Interested Article - За пригоршню долларов

« За при́горшню до́лларов » ( итал. Per un pugno di dollari , англ. A Fistful of Dollars ; 1964 ) — классический вестерн итальянского режиссёра Серджо Леоне , ознаменовавший появление поджанра — « спагетти-вестерн », первый фильм « долларовой трилогии » . Своего рода вольный ремейк самурайской драмы Акиры Куросавы « Телохранитель » ( 1961 ), действие которого перенесено из Японии XIX века на границу США и Мексики . Вскоре после выхода вестерна в азиатских странах его авторы были обвинены в плагиате . Тем не менее фильм пользовался большим коммерческим успехом, а исполнитель роли стрелка Джо Клинт Иствуд стал мировой звездой . В ходе рекламной кампании в США United Artists дала персонажу Иствуда прозвище « Человек без имени ».

Сюжет

В небольшой пограничный городок Сан-Мигель приезжает бродяга-стрелок ( Клинт Иствуд ). Жителей на улицах нет, первый, кого он встречает — усаженный на лошадь мертвец, к спине которого приколота издевательская записка «Adios, amigo» («Прощай, друг»). Со слов хозяина салуна ( Хосе Кальво ) стрелок узнаёт, что городок стал ареной противоборства двух банд, которые занимаются контрабандой — мексиканцев Рохо и американцев Бакстеров. Обе банды равны по силе, и ни одна не может взять верх над другой.

Стрелок решает «раскачать» ситуацию. Он провоцирует на перестрелку боевиков, работающих на Бакстеров, и убивает четверых из них. Доказав тем самым свою ценность, он нанимается на службу к братьям Рохо, самым опасным из которых является Рамон ( Джан Мария Волонте ). У Рамона есть наложница Марисоль ( Марианна Кох ), которую тот отнял под вымышленным предлогом нечестной игры в карты у её мужа и держит рядом с собой против её воли.

В город прибывает отряд мексиканской кавалерии, охраняющий карету с какими-то ценностями. Стрелок следит за ним вплоть до пограничной реки, на которой кавалеристы встречаются с отрядом США, чтобы купить оружие за золото. Внезапно американцы открывают огонь и уничтожают мексиканских солдат — оказывается, что в американскую форму были переодеты люди Рохо, которые захватили и золото, и оружие.

Стрелок и хозяин салуна перевозят двоих убитых мексиканских солдат на кладбище и усаживают их около могилы. Затем стрелок пробирается к Бакстерам и сообщает им за вознаграждение, что двое раненых солдат из разграбленного братьями Рохо обоза остались в живых и могут дать показания против Рохо. Бакстеры спешно отправляются на кладбище. Тогда стрелок сообщает то же самое Рохо, которые также отправляются на кладбище, где завязывается перестрелка. В плен к братьям Рохо попадает сын Бакстера.

В это время стрелок, оставшийся в доме Рохо, пытается найти спрятанное золото, но вместо этого натыкается на Марисоль и нечаянно бьёт её по голове. Он относит потерявшую сознание женщину к Бакстерам и получает за это вознаграждение. Теперь Бакстеры могут обменять Марисоль на своего сына.

После совершения обмена Рамон прячет Марисоль в уединённом доме. Стрелок отправляется туда, убивает всех охранников и даёт деньги Марисоль, чтобы она могла убежать с мужем и сыном из города. Вернувшись к Рохо, он попадает в руки к Рамону, который пытками надеется выведать у него, куда делась Марисоль. Жестоко избитому стрелку удаётся сбежать и спрятаться у гробовщика ( Йозеф Эггер ). Рамон переворачивает весь город в поисках беглеца, который не может в таком состоянии далеко уйти, и в конце концов нападает на дом Бакстеров. Люди Рохо поджигают резиденцию конкурентов и убивают всех, кто выбегает из огня. Однако стрелка среди убитых нет.

