Interested Article - Церковь Швеции
- 2020-05-20
- 1
Це́рковь Шве́ции ( швед. Svenska kyrkan ) — евангелическо-лютеранская национальная церковь Швеции . Это бывшая государственная церковь со штаб-квартирой в Уппсале , насчитывающая 5,5 миллиона членов на конец 2021 года. Это крупнейшая христианская конфессия в Швеции и крупнейшая лютеранская конфессия в Европе .
В состав церкви входят тринадцать диоцезов , разделенных на приходы . Главой церкви является архиепископ Уппсалы. Церковь Швеции представляет собой открытую национальную церковь , работающую с демократическими организациями и через церковное служение охватывающую всю нацию.
Главой Церкви Швеции является архиепископ Уппсалы . 8 июня 2022 года архиепископом был избран Мартин Модеус , который вступил в должность 4 декабря того же года.
С литургической и теологической точки зрения это высокая церковь , сохранившая священников, облачения и мессу во время шведской Реформации . Как и другие евангелическо-лютеранские церкви (особенно в странах Северной Европы и Балтии ), Церковь Швеции сохраняет и претендует на апостольскую преемственность . В канонах Церкви Швеции говорится, что вера, исповедание и учение церкви понимаются как выражение католической христианской веры. Далее в них говорится, что это не служит созданию новой, конфессионально своеобразной интерпретации, а касается апостольской веры, передаваемой через традиции церкви , концепции, аналогичной доктрине «реформированной и католической», существующей в англиканских церквях.
Членство в церкви, насчитывающее 5 563 351 человек, составляет 52,8 % (на конец 2022 г.) населения Швеции . До 2000 года она являлась государственной церковью. До 1996 года все новорожденные дети становились членами, если только их родители не отказались от своего членства . Примерно 2 % членов церкви регулярно посещают воскресные службы.
Этимология
Название «Церковь Швеции» впервые появилось в законодательном акте в 1860 году (в первом законе о несогласных ). Это название было необходимо для того, чтобы различать Церковь Швеции от других конфессий.
Вероучение
Начало вероучения шведской церкви после реформации было заложено в 1536 году во время правления короля Швеции Густава Вазы . На созванном им Синоде церкви в Швеции каноническое право Римско-католической церкви было отменено. Этот акт официально отделил церковь в Швеции от папы. В 1572 году церковь приняла «Шведский церковный устав», в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся шведской церкви. Главой церкви с этого момента стал король.
Официально шведская церковь стала лютеранской в 1593 году, когда Синод шведской церкви в Уппасале принял Аугсбургское исповедание, признав лютеранские вероучения обязательными для всего шведского королевства, а также издал документ Confessio Fidei , согласно которому были приняты:
- Апостольский Символ веры
- Никейский Символ веры
- Афанасьевский Символ веры
- Аугсбургское исповедание
- Решение Синода в Уппсале 1572 года
- Решение Синода в Уппсале 1593 года
В 1686 году Риксдаг принял Книгу Согласия , которая включает в себя также следующие тексты:
- Апология аугсбургского исповедания
- Шмалькальденские артикулы
- О власти и первенстве Папы
- Большой катехизис Мартина Лютера
- Малый катехизис Мартина Лютера
- Формула согласия
В XIX—XX веках были официально утверждены различные церковные соглашения, в основном направленные на экуменизм :
- Уппсальское исповедание 1909 года, для полного евхаристического общения с Церковью Англии
- Конституция Всемирного совета церквей (ВСЦ)
- Конституция Всемирной лютеранской федерации (ВЛФ)
- «Крещение, Евхаристия и Служение», также известное как «Лимский документ» ( англ. Lima Document ) ВСЦ в Лиме в 1982
- Договор 1995 года об общении с Независимой Филиппинской церковью
- Вступила в Декларацию Порвоо в 1996 ( англ. Porvoo Communion ) для полного общения с другими 11 церквями, не являющимися католическими, но не нарушившими апостольскую преемственность .
На практике, тексты лютеранских вероучений играют второстепенную роль, вместо этого приходы опираются на лютеранские традиции, смешанные с влиянием других христианских конфессий и различных церковных движений, такие как Низкая церковь , Высокая церковь , пиетизм («Старая церковь») и лестадианство , которые могут быть установлены на местном уровне, но не имеют большого общенационального влияния.
С XX века Церковь Швеции в большинстве своем проповедует либеральное христианство и защищает права человека .
История
Христианство проникло в Швецию, как и во многие другие страны, через миссионерские монашеские ордена , моряков и торговцев. Католический монах Ансгар считается первым, кто пришёл с христианской проповедью в Швецию в IX веке. Также считается, что именно по его инициативе первые христиане в Швеции построили первую церковь, церковь в городе Бирка на озере Меларен .
