Interested Article - 4 дня в мае

« 4 дня в ма́е » — военно - драматический художественный фильм совместного производства Германии, Украины и России, снятый немецким режиссёром в 2011 году .

Официальный слоган: «Иногда граница проходит не между „своими“ и „чужими“, а между добром и злом».

Сюжет

Конец Второй мировой войны . Последние дни перед капитуляцией нацистской Германии . Померания , побережье Балтики.

Разведгруппа Красной армии из семи человек во главе с капитаном по прозвищу «Горыныч», оставлена для разведки и наблюдения за передвижениями отступающего противника. Группа располагается в пансионате для девочек-сирот.

Оставшийся в пансионате 12-летний подросток-сирота, член гитлерюгенд Петер , воспитанный в традициях национал-социализма , пытается расстрелять советских разведчиков из автомата, но те его обезоруживают и терпеливо пытаются перевоспитать.

Недалеко от пансионата появляется отряд вермахта , ожидающий транспорт для эвакуации в Данию . Обе стороны, понимая, что война практически завершёна, не хотят вступать в бой и избирают выжидательную позицию.

8 мая 1945 года в приют приезжает майор, непосредственный командир подразделения, в которую входит разведгруппа. Он пьян по случаю капитуляции Германии . Майор пытается изнасиловать одну из немецких девушек. Капитан обезоруживает его и пресекает эту попытку. Желая устранить свидетелей своего непристойного поведения, майор объявляет, что в здании засели переодетые власовцы , и силами своего подразделения начинает штурмовать приют.

Для защиты детей на помощь советским разведчикам приходит немецкая часть. Они совместно ведут бой против советских солдат, а затем вместе с сиротами из приюта отплывают на рыболовецком баркасе в Данию.

Вопрос достоверности

, публикация которого стала основой сценария фильма, сначала утверждал, что о событиях, якобы имевших место 8-9 мая 1945 года на острове Рюген (когда советские военнослужащие отдельной разведывательной роты 108-го стрелкового корпуса, расквартированные в женском пансионате, воспрепятствовали домогательствам к воспитанницам пансионата со стороны командира 137-го танкового батальона, после чего, выполняя приказ командира, 32 разведчика атаковали военнослужащие 137-го танкового батальона 90-й стрелковой дивизии при поддержке десяти танков Т-34 ; начался бой, в ходе которого на помощь советским разведчикам пришли немецкие солдаты, советский танковый батальон был уничтожен, а 9 оставшихся в живых советских разведчиков эвакуировались на корабле вместе с немцами) ему рассказал вечером 20 августа 1968 года в Гурзуфе маршал Советского Союза К. С. Москаленко .

В 2008 году вышла статья кандидата исторических наук Б. В. Соколова , в которой он отметил — « многие детали, изложенные в „Русской былине“, явно придуманы и не соответствуют реальным фактам » , привёл аргументы, ставящие под сомнение подлинность процитированного в рассказе Дмитрия Фоста «политдонесения», а также обратил внимание на то обстоятельство, что « в разных публикациях Фост изменяет некоторые детали документа » . Другие историки также подтвердили, что сюжет произведения Фоста (включая ссылки на не имеющее архивных реквизитов, составленное с ошибками «политдонесение» ) являются вымыслом .

Российский историк Алексей Исаев по итогам беседы с Дмитрием Фостом опубликовал откровенный ответ автора об обстоятельствах появления этой выдумки:

Как выяснилось в приватной беседе, написал он про «братство по оружию» на Рюгене из мега-геополитических соображений: надо мириться с немцами, создавать ось Берлин-Москва-Пекин.

А. Исаев , «Отчёт»

Под давлением фактов, Фост был вынужден признать, что сюжет «Русской былины» является вымыслом

Алексей Гуськов , на вопрос, имели ли место в реальности события сюжета фильма, в интервью в августе 2011 года отметил, что « история, рассказанная в ленте, правдива » , но в феврале 2012 года от ответа на прямой вопрос, « неужели была в реальности такая история » он уклонился

В тексте произведения Дмитрия Фоста приведён фрагмент текста «политдонесения политотдела 2-й Ударной армии», без каких-либо архивных реквизитов , автор которого не указан , в котором написано, что бой с военнослужащими «орр 108 ск» (номер разведывательной роты не упомянут), вёл «137 танковый батальон 90 сд» . Однако согласно штатному расписанию, в составе 90-й стрелковой дивизии РККА 137-го танкового батальона или иной части с номером 137 не имелось . Более того, в конце Второй мировой войны танковых батальонов вообще не имелось в составе стрелковых дивизий РККА .