Через некоторое время стрелок поправляется достаточно, чтобы снова взять в руки револьвер. Зная, что Рамон более чем серьёзный противник, он выпиливает из стального бака плиту, которая должна защитить его от выстрелов, направленных в грудь. Ситуация осложняется, когда Рамон начинает пытать хозяина салуна на предмет нахождения стрелка. Стрелок отправляется на выручку к другу. Он появляется перед Рамоном на площади; Рамон раз за разом стреляет из карабина ему в грудь, пока не заканчивается 7-зарядный магазин. После этого стрелок несколькими выстрелами убивает всех братьев и помощников Рамона и устраивает с ним честную дуэль, в которой Рамон погибает.

Освободив хозяина салуна, не только не выдавшего под пытками стрелка, но и спасшего героя от пули притаившегося недобитого бандита, стрелок уезжает из города.

В ролях

Значение

  • Фильм открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные черты . В частности, эти фильмы представляют собой скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный зрительный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у вестернов Серджо Леоне такой претензии нет.
  • Фильм стал этапным не только для режиссёра, но и для Клинта Иствуда , сыгравшего в нём одну из своих первых крупных ролей и ставшего благодаря этой роли знаменитым. Иствуд впоследствии повторил рисунок этой роли в двух других фильмах «долларовой трилогии» Леоне — « На несколько долларов больше » (1965) и « Хороший, плохой, злой » (1966).
  • Стивен Кинг утверждал [ источник не указан 3200 дней ] , что именно герой Иствуда стал прообразом Стрелка из цикла его романов « Тёмная башня ».
  • Фильм Леоне многократно цитировался в других произведениях. Наиболее примечательно его использование в сюжете трилогии « Назад в будущее » — во втором фильме на телеэкране показывается эпизод финальной дуэли, а в третьем персонаж Марти Макфлай , называющий себя в этот момент Клинтом Иствудом, почти дословно, хотя и в комическом ключе, воспроизводит эту сцену, используя вместо стальной плиты печную заслонку. В фильме « День сурка » Фил Коннорс, в один из дней обокрав инкассаторов, ведёт девушку в кино, будучи одетым в шляпу, пончо и сапоги со шпорами, как у героя Клинта Иствуда. Известны также пародийные использования сюжета фильма в сериале « Звёздный путь: Следующее поколение » (эпизод «A Fistful of Datas») и мультсериале « Футурама » (эпизод « A Fishful of Dollars »).
  • Впоследствии тот же сюжет, перенесённый во времена гангстерских войн 1930-х годов, был использован в фильме Уолтера Хилла « Герой-одиночка ».

Технические данные

Во время съёмок этой картины была впервые использована разработанная итальянским отделением Technicolor широкоэкранная кинематографическая система « Технископ » ( англ. Techniscope ) . Оригинальный негатив фильма снят сферической оптикой на стандартной 35-мм киноплёнке с оригинальным соотношением сторон кадра 2,33:1. Анаморфированные прокатные фильмокопии печатались оптическим способом с вертикальным анаморфированием кадра негатива и давали на экране соотношение сторон 2,35:1 . Гидротипная печать прокатных копий велась по процессу « Техниколор » ( англ. Technicolor ). Оригинальная фонограмма — оптическая одноканальная .

Примечания

  1. (швед.) Svenska Filminstitutet .
  2. Roberto Curti. . — Jefferson, North Carolina, 2016. — С. 192. — vi, 226 pages с. — ISBN 978-1-4766-6468-2 , 1-4766-6468-4.
  3. Пишет Oadam2015-10-11 09:03:00 Oadam oadam 2015-10-11 09:03:00. . oadam.livejournal.com . Дата обращения: 25 августа 2020. 28 июля 2020 года.
  4. Patrick McGilligan. ]. — New York [N.Y.]: O/R - OR Books, 2015. — 431 pages, 36 unnumbered pages of plates с. — ISBN 978-1-939293-96-1 , 1-939293-96-0.
  5. . thecinematheque.ca. Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано из 18 апреля 2019 года.
  6. , с. 39.
  7. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 12 июня 2012. 27 июня 2012 года.

Литература

  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2012. — № 4 (26) . — С. 35—44 . — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as За пригоршню долларов