Interested Article - Тонгва

Тонгва ( англ. Tongva ) , также габриэлиньо ( исп. Gabrieleño ) индейский народ , один из коренных народов Калифорнии .

Этноним

Миссис Джеймс В. Розмайер — последний носитель языка тонгва (габриэлино), июль 1905 года

Этноним габриэлино дан по названию испанской миссии Сан-Габриэль 1771 года . Представители народа предпочитают за последнее десятилетие наименование тонгва . Сегодня нет собирательного термина для обозначения этнолингвистической группы до прихода испанской миссии .

По имени великой созидающей силы из мифов индейского народа тонгва назван транснептуновый объект Квавар .

Язык

Говорили на языке тонгва серранской группы, такийской ветви из северной (калифорнийской шошонской) подсемьи юто-ацтекской языковой семьи . Габриэлино является переходным вариантом между серрано- и . В тонгва выделяют диалект фернанденьо ( исп. Fernandeño ), названный по наименованию основанной в 1797 году миссии Сан-Фернандо, и также габриэлино . По мнению Альфреда Луиса Крёбера прежде существовало полдюжины материковых диалектов языка, но затем они стандартизировались в два диалекта, причастные к двум возникшим миссиям . Францисканцы из миссии Сан-Габриэль в 1814 году определили 4 языка ( исп. idiomas ) среди неофитов :

  • Кокомкар — распространение точно неизвестно, возможно, побережье у каньона Санта-Моника на западе Лос-Анджелеса;
  • Сиба — поселение Шиванга рядом с миссией;
  • Карбонанга или Корбонамга — возможно, от Кавэнга, чьё название перекочевало на на Голливудских холмах;
  • Гвигуитамкар (Китанемук) — отдельный язык такийской ветви , на котором когда-то говорили в горной местности к северу и к востоку от миссии.

Последний носитель языка тонгва скончался в 1970 году . В наши дни попытки возрождения языка среди потомков тонгва проходят с переменным успехом .

История

Заселили территории бассейна Лос-Анджелес от южного до северного Топанга Крик , включая острова Сан-Клементе , Сан-Николас , Санта-Каталина . До устройства испанской миссии численность населения составляла предположительно 5-10 тысяч человек . Численность населения значительно снизилась после прихода европейцев. Те видели тонгва на Санта-Каталине в 1520 и 1602 годах . В поисках мифического пролива Аниан или северо-западного прохода мореплаватель Хуан-Родригез Кабрилло с командой остановился на зимовку 1542—1543 года на острове Санта-Каталина. Остров они назвали Сан-Сальвадор или Исла-Капитана, но также записали его индейское название как Лиму или Лимун (вместо Пиму, Пимунгна, Пипимар). Индейцы хотели, чтобы испанцы уплыли и напали на них. Кабрилло в бою сломал ногу и скончался от гангрены . Его похоронили в безымянной могиле где-то на острове .

В 1769 испанцы устроили своё поселение рядом с тонгва, в 1771 году основали миссию Сан-Габриэль. Жизнь тонгва резко изменилась . Обращённые в католичество индейцы должны были жить в пределах миссии или неподалёку. Ушедших в деревни или в горы индейцев испанские солдаты выслеживали и приводили в цепях обратно в миссию, где их пороли и принуждали к тяжёлому труду. Необращённых индейцев испанцы называли язычниками, а поселения ранчериями . Это название сегодня используется в Калифорнии для обозначения сельских поселений индейцев, не привязанных к резервации .

К 1785 году участились индейские восстания и выступления. К 1800-м годам многие индейцы интегрировались в систему миссии, другие продолжали оказывать сопротивления. В 1833 миссию секуляризировали, и многим тонгва пришлось переезжать на другие территории, кто-то обосновался в окрестностях. До 1860-х годов присутствие тонгва было очевидно на данных землях, но после они перестали быть видимым этносом. В 1979 году тонгва поддерживали своё этническое происхождение и тесно идентифицировались со своим культурным наследием .

В 1999 году воссоздано поселение тонгва в парке у реки Сан-Гейбриел , чуть ниже места основания миссии .

Культура

Копия хижины тонгва ки неподалёку от в .