В начале 1945 года советской 90-й стрелковой дивизии были приданы три танковых полка (95-й отдельный гвардейский танковый полк, 93-й отдельный гвардейский танковый полк и 46-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва), однако 137-й танковый батальон в их состав не входил. 137-й отдельный танковый батальон входил в состав 29-й гвардейской танковой бригады , но 23 мая 1944 года он был переименован во 2-й танковый батальон 96-го гвардейского тяжёлого танкового полка.

На острове Рюген в мае 1945 года вообще не было ни одного советского танка .

В ролях

  • Петер , 12-летний член гитлерюгенд
  • Алексей Гуськов Павел Калмыков («Горыныч»), капитан Красной армии , командир отдельной разведгруппы
  • Иван Шведов — Трубицин, разведчик
  • Андрей Мерзликин Седых, разведчик
  • Сергей Легостаев — Иванов, разведчик
  • Мераб Нинидзе майор
  • Геральд Александр Хелд — полковник Вальд
  • Мартин Брамбах — лейтенант Вендт
  • Ангелина Хенч — Анна
  • Петра Келлинг — патронесса приюта

История создания, премьера и последующие события

Решение о том, чтобы снять фильм, продюсер Алексей Гуськов (выступивший и в качестве исполнителя главной роли) принял в начале 2000-х, услышав рассказ Дмитрия Фоста «Русская былина» , который передавали по радио . В процессе работы над фильмом были подготовлены пять вариантов сценария, но некоторые сцены в окончательный вариант включены не были, поскольку разработчики признали их « излишне жестокими »

Фильм снимался при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, на создание фильма было выделено почти 50 млн рублей . О том, что фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ, упомянуто в титрах.

Мировая премьера состоялась в рамках кинофестиваля в Локарно 9 августа 2011 года .

Фильм вышел в прокат 17 февраля 2012 года в нескольких странах Европы:

  • в России (в количестве 100 копий, хотя изначально разработчики планировали выпустить в прокат 200 копий)
  • в Германии (по разным данным, 45 или 100 копий )
  • в Казахстане
  • в Швеции
  • в Швейцарии (5 копий )
  • на Украине (с 23 февраля 2012)

В прокате фильм провалился . В течение февраля 2012 года прокат фильма в России собрал 28 тысяч долларов США, в Германии — 90 тыс. долларов США

В апреле 2012 года на средства, выделенные из областного бюджета Иркутской области, ОГАУК «Иркутский областной кинофонд» приобрёл права на демонстрацию фильма «Четыре дня в мае» Ахима фон Борриса, были запланированы бесплатные показы этой картины для ветеранов и школьников 3 и 4 мая 2012 года в кинозале «Дом кино» в честь 67-й годовщины победы в Великой Отечественной войне .

Решение телекомпании НТВ показать фильм «4 дня в мае» 7 мая 2012 года вызвало возмущение в обществе , против фильма выступили российские историки (в том числе, А. Р. Дюков и А. В. Исаев ), ветераны Великой Отечественной войны , ветеранские организации , 13-15 тысяч зрителей и около 500 блогеров направили письма с протестом в адрес телекомпании, и 5 мая 2012 года телекомпания НТВ объявила о намерении снять фильм из эфира . С осуждением фильма выступили представители творческой интеллигенции (писатель Виктор Топоров , публицист Игорь Пыхалов ).

7 мая телеканал НТВ снял с эфира показ ленты «4 дня в мае», объяснив своё решение тем, что намерение показать этот фильм вызвало крайне негативную реакцию ветеранских организаций и отдельных зрителей — участников Великой Отечественной войны . Тем не менее, 30 мая государственное информационное агентство РИА «Новости» организовало специальный показ фильма в рамках проекта «РИА-Арт» (при этом запросы на аккредитацию от «неудобных» для организаторов лиц под различными предлогами отклоняли ).

В июне 2012 года фильм был показан на 34-м Московском международном кинофестивале . В июле фильм был показан на фестивале европейских кинодебютов VOICES в Вологде ,

21 ноября 2012 года продюсер Алексей Гуськов лично приехал представить «4 дня в мае» французским зрителям на открытии ХХ фестиваля русского кино во Франции, который проходил в Онфлере (Нормандия) , вслед за этим фильм был показан во время Недели российского кино в Португалии

Позднее фильм был включён в программу международного кинофестиваля «Сталинградская сирень» ( Волгоград , 8-13 мая 2013 года ), посвящённого 68-й годовщине Победе в Великой Отечественной войне .

Отзывы

Обозреватель газеты « Коммерсантъ » А. С. Плахов полагает, что фильм впечатляет самой историей, невероятной, но произошедшей в действительности. Даже если некоторые немецкие зрители ожидали увидеть более негативное описание советских солдат, то они были разочарованы.

