Комуз (струнный музыкальный инструмент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка́льный строй — система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты . Музыкальный строй представляется как совокупность числовых отношений частот основных тонов входящих в него звуков или эквивалентным способом, позволяющим вычислить эти отношения.
Существует несколько исторически значимых музыкальных строев — пифагоров (другое название — «пифагорейский»), чистый , среднетоновый (другое название — «мезотонический»), равномерно темперированный . На современных музыкальных инструментах с фиксированной высотой звука обычно используется равномерно темперированный строй.
При настройке музыкальных инструментов западноевропейской традиции основное значение имеет результирующее сочетание разновысотных звуков. Например, чистый строй характеризуется «чистым» (то есть без биений ) звучанием «белоклавишных» квинт ; при этом другие квинты (между «чёрными клавишами», либо «сочетание белой и чёрной клавиш») звучат уже не так чисто, а некоторые — откровенно фальшиво, со значительными биениями (так называемые волчьи квинты ). Если при настройке инструмента немного изменить высоту того или иного звука, можно добиться улучшения «акустического» качества интервалов и аккордов, которые, не будучи идеально чистыми, тем не менее звучат приемлемо для слуха (как, например, на равномерно темперированном фортепиано ).
Изучением музыкальных строев традиционно (начиная с греческой античности) занималась теория музыки, с Нового времени и до наших дней — музыкальная акустика . Крупнейшими западными учёными, выпустившими монографии / большие обзорные статьи, посвящённые истории строев, были Мюррей Барбур, Марк Линдли , Рудольф Раш. Многие учебники гармонии (а также учебники по элементарной теории музыки ) включают очерки, посвящённые музыкальным строям. Фундаментальных работ, специально посвящённых истории и теории музыкальных строев, на русском языке нет (2021).
Термин «музыкальный строй» также может означать:
В России XIX — начала XX веков под строем также понимали музыкальный лад (то же, что нем. Tonart ) , с коннотацией мажорной или минорной «настройки» диатонического октавного звукоряда («мажорные строи», «минорные строи», «строи с бемолями», «строи одного наклонения » и т. п.). Это словоупотребление ныне устарело (2021).