Образ жизни

Жили в больших деревнях (50 — 100 поселений) в овальных домах с куполообразными камышовыми крышами. В одном доме проживало до 50 человек 3 — 4 семей. Границы собственности владельца (деревья, столбы, скалы) отмечались копией его татуировки .

Социальное устройство тонгва предполагало строгую иерархию с элитарным, средним и низшим классами. Наследование владений шло от отца к сыну. Власть вождя определялась священными узами и сакральными знаниями. В политическом и религиозном управлении ему помогали посланцы, шаманы , отправители ритуалов, помощники. Вождь обычно полигамен , иногда моногамен .

Главные ритуалы проводились по случаю рождения, полового созревания, бракосочетания и смерти. Обычным явлением были смешанные браки между представителями тонгва и народами , чумаши , кауилла .

Ежегодно в наши дни тонгва принимают участие в мероприятии «Прогулка предков», посещая деревни и погребения, чтобы почтить память предков и выступить против осквернения этих мест .

Кухня

Основной пищей были жёлуди, шалфей , юкка , кактусы, олени, зайцы, грызуны, перепела , водоплавающие, моллюски , рыба, в том числе акулы . Готовили пищу в глиняных или каменных чашах либо засаливали, засушивали, коптили для долгого хранения. Для перемалывания орехов в муку использовались каменные тёрочники ( manos ) размером с кусок мыла и зернотёрки ( metates ) .

Мастерство

Посуду, курительные трубки лепили из глины, добываемой из русла реки или на отлогих склонах. Сухую глину осторожно смешивали с водой и песком, формировали из смеси длинные сигаровидные фрагменты, которые соединяли и создавали вазы. Готовые вазы полировали с помощью круглого камня и деревянной лопатки, обжигали несколько часов . Повседневную посуду для готовки не декорировали в отличие от церемониальных предметов . Некоторые исследователи полагают, что люди тонгва не использовали керамику до прихода францисканцев в 1771 году . Из базальта или гранита выделывались ножи, наконечники стрел и копий, скребки . Тонгва из мыльного камня и серпентина (за их прочность при нагревании или охлаждении) изготавливали чаши, украшения, курительные трубки, фигурки . Из сохранившихся до наших дней — каменные птицы, морские львы , морские котики , дельфины .

Высоко развито было мастерство плетения . Женщины плели / ткали юбки из травы, камыша , волокон коры ивы и тополя, также изготовляли орнаментированные корзины, коробки, шляпы, чаши столь плотно, что они не пропускали воду. Для ещё большей водонепроницаемости ёмкости намазывали смолой .

Мужчины из дерева вырезали чаши, каноэ , стрелы, лопаты, ковши, музыкальные инструменты, подносы, ложки и прочие необходимые предметы быта. Смола и вывар из кожи животных заменяли клей. Тонгва изготавливали три вида лодок :

  • долблёнка ,
  • — небольшие лодки, плетённые из осоки tule ( ),
  • большое дощатое мореходное каноэ ти’ат .

Вероятно, приморские тонгва переняли мастерство изготовления этих лодок у соседних чумашей . Лодки тонгва длиной 3,6 — 9 м рассчитывались на вместительность 15 взрослых человек .

Военное оружие включало: деревянные дубинки, луки с тетивой из сухожилий и тростниковыми стрелами, рогатки . Ядом гремучей змеи смазывались наконечники стрел .

Одежда

Люди тонгва носили одеяла или накидки, а благодаря мягкому климату нередко дети и мужчины вовсе не носили одежду. Женщины всегда надевали юбки, иногда покрывали головы плетёными шляпами. Тонгва следили за гигиеной и купались ежедневно . Украшали себя рисунками и татуировками .

При пересечении каменистой местности обувались в сандалии из волокон юкки . Во время религиозных церемоний воины, вожди, знахари дополняли свои наряды перьями, бусинами, костями, мехом и ракушками .