В фильме не прозвучало ни одного грязного слова, ни одна из немок не была изнасилована. Но всё это не производило впечатления «клюквы». Выполненный в традициях старого советского кино, только с невозможным для него сюжетом (скорее способным заинтересовать Сергея Лозницу ), фильм оказался любопытным жанровым экспериментом. А также — отличной площадкой для того, чтобы Алексей Гуськов продемонстрировал свою актёрскую харизму. Благодаря ей и точно найденному актёру-мальчику (Павел Венцель) картина работает даже в самых рискованных сюжетных ситуациях, свидетельством чему стали бурные аплодисменты и благодарные лица публики, на фоне которых поблекли несколько скептических ухмылок.

А. Плахов, «Коммерсант»

Критик Денис Рузаев из еженедельника Time Out считает, что присутствие Алексея Гуськова в картине сразу в двух образах — актёра и продюсера — неизбежно повлияло на весь творческий результат: «Как бы фон Боррис ни старался выписывать характеры и выстраивать мизансцены, ничего не поделаешь — приходится держать долгие крупные планы артиста Гуськова» .

Обозреватель газеты «Известия» Лариса Юсипова утверждает, что режиссёр снял «спокойный, культурный» фильм — без лозунгов о переосмыслении истории, но с очевидным гуманистическим посылом .

Награды

5 мая 2012 года в интервью «Эхо Москвы» Алексей Гуськов сообщил, что картина «4 дня в мае» получила шесть призов в России, в том числе два приза военного кино фестиваля имени Озерова

  • XIX кинофестиваль « Окно в Европу » (Выборг, август 2011 года) — приз «Золотая ладья» в программе «Выборгский счёт» и специальный приз жюри « За смелость и гуманизм » .
  • ХХ фестиваль русского кино в Онфлёре : приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль — Алексею Гуськову .