Образование шведской церкви
Важным событием для христианства в Швеции был Улоф Шётконунг , который был первым христианским королём Швеции, вероятно, крещённым английским миссионером. Его политика была направлена на активное распространение христианства в Швеции. Миссионеры проповедовали христианство, строились католические монастыри, церкви в центре поселений, как знак Божьего присутствия в мире. Задачами церкви были не только воспитание людей в христианской вере, но также образование и здравоохранение . Со временем церковь стала в стране весьма могущественной силой, в том числе богатейшим землевладельцем: площадь церковных владений превышала общую площадь земель, принадлежащих шведским дворянам.
Реформация
В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаурентиус (Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру , приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической церкви . В 1518 году Олаус вернулся в Швецию и стал диаконом и учителем Стренгнесской церковной школы. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане, которые кидали в проповедника камнями и палками. Первоначально отрицательно к проповеди нового учения отнесся и новый король Швеции Густав Васа , которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники финансирования своего правления. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королём и папой Климентом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате этого отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.
Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно — с 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке , в 1526 году на нём был издан Новый Завет , а в 1541 году — вся Библия , и король обязал все церкви купить новые книги .
В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашен король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.
В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаурентиус. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменен. В 1571 году Лаурентиусом Петри был разработан «Шведский церковный устав», в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви. Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля .
Вместе с тем ввиду отсутствия ожесточенного противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации , которое имело место в странах Центральной Европы , изменения во внешнем характере богослужений не имели сильных отличий от таковых в Римско-католической церкви. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве . Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую преемственность : так, Лаурентий Петри был ординирован в епископы , епископом Вестеросским , посвящённым в свой сан в Риме .
Реформация была проведена и в Финляндии , в то время являвшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в городе Або ) стал Микаэль Агрикола , который составил первый букварь финского языка и перевел на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.
В 1718 году была попытка объединения Шведской и Англиканской церкви, которая провалилась из-за сопротивления консервативного шведского епископата, обвинявшего англикан в чрезмерном кальвинизме.
Пиетизм и движения веры
С конца XVII века в стране стал распространяться пиетизм, позиции которого усились после поражения Швеции в Северной войне. Так как это стало рассматриваться как угроза единству церкви, то 12 января 1726 года был принят закон о молитвенных собраниях (конвектильплакат), который запрещал собрания верующих вне церковных зданий.
Тем не менее в начале XIX века в стране стали распространяться ривайвелистские движения веры , в проповеди которых важную роли стали играть приходские священники или просто миряне. Одним из наиболее известных проповедников того периода стал Карл Росениус . В 1858 году конвектильплакат был отменён, что стимулировало развитие свободноцерковного движения.
XX век
В 1952 году шведский гражданин получил право выйти из Церкви Швеции без вступления при этом в другую конфессию . В 1958 году шведский парламент принял закон, позволяющий женщинам быть рукоположёнными в клир (в том числе быть пасторами и епископами). Первые такие ординации были совершены в апреле 1960 года , когда Ингрид Перссон , Маргит Сахлин и Элизабет Юрле были рукоположены в священницы. В 1992 году Церковь Швеции вступила в Декларацию Порвоо ( англ. Porvoo Communion ) и подписала соглашение о полном общении с другими 11 церквями, не являющимися католическими, но не нарушившими апостольскую преемственность .
До 1 января 1996 года крещение не было обязательным условием членства в Церкви Швеции, хотя оно было необходимо для занятия выборной должности в приходе или в епархии . 1 января 2000 года Церковь Швеции была отделена от государства . Тем не менее c отделением церкви от государства вступил в силу «Закон о Церкви Швеции» ( швед. Lag om Svenska kyrkan ), который контролирует церковь, чтобы она была лютеранской, национальной и демократичной.
XXI век
После отделения Церкви Швеции от государства за ней был оставлен надзор за кладбищами, потому даже лица, не входящие в неё, продолжали платить похоронный сбор . Также Церковь Швеции продолжала получать государственные пособия на общественно-полезные нужды (например, на охрану церковных зданий, признанных памятниками архитектуры) .
В 2007 году Церковь Швеции начала благословлять однополые браки и разрешила ординировать геев и лесбиянок . С 1 ноября 2009 года Церковь Швеции регистрирует однополые браки . Это решение было принято на церковном заседании 176 голосами против 63 и 11 воздержались . Таким образом Церковь Швеции становится одной из первых церквей в мире, отходящих от понятия гетеросексуального брака как традиционного. Согласно исследованию в 2008 году, 71 % шведов считало, что однополые браки должны быть разрешены .
