Pussy Riot
- 1 year ago
- 0
- 0
«Показательный процесс: История Pussy Riot» ( англ. Pussy Riot: A Punk Prayer ) — российско - британская документальная драма режиссёров Майка Лернера и Максима Поздоровкина. История Нади , Маши и Кати из феминистского арт - коллектива Pussy Riot . Цель авторов картины — погрузить зрителя в суть уголовного дела о художественной акции — «панк- молебне », исполненном как протест против сращивания церкви и государства , а также в их личную жизнь, взросление, семейные отношения . Детские фотографии, комментарии родителей перекликаются в фильме с фрагментами судебных заседаний.
18 января 2013 года черновая версия фильма была представлена на 29-м кинофестивале «Сандэнс» в рамках конкурсной программы «Мировое кино», где картина была удостоена специального приза жюри . Среди наград картины также премия BIFA и награда «Cinema for Peace» 64-го Берлинского кинофестиваля за лучший документальный фильм (вручалась Надежде Толоконниковой и Марии Алёхиной) , «Новостная и документальная премия „ Эмми “» за выдающуюся музыку и звук .
Права на фильм приобрёл американский телеканал HBO , который показал его в своём эфире 10 июля 2013 года . Вслед за американским каналом «Показательный процесс» 21 октября 2013 года показал британский BBC Four . Лента вошла в шорт-лист пятнадцати претендентов на премию « Оскар » 2014 года за лучший документальный полнометражный фильм , однако в финальный список пяти номинантов не попала. В России премьера состоялась 6 мая 2014 года на кинофестивале « » .
«Искусство — это не зеркало отражающее реальность, а молот её формирующий» (вступительные кадры, цитата Бертольта Брехта ). |
Первые кадры фильма — допрос трёх участниц группы Pussy Riot следователем. Одна из них, Надежда Толоконникова, говорит о том, что церковь должна пройти реформацию и предоставить женщинам возможность проводить богослужение в храмах: « Амвон — это место для женщины, потому что это негреховное создание». Девушка называет себя верующей, но говорит, что не причащается . Она рассказывает, что практически на всех акциях группы присутствует её отец, который поддерживает её. Вторая девушка, Мария Алёхина, подтверждает то, что она является участницей Pussy Riot, при этом отказывается что-либо рассказывать о группе. Следующая участница, Екатерина Самуцевич, говорит о том, что женщинам при рождении навязывается определённая роль в обществе, с которой многие из них не согласны, в том числе и она.
Демонстрируется архивная видеозапись, где три девушки в балаклавах рассказывают о концепции Pussy Riot. Они выступают против « авторитарного режима президента Владимира Путина , лишающего граждан базового права на участие в политике». Группа использует мирные методы и никого в прямом смысле «убивать» не собирается — в своих песнях они используют метафоры и художественные приёмы. Девушки говорят, что данный образ доступен каждому: для этого нужны маски, платья, музыкальные инструменты, а также место, где можно провести акцию.
За два месяца до акции в Храме Христа Спасителя пять участниц группы Pussy Riot проводят репетицию выступления в сквоте . Спустя шесть недель после ареста, трёх участниц доставляют на одно из судебных заседаний, в зале присутствует огромное количество фотокорреспондентов и журналистов. В России и во всём мире выступают люди, требующие освобождения участниц, но также выступают и недовольные акцией в храме. Тем временем участницы, находящиеся на свободе, проводят новую акцию.
Из рассказа родителей осуждённых участниц мы узнаём про их детство и взросление. Отец Надежды Толоконниковой говорит о том, что участие в арт-группе « Война » очень изменило его дочь: «Раньше было трудно вообще представить, что она публично может что-то сделать, не то, что поцеловать полицейского. Она была просто стеснительная, интровертный ребёнок-отличник, хорошая девочка».
Проходит ещё несколько судебных заседаний, в итоге суд назначает Надежде Толоконниковой и Марии Алёхиной наказание в виде двух лет лишения свободы, а Екатерине Самуцевич — два года условно. В конце показаны кадры, где Надежда Толоконникова в камере показывает листок с цитатой поэта Дмитрия Пригова : «А так не хочется порой за убеждения садиться, а надо!». На титрах фильма звучит песня Peaches «Free Pussy Riot!».
Британский документалист Майк Лернер в феврале 2012 года увидел в английских СМИ фотографии акции Pussy Riot на Красной площади, после чего ему захотелось побольше узнать об этой группе . Когда группу арестовали после акции в храме Христа Спасителя, Лернеру стало понятно, что эта история «будет важной и симптоматичной не только в России, но для любого человека, которому важна творческая свобода и социальная справедливость». Кроме того, Pussy Riot вдохновлялись британским панк-роком, на котором вырос кинорежиссёр. Он приехал в Москву, где встретил сообщество художников и активистов — «целое моральное сопротивление».
