также интересовался темой геометрической гармонии. В Милане Лука Пачоли написал послание, адресованное герцогу, «О божественной пропорции», а затем, вместе с Леонардо, работал над трактатом на эту же тему. Основной текст и математические выкладки, а также издание книги, осуществил Пачоли, частично использовав и переработав трактат Пьеро делла Франческа «О пяти правильных телах» (De quinque corporibus regularibus, 1487).
Пачоли создал три экземпляра рукописи трактата. Первый экземпляр с посвящением он подарил герцогу Миланскому Лодовико Сфорца; эта рукопись ныне хранится в Швейцарии, в Женевской библиотеке. Второй экземпляр был подарен Галеаццо да Сансеверино и находится в Библиотеке Амброзиана в Милане. Третий, пропавший без вести, был отдан гонфалоньеру Флоренции Пьеру Содерини .
Леонардо выполнил иллюстрации, в том числе, возможно, рисунок, известный под названием « Витрувианский человек ». Часть заметок Леонардо сохранилась в так называемом « Атлантическом кодексе ». Трактат был завершён 14 декабря 1498 года. По рисункам Леонардо были сделаны гравюры на дереве. Трактат издан в Венеции в 1509 году А. Паганио Паганини (A. Paganius Paganinus characteribus eleganceissimis accuratissime imprimebat). В печатной версии, в конце наиболее важной первой части, Пачоли отметил момент, когда он закончил работу: «Finis adi decembre in Milano nel nostro almo convento MCCCCXCVII (dicembre 1497)» .
Лука Пачоли планировал издать ещё одну книгу по математике под названием «Силы чисел (количеств)» ( лат. De Viribus Quantitatis ), которую Леонардо должен был проиллюстрировать, но Пачоли скончался, не успев реализовать этот замысел .
Главным предметом сочинения Пачоли и Леонардо стали математические пропорции и их приложение к геометрии, черчению, перспективным построениям пространства в изобразительном искусстве и пропорционировании в архитектуре. Простота и ясность изложения, наглядные рисунки сделали книгу необычайно популярной. Часть содержания трактата была заимствована из более ранней книги Пьеро делла Франческа «Живописная перспектива» ( лат. De Рrospectiva Pingendi ).
В первой части сочинения Пачоли, «Общие положения о божественной пропорции» (Compendio divina proportione), на основе геометрии Евклида излагается правило «золотой середины» ( лат. aurea mediocritas ), или « золотого сечения », с математической точки зрения. Затем приводятся примеры его применения в различных искусствах в семидесяти одной главе. Пачоли указывает, что «золотые прямоугольники» могут быть описаны икосаэдром , а в пятой главе приводит пять причин, по которым золотое сечение следует называть «божественной пропорцией»:
Во второй части , в двадцати главах обсуждаются идеи Витрувия из его сочинения «Десять книг об архитектуре» ( лат. De architectura libri decem ) о применении математики к искусству архитектуры. В тексте сравниваются пропорции человеческого тела с пропорциями искусственных сооружений на примерах древнегреческой и римской архитектуры.
Третья часть представляет собой перевод на итальянский язык книги Пьеро делла Франческа «Небольшая книга о пяти правильных телах» ( лат. Libellus de quinque corporibus regularibus ). В 1550 году Джорджо Вазари написал биографию Пьеро делла Франческа для своих « Жизнеописаний », в которой обвинил Пачоли в плагиате и заявил, что он украл работы Пьеро . Между тем Лука Пачоли тепло отзывался о творчестве Пьеро делла Франческа и намеревался составить список его теоретических сочинений с собственными комментариями .
Поскольку книга делла Франческа была утеряна, эти обвинения оставались необоснованными до XIX века, когда в библиотеке Ватикана была найдена копия книги Пьеро, и сравнение подтвердило, что Пачоли многое скопировал .
Иллюстрации После трёх частей трактата следуют два раздела иллюстраций. В первом представлены двадцать три заглавные буквы, вычерченные Пачоли по правилам классической гарнитуры «гуманистической антиквы » Альбрехта Дюрера .
Второй раздел содержит шестьдесят иллюстраций, гравированных на дереве по рисункам Леонардо да Винчи. Художник рисовал многогранники, когда брал у уроки математики у Л. Пачоли .