8 ноября 2009 года в Церкви Швеции в сан епископа Стокгольма возвели открытую лесбиянку, 55-летнюю Еву Брунне . Торжественное богослужение c рукоположением состоялось в Уппсальском Кафедральном соборе . Брунне стала первым в мире епископом-лесбиянкой и пятой женщиной-епископом в Швеции.
Структура и финансирование
Церковь Швеции имеет епископальное устройство с элементами пресвитериально-синодального, делится на епархии ( швед. stift ), епархии на благочиния ( швед. kontrakt ), благочиния на приходы ( швед. församlingar ). В рамках епархий также действуют экстерриториальные приходы — военные ( швед. militärförsamlingar ), национальные ( швед. nationella församlingar ), надворный ( швед. Hovförsamlingen ), зарубежные ( швед. utlandsförsamling )). Возглавляется Архиепископом Уппсалы, при котором действует представительные органы — поместный собор ( Kyrkomötet ) (с 1863 года), по пропорциональной системе по многомандатным округам сроком на 4 года (с 2001 года), и епископский собор ( Biskopsmötet ) и исполнительный орган — церковное управление ( Kyrkostyrelse ).
- Епархии
Церковь Швеции разделена на тринадцать диоцезов . Диоцез Уппсалы при этом имеет двух епископов — архиепископа Уппсалы (одновременно являющегося главой Церкви Швеции и диоцеза Уппсалы и осуществляющего непосредственное управление приходами городов Уппсала и Сигтуна и Энчёпингского «контракта») и епископа Уппсалы, осуществляющего управление большей частью приходов диоцеза. Епархии возглавляются епископами ( Biskop ), при котором действуют Соборный капитул ( Domkapitel ), представительные органы — епархиальное собрание ( Stiftsfullmäktige ) (с 1997 года), избираемое по пропорциональной системе по многомандатным округам сроком на 4 года (с 2001 года), и исполнительный орган — епархиальный совет ( Stiftsstyrelse ) (c 1989 года).
Диоцез | Главный собор | Действующий епископ |
---|---|---|
Диоцез Уппсалы
( архиепископы Уппсалы ) |
Кафедральный собор Уппсалы | Антье Якелен |
Диоцез Уппсалы | Кафедральный собор Уппсалы | Карин Юханнессон |
Диоцез Векшё | Кафедральный собор Векшё | Фредрик Модеус |
Диоцез Вестероса | Кафедральный собор Вестероса | Микаэль Могрен |
Диоцез Висбю | Кафедральный собор Висбю | Томас Петерссон |
Диоцез Гётеборга | Кафедральный собор Гётеборга | Сюзанна Раппманн |
Диоцез Карлстада | Кафедральный собор Карлстада | Сёрен Далеви |
Диоцез Линчёпинга | Кафедральный собор Линчёпинга | Мартин Модеус |
Диоцез Лулео | Кафедральный собор Лулео | Оса Нистрём |
Диоцез Лунда | Кафедральный собор Лунда | Юхан Тюрберг |
Диоцез Скары | Кафедральный собор Скары | Оке Бонньер |
Диоцез Стокгольма | Кафедральный собор Стокгольма | Ева Брунне |
Диоцез Стренгнеса | Кафедральный собор Стренгнеса | Юхан Далман |
Диоцез Хернёсанда | Кафедральный собор Хернёсанда | Ева Нордунг Бюстрём |
- Благочиния
Благочиния возглавлялись благочинными ( Kontraktsprost ).
- Приходы
Пастораты возглавляются настоятелями ( Kyrkoherde ), при которых действуют несколько пресвитеров ( Präst ) (саамские приходы возглавляются саамскими пасторами ( Pastor lapponum )), представительные органы — приходские собрания ( Kyrkofullmäktige ), избираемая мирянами по пропорциональной системе по многомандатным округам сроком на 4 года (с 2001 года), или церковные сходы ( Kyrkostämma ) состоящие из всех жителей прихода) и исполнительные органы — приходские советы ( Kyrkoråd ).
- Военные приходы
Объединяют граждан Швеции лютеранского исповедания состоящих на службе в Шведской королевской армии. Военные приходы находятся в подчинении фельд-пробста ( Fältprost ) или военного пастора ( Militärpastor ), в каждом из батальонов армии и хеймвера есть фельд-пастор ( fältpastor ) (ранее — полковые пасторы ( regementspräster ) и рейтарские пасторы ( ryttarpräster ), при штабах есть штабс-пасторы ( stabspastor ). В прошлом существовала также фельд-консистория ( fältkonsistoriet ) .