«Это история о многом: политике, и религии, национальной идентичности, половом равноправии, природе свободы и непреходящей силе панк-рока» — говорит Лернер . Режиссёру поначалу было сложно разобраться в перипетиях отношений между церковью и политикой в России, помогал ему в этом преподающий курс русского авангарда в Гарварде режиссёр Максим Поздоровкин .
Максим Поздоровкин нашёл в девушках из Pussy Riot своих единомышленников, и чем больше он погружался в их мир, тем больше находил сходства: они читали одних и тех же философов и поэтов, ходили на одни выставки, слушали одну и ту же громкую музыку . По словам Поздоровкина, главная творческая сложность при съёмках заключалась в том, «как совместить истории трёх женщин с исторической панорамой нашего времени» и «как передать все культурные слои этой истории: оппозиционное движение в России, международный дух движения „ Occupy “, новые волны международного феминизма , возрождение православия в России после 1991-го, роль политического искусства в современном обществе» .
Режиссёр Поздоровкин видел свою задачу в том, чтобы «интеллектуально развить поднятую девушками тему и глубже проанализировать культурологические нюансы, которые не совсем адекватно преподносились российскими и мировыми СМИ» .
Были отсняты интервью с известными музыкантами, такими, как Red Hot Chili Peppers , Пол Маккартни и Мадонна , однако в окончательную версию они не попали, так как целью авторов картины было дать девушкам рассказать свою версию, а не использовать экспертов :
Когда много лет живёшь в СССР или в России, начинаешь ощущать отвращение к пропаганде. Мы не хотели делать пропагандистский фильм, мы хотели показать личную историю девушек, личную историю людей.
— Максим Поздоровкин
По словам Майка Лернера, «добрые люди из „Сандэнс“ раньше других увидели потенциал фильма» и включили его в свою конкурсную программу . После премьеры фильма Екатерина Самуцевич ответила на вопросы зрителей с помощью Skype . Новость о том, что фильм попал в шорт-лист претендентов на премию «Оскар», Лернер прокомментировал так :
Я думаю, это решение имеет очень мало общего с политикой и много с тем всеобщим уважением, сочувствием и восхищением, которые мир испытывает к Наде, Маше и Кате, к тому моральному авторитету, который они имеют.
Картина собрала положительные отзывы в мировой кинопрессе. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 82 % с оценкой 6.9/10. Одной из главных героинь фильма, Екатерине Самуцевич, картина понравилась, родители участниц группы также её одобрили .
Хэнк Стювер из The Washington Post в статье «„Pussy Riot: панк-молебен“: удар по струнам задел за живое»: «Из захватывающего и глубоко волнующего документального фильма становится очевидно, что Pussy Riot — всего лишь проявление столкновения культур в путинской России». «Это не просто обзор отважной акции протеста в храме Христа Спасителя и последующего за ним судебного протеста, это фильм о нетолерантности и страхе», — пишет журналист . По мнению Майка Хэйла из газеты The New York Times , «фильм получился убедительный, но не такой эмоциональный и вдохновляющий, как можно было ожидать» .
Максим Сухагузов из киножурнала « Сеанс »: «На вступительных титрах трёх главных героинь фильма — Надю, Машу и Катю — представляют так эффектно, как звёзд боевика или героев Квентина Тарантино : со стоп-кадрами в движении, с яркими титрами под „ Богородица, Путина прогони! “». По мнению критика, «идеологическая заряжённость лишает свободы восприятия»: «Гонители Pussy Riot, кем бы они ни были, изображены в ироническом или отрицательном ключе. В кадре торжественно появляются защитники Pussy Riot — Мадонна, Йоко Оно или ликующий народ в балаклавах» .
Год | Премия | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
2013 | « Сандэнс » (программа «Мировое кино») | Лучший документальный фильм | Майк Лернер, Максим Поздоровкин | Номинация |
Специальный приз жюри (с формулировкой «За смелое и чёткое противостояние с властью и сексуальный протест» ) | Победа | |||
2013 | BIFA | Лучший документальный фильм | Майк Лернер, Максим Поздоровкин | Победа |
2013 | Премия женского кружка кинокритиков | Лучший фильм, не показанный в кинотеатрах или фильм о женщинах (2 место) | Майк Лернер, Максим Поздоровкин | Победа |
2014 | «Cinema for Peace» | Лучший документальный фильм | Майк Лернер, Максим Поздоровкин | Победа |
2014 | Новостная и документальная премия « Эмми » | Выдающаяся музыка и звук | Саймон Рассел, Крис Бертолотти | Победа |
2014 | Cinema Eye Honors Awards | Самый запоминающийся персонаж в документальном фильме | Надежда Толоконникова | Победа |