Торговля

Тонгва известны своей торговой активностью. Они использовали единоразмерные специальные корзинки, носимые в виде шляп, для отмеривания сухих продуктов, либо ракушки заменяли им деньги. Островные тонгва обменивали сушёную рыбу, шкуры морских млекопитающих, мыльный камень на шкуры оленей и зайцев, жёлуди, различные орехи, зерновые у континентальных индейцев. Мохаве с реки Колорадо часто привозили к тонгва свой товар (керамикой, хлопковыми одеялами, кусками гематита , используемого для изготовления красной краски) и выменивали его на бусины, смолу и мыльный камень .

Верования

Церемониальная хижина тонгва для совместных собраний

О верованиях тонгва известно мало. Сохранилось несколько историй о сотворении мира. Согласно одной из них, мир возник из хаоса и установился на плечах семи гигантов . Первыми творениями были брат и сестра — Небо (Ночь) и Земля, кто также были мужем и женой . Затем 6 различных творений создали окружающий мир и богоподобного Вийота , кто руководил людьми долгое время, пока его не убили его сыновья . Вийот переродился в луну, а Ночь разделил языки, расселил людей по разным местам .

Затем появился (или родился) божественный и в противовес появившемуся католицизму основал религию, которую исповедовали во времена прихода европейцев. У Чингиснича несколько имён: Соар (до инициации), Тобет (имя в танце, также сам костюм для танца, с которым он познакомил людей), Квавар (когда он достиг звёзд). По разным версиям его родителями были Таку и Аузар, либо его родила земля Tamáayawut , и у него «нет ни отца, ни матери», либо он спустился со звёздного неба. Два века продолжаются споры о том, кем был Чингиснич — божеством или пророком. Также выдвигаются предположения, что он стал результатом переложения христианских проповедей, называют его «Индейским Христом», находя параллели в их судьбах. Священным местом Чингиснича считается Повунга (в устье реки Сан-Гейбриел ) .

Первые свидетельства этой религии сделаны падре Джеронимо Боскана из миссии Сан-Хуан в 1820 году. На острове Санта-Каталина сохранились изображения китов и дельфинов, согласно верованию, охраняющих мир, наскальные рисунки людей в одеянии птиц . Другими важными космогоническими фигурами были солнце, луна, ворон, ворона, сова, орёл. Основными ценностями религии тонгва считались уважение старости, мужественности и сакрального . В ритуальных целях шаманами и на обряде инициации мальчиками принимались листья психотропного кустарника Datura meteloides (как и у мексиканского народа яки ). Сегодня связанные с этой религией церемонии справляются в некоторых отдалённых поселениях юга-востока родины тонгва .

По свидетельствам испанцев 1602 года на острове Санта-Каталина (Пиму) находилась огороженная церемониальная площадка, украшенная перьями и некими фигурами, олицетворяющими солнце и луну. Там почиталась крупная стая ворон, которые называются посланниками или оракулами Чингиснича. Считается, многие церемонии и это святилище возникли благодаря Чингисничу .

Примечания

  1. Jack S. Williams. . — The Rosen Publishing Group, 2003. — 72 с. — ISBN 9780823964291 . 26 декабря 2017 года.
  2. Jan Onofrio. . — Dictionary of Indian Tribes of the Americas. — American Indian Publishers, Inc., 1995. — С. 402—403. — 1070 с. — ISBN 9780937862285 . 9 октября 2018 года.
  3. Victor Golla. . — University of California Press, 2011. — С. 179—180. — 395 с. — ISBN 9780520266674 . 27 декабря 2017 года.
  4. Erwin G. Gudde. . — Univ of California Press, 2010-02-10. — С. 449. — 496 с. — ISBN 9780520266193 . 1 декабря 2017 года.
  5. Michael Eugene Harkin. . — U of Nebraska Press, 2004. — 386 с. — ISBN 0803224060 . 26 декабря 2017 года.
  6. Dolan H. Eargle Jr. . — Trees Company Press, 2008. — С. 252. — 333 с. — ISBN 9780937401118 . 26 декабря 2017 года.
  7. . www.chadtrujillo.com. Дата обращения: 25 декабря 2017. 8 августа 2010 года.
  8. (англ.) . Glottolog . Дата обращения: 26 декабря 2017. 27 декабря 2017 года.
Источник —

Same as Тонгва