- Адмиралтейский приход
Объединяет граждан Швеции лютеранского исповедания состоящих на службе в Шведском королевском флоте. Единственный на всю церковь Приход Карлскрунского королевского адмиралтейства ( Kungliga Karlskrona Amiralitetsförsamling ) (кроме него в Карлскруне действует городской приход ( Karlskrona stadsförsamling )). Возглавляется адмиралтейств-пастором ( amiralitetspastor ) . В прошлом существовало несколько адмиралтейских приходов, руководились они адмиралтейств-консисторией ( amiralitetskonsistorium ), состоявшей из адмиралтейств-суперинтендентом ( amiralitetssuperintendent ) и адмиралтейств-проповедников ( amiralitetspredikant ) .
- Надворный приход
Надворный приход возглавляется гоф-консисторией ( Hovkonsistoriet ), состоявшей из обер-гоф-проповедника ( överhovpredikant ), двух гоф-проповедников ( hovpredikant ) и 2 асессоров ( assessor ) .
- Национальные приходы
- Финский приход в Стокгольме — объединяет шведских подданных финского происхождения;
- Немецкие приходы в Стокольме, Гётеборге, Мальмё, Норчёпинге, Карлскроне и других городах — объединяют шведских подданных немецкого происхождения;
- Саамские приходы ( швед. lappförsamlingar ) — объединяет шведских подданных саамского происхождения.
- Зарубежные приходы
Объединяют шведских подданных постоянно-проживающих заграницей.
- Финансирование
Шведская церковь финансируется из частных пожертвований и церковного налога. Это так называемый церковный налог ( швед. Kyrkoavgift ) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода, которым автоматически облагает любой житель Швеции, даже не указавший своё вероисповедание. По умолчанию не указавший свою конфессию житель Швеции платит этот церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен заявить о своем выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу) .
Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они «по умолчанию» остаются «членами» Шведской церкви согласно налоговой статистике. Некоторые неверующие осознанно остаются в Шведской церкви. Причина в том, что привыкшие к порядку шведы часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности не к церкви, а именно к государству . Этому есть простое объяснение — Церковь Швеции или Шведская церковь ( швед. Svenska kyrkan ) согласно закону о церкви 1951 года считалась государственной и коммунальной организацией, а священники считались госслужащими с обязанностью регистрации рождения и брака, организации погребений и ухода за кладбищами, за что получали зарплату именно от государства . Только с 1 января 2000 году Шведская церковь была полностью отделена от государства по закону о Шведской церкви 1998 года швед. Lag om Svenska kyrkan (SFS 1998:1591), что вызвало выход из церкви около 0,5 миллиона прихожан .
Но отношение к церкви именно как к части государства по инерции осталось у многих. Шведская церковь раньше отвечала и за погребение всех жителей, за что получала, кроме церковного, ещё и так называемый налог на погребение (размером 0,22 % от налогооблагаемого дохода). После 2000 года Шведская церковь получала налог на погребение только с прихожан Шведской церкви, а с 1 января 2013 даже для них налог на погребение был отделен от церковного налога .
Саамы и Церковь Швеции
В 2021 году Церковь Швеции извинилась за жестокое обращение с саамами на протяжении нескольких столетий, включая насильственную христианизацию , жестокое обращение с детьми в и сбор останков саамов для исследований в области научного расизма и евгеники. Шведская церковь назвала свои «темные действия» против саамов «колониальными» и «законными репрессиями» . Прежде чем принести извинения, Шведская церковь в 2019 году подготовила документ объемом 1100 страниц, в котором собрана история церковного угнетения саамского народа и уничтожения саамской культуры .
Отношение к гомосексуальности
Церковь Швеции не считает гомосексуальность грехом. 27 октября 2005 года церковный Собор принял решение благословлять гомосексуальные союзы, и Церковь создала соответствующий обряд. В ответ на это Русская православная церковь приняла решение о приостановке двусторонних отношений . 1 ноября 2009 года вступило в силу решение Церковного Собора о венчании однополых браков . 8 ноября 2009 года епископом Стокгольма стала открытая лесбиянка Ева Брунне .