См. также

Примечания

  1. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // "Forbes.RU" от 16 ноября 2012
  2. Юсипова Л. . газета «Известия» (16 февраля 2012). Дата обращения: 27 апреля 2012. 5 октября 2012 года.
  3. Д. И. Фост. от 8 мая 2012 на Wayback Machine // Журнал «Вокруг света» № 5 (2788), май 2006 года.
  4. Дмитрий Фост. // журнал «Родина»
  5. Соколов Б. Российский исторический журнал «Родина» (4 апреля 2008). Дата обращения: 5 мая 2012. 5 октября 2012 года.
  6. Михаил Трофименков. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // «Коммерсантъ» от 14 мая 2012
  7. . Живой Журнал А. В. Исаева (5 мая 2012). Дата обращения: 5 мая 2012. 5 октября 2012 года.
  8. Исаев А. . Военно-исторический форум (7 сентября 2006). Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано из 5 октября 2012 года.
  9. « сердце — это история придуманная несколько лет назад Дмитрием Фостом и разоблачённая сразу не только историком Алексеем Исаевым, который может быть заподозрен в симпатиях к СССР, но и Борисом Соколовым, которого в подобном уж точно упрекнуть нельзя. Оказалось, что приведённые Фостом в качестве доказательства документы — грубая подделка. Позднее и сам Фост, под давлением фактов, вынужден был признать, что всё наврал, но с благой целью — из жажды примирения немецкого и русского народов »
    Роман Носиков. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // « Однако » от 6 мая 2012
  10. Дмитрий Стешин. (недоступная ссылка) // «Комсомольская правда» от 20 марта 2012
  11. « 7 сентября 2006 года в рамках Московской книжной выставки-ярмарки состоялся круглый стол на тему „Есть ли место цензуре в истории?“ с участием А.Исаева и Д.Фоста. Припёртый Исаевым к стене, Фост признался, что „донесение“ им было вымышлено, а всю свою публикацию назвал художественным произведением. В кругах историков это „произведение“ Фоста стало хрестоматийным примером современной фальшивки о войне. …в прокате фильм провалился. Позитивным моментом можно считать то, что в ходе скандала было установлено: на острове Рюген в мае 1945 года не было ни одного советского танка вообще »
    от 3 марта 2022 на Wayback Machine // REGNUM.RU от 4 мая 2012
  12. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // РИА «Новости» от 12 августа 2011
  13. « - Алексей Геннадьевич, неужели была в реальности такая история , когда вместо того, чтобы праздновать уже объявленную Победу, русские воины сражались против своих же, защищая немецких женщин и детей от тех, кто не считает зазорным продолжать насиловать и убивать?
    - Но наша история не о русских или немцах, речь идёт о добре и зле. Будет ли порядочный человек защищать женщин и детей, даже, если их мужья и отцы воевали во вражеском лагере? Это фильм о достойных людях, которые ценой своей жизни защищают тех, кому угрожает опасность, о человеческом великодушии. Фильм о том, что даже на войне можно сохранить человеческое лицо. »
    Михаил Садчиков. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // «Фонтанка. RU» от 25 февраля 2012
  14. . Дата обращения: 17 апреля 2014. 4 апреля 2014 года.
  15. « В первых версиях получалось все слишком правдиво и жестоко — более агрессивно, чем нам хотелось бы. Были отсняты и сцены со всеми ужасами войны: настоящий бой и захват деревушки, убийство хозяина усадьбы. Но в чистовой монтаж эти сцены не попали. Мы решили, что дополнительная жестокость на экране не нужна »
    Екатерина Каменская. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // «Комсомольская правда» от 17 февраля 2012
  16. Екатерина Каменская. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // «Комсомольская правда» от 23 февраля 2012
  17. Виктор Мараховский. от 18 апреля 2014 на Wayback Machine // «Однако», 1 марта 2012
  18. . Дата обращения: 1 мая 2020. 1 ноября 2019 года.
  19. Людмила Полякова. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // «Аргументы и факты» от 28 апреля 2012
  20. « В преддверии Дня Победы, 7 мая, в 19-25 на телеканале НТВ состоится показ фильма „Четыре дня в мае“. Фильма о том, как орды красноармейцев штурмуют немецкий детский приют, но оставшиеся по случайности в РККА хорошие русские вместе с немцами эту гнусную попытку отбивают. Фильма, лживо позиционирующегося как „основанного на реальных событиях“. „Реальные события“ — это фальшивка, выдуманная неким Д. Фостом. …показ накануне Дня Победы этой пакости — оскорбление и для немногих еще живых ветеранов той войны, и для нас, спасенных ими потомков. Оскорбление поистине страшное. И мы должны сейчас добиваться, чтобы эта пакость была снята из эфира… Я сегодня напишу официальное письмо главреду НТВ »
    от 16 апреля 2021 на Wayback Machine / живой журнал историка А. Р. Дюкова, 4 мая 2012
  21. от 18 апреля 2014 на Wayback Machine // NEWSRU.COM от 5 мая 2012
  22. « Аналогичная ситуация была буквально месяц назад: руководство телеканала вынуждено было снять с эфира фильм „4 дня в мае“: приуроченная ко Дню Победы картина о том, как советские разведчики совместно с фашистами защищают немецкий сиротский приют от красноармейцев-насильников, породила шквал писем протеста от организаций ветеранов. »
    Дмитрий Черемнов. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // GAZETA.RU от 22 июня 2012
  23. от 28 декабря 2016 на Wayback Machine // «Взгляд. RU» от 5 мая 2012
  24. Виктор Топоров. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // «Известия» от 10 мая 2012
  25. от 1 октября 2021 на Wayback Machine / живой журнал И. В. Пыхалова от 4 мая 2012
  26. . НТВ.Ru (5 мая 2012). Дата обращения: 5 мая 2012. 18 августа 2012 года.
  27. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine / пресс-релиз РИА «Новости»
  28. . Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано из 18 апреля 2014 года.
  29. Александр Дюков. от 18 апреля 2014 на Wayback Machine // «Однако» от 31 мая 2012
  30. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // «Интерфакс» от 18 июня 2012
  31. от 18 апреля 2014 на Wayback Machine // РИА «Новости» от 6 июля 2012
  32. . Дата обращения: 1 мая 2020. 28 октября 2014 года.
  33. 18 апреля 2014 года. / официальный сайт Недели российского кино в Португалии
  34. от 28 октября 2014 на Wayback Machine // ИТАР-ТАСС от 19 апреля 2013
  35. Плахов А. . Коммерсантъ. Издательский дом (11 августа 2011). Дата обращения: 26 апреля 2012. 20 июня 2012 года.
  36. Рузаев Д. . Time Out. Дата обращения: 27 апреля 2012. 5 октября 2012 года.
  37. « Картина имеет шесть призов в России. Два приза военного кино фестиваля имени Озерова ни много, ни мало. »
    Ксения Ларина. от 7 августа 2020 на Wayback Machine // радио «Эхо Москвы» от 5 мая 2012
  38. (недоступная ссылка — ) . Союз кинематографистов РФ. Дата обращения: 17 апреля 2014.
  39. . РИА Новости . Дата обращения: 4 декабря 2012. 7 декабря 2012 года.

Ссылки

  • — официальный сайт 4 дня в мае
  • Сергей Соловьёв. // научно-просветительский журнал « Скепсис », 11 ноября 2010 — 9 мая 2012 г.
  • в государственном регистре фильмов Минкульта РФ (недоступная ссылка с 17-04-2014 [3563 дня])
Источник —

Same as 4 дня в мае