Церковь Швеции в России
Структуры Церкви Швеции на территории современной России существовали в период между Ливонской и Северной войнами. В это время на территории Ингерманландии было основано 25 приходов . После возвращения Ингерманландии России подчинение этих приходов Церкви Швеции прекратилось. После разрушения крепости Ниеншанц были уничтожены и существовавшие там кирхи . Оставшиеся жители были переселены в новый город — Санкт-Петербург . В 1733 году императрица Анна Иоанновна подарила шведско-финской общине земельный участок (сейчас это территория между Большой Конюшенной и Малой Конюшенной улицами), на котором была возведена деревянная церковь святой Анны . После разделения прихода на шведскую и финские общины был создан отдельный шведский приход с церковью святой Екатерины . Приход существовал до 1934 года. В настоящее время деятельность прихода возобновлена, однако, несмотря на братские связи с Церковью Швеции, организационно он входит в ЕЛКРАС .
См. также
Другие государственные или бывшие государственные лютеранские церкви
Примечания
- . Дата обращения: 1 июня 2021. 2 июня 2021 года.
- 14 декабря 2020 года. The Lutheran World Federation
- 29 сентября 2011 года. , Riksdagen
- Kyrkoordning för Svenska kyrkan: med kommentarer och angränsande lagstiftning. Verbum 2005. pp43-44
- (швед.) . Svenska kyrkan . Дата обращения: 22 марта 2016. 1 ноября 2017 года.
- Wendy Sloane (1995-10-04). . The Christian Science Monitor . из оригинала 20 октября 2017 . Дата обращения: 15 января 2016 .
- ↑ . Дата обращения: 16 ноября 2009. 30 апреля 2011 года.
- Murray R. Svenska kyrkans historia. Stockholm, 1978, р.26
- О. В. Чернышева, Ю. Д. Комаров «Церковь в скандинавских странах», Москва, Наука, 1988, стр. 9-12.
- . Дата обращения: 18 октября 2008. 23 ноября 2010 года.
- ↑ Дата обращения: 25 января 2019. 24 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 26 декабря 2008. Архивировано из 12 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 26 декабря 2008. 18 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 26 декабря 2008. 18 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 22 октября 2009. Архивировано из 13 января 2011 года.
- . Дата обращения: 17 ноября 2009. Архивировано из 26 декабря 2009 года.
- . Дата обращения: 17 ноября 2009. 28 февраля 2009 года.
- . Дата обращения: 13 ноября 2009. Архивировано из 22 января 2015 года.
- . Дата обращения: 19 декабря 2023. 19 декабря 2023 года.
- . Дата обращения: 18 сентября 2020. 30 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 18 сентября 2020. 27 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 18 сентября 2020. 29 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 31 марта 2018. 1 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2015. 6 июля 2014 года.
- . Дата обращения: 1 октября 2017. 26 ноября 2017 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2015. 26 июня 2014 года.
- 16 июля 2014 года.
- Дата обращения: 15 июля 2015. 8 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2015. 27 июля 2014 года.
- . . Дата обращения: 3 августа 2023. 3 августа 2023 года.
- . Canadian Broadcasting Corporation . Дата обращения: 3 августа 2023. 3 сентября 2022 года.
- . Дата обращения: 10 января 2011. 20 января 2013 года.
- . Дата обращения: 10 января 2011. 2 февраля 2011 года.
- . Дата обращения: 13 ноября 2009. Архивировано из 22 января 2015 года.
- . Дата обращения: 8 апреля 2008. Архивировано из 23 октября 2008 года.
Литература
- Балабейкина, О. А. Особенности и принципы организации социальной деятельности русской православной церкви и церкви Швеции: сравнительный аспект / О. А. Балабейкина, А. А. Добренькая // Православие и общество: грани взаимодействия : сборник статей III Международной научно-практической конференции в рамках IX Забайкальских Рождественских образовательных чтений, регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, Чита, 03 декабря 2019 года. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. — С. 142—145.
- Балабейкина, О. А. Официальная отчетность религиозных организаций как источник эмпирических данных о деятельности Церкви: некоторые вопросы теории и практики Евангелическо-Лютеранской Церкви Швеции / О. А. Балабейкина, Н. М. Межевич, А. А. Янковская // Управленческое консультирование. — 2020. — № 10(142). — С. 135—145. — DOI 10.22394/1726-1139-2020-10-135-145.
- Balabeikina, O. A. The social responsibility of religious institutions: case of the evangelical lutheran church of sweden / O. A. Balabeikina, A. A. Yankovskaya, K. S. Gavrilova // Service Plus. — 2020. — Vol. 14. — No 3. — P. 85-93. — DOI 10.24411/2413-693X-2020-10310.
- Гейссер Л. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) / См.: Лютер М. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 489—531. ISBN 978-5-905551-05-5
- Религия и церковь Швеции: от эпохи викингов до начала XXI века / Отв. ред. О. В. Чернышева. — М. : Наука, 2015. — 535 с. — ISBN 978-5-02-039184-0 .
- 2020-05-20
- 1