120 дней Содома
- 1 year ago
- 0
- 0
« Сало́, или 120 дней Содома » ( итал. Salò o le 120 giornate di Sodoma ), также известен как « Сало́ » — последний фильм итальянского режиссёра и писателя Пьера Паоло Пазолини , вышедший на экраны в 1975 году . Фильм является вольной экранизацией романа « 120 дней Содома » маркиза де Сада . Первая часть незавершённой « », в которую также должен был войти фильм (не завершён). Фильм состоит из четырёх частей, основанных на « Божественной комедии » Данте Алигьери : Преддверие ада ( итал. Antinferno ), Круг маний ( итал. Girone delle manie ), Круг дерьма ( итал. Girone della merda ), Круг крови ( итал. Girone del sangue ). Фильм также содержит частые ссылки на произведение Фридриха Ницше « » (1887), книгу стихов Эзры Паунда « Песни », а также magnum opus Марселя Пруста « В поисках утраченного времени ». Фильм получил чрезвычайно спорные оценки в связи со сценами насилия, пыток, сексуальной развращённости, ужасающих убийств, копрофагии и остаётся запрещённым в нескольких странах (например, в Великобритании фильм был разрешён только в 2000 году). Несмотря на спорность, фильм получил высокую оценку различных киноведов. Хотя его обычно не считают фильмом ужасов , тем не менее в 2006 году Ассоциацией кинокритиков Чикаго «Сало» был помещён на шестьдесят пятую строчку списка самых страшных когда-либо созданных фильмов и является предметом статьи в (1986) .
1944 год
,
Республика Сало́
на
севере Италии
, последние дни
итальянского фашизма
.
Фильм состоит из четырёх частей, названия которых основаны на произведении
Данте Алигьери
«
Божественная комедия
»:
Всё сделано хорошо, когда сделано с избытком Епископ
Президент ( Альдо Валетти ), судья, герцог ( Паоло Боначелли ) и епископ женятся на дочерях друг друга. Затем они приказывают фашистам похитить несколько десятков молодых людей, из которых отбирают 9 девушек и 9 юношей, и привозят их на изолированную виллу. Фашисты также арестовывают нескольких юношей, которые затем будут охранниками на вилле. Пленников посвящают в правила игры, построенной на гомосексуальных сношениях, а также сексуальных извращениях (в частности, в фильме содержатся сцены садизма и поедания экскрементов ). Вилла охраняется автоматчиками. Кроме того, на вилле живут четыре проститутки средних лет. В 6 часов все собираются в зале, где проститутки рассказывают различные истории. После ужина начинаются оргии . За гетеросексуальные отношения полагается лишение конечностей, за религиозные отправления — смерть.
Первая проститутка в течение нескольких дней рассказывает истории о том, как в детстве была совращена педофилами. В первый день одна из девушек пытается выброситься из окна, но охрана удерживает её. На ужине за столом прислуживают голые дочери четырёх фашистов. Один из охранников ставит подножку девушке и начинает насиловать её. Президент снимает брюки и бегает по комнате, демонстрируя всем свой анус . Затем он становится на четвереньки рядом с насилуемой девушкой и просит охранника вступить с ним в гомосексуальный половой акт. На фоне этого герцог запевает песню, его поддерживают присутствующие, продолжая ужинать. На следующий день играется свадьба юноши и девушки, после свадьбы жениха и невесту насилуют фашисты. В другой день пленников заставляют представлять собой собак, и фашисты бросают им объедки со стола. Судья кладёт гвозди в кусок пирога, приказав его съесть пленнице; ничего не подозревая, она начинает пережёвывать предлагаемое блюдо, кричит от боли, из её рта льётся кровь.
Вторая проститутка рассказывает о сексуальных извращениях, связанных с экскрементами. Герцог испражняется в комнате и заставляет одну из девушек съесть экскременты . Судья «женится» на юноше, на свадебном ужине также подаются экскременты, которые едят все.
Фашисты узнают о многочисленных нарушениях пленниками установленных правил, что предопределяет финал всей истории. Последняя из четырёх проституток, что играла на пианино во время эротических рассказов, выбрасывается из окна. Остальных пленников подвергают пыткам ( скальпируют , вырезают глаза и языки, секут, прижигают раскаленным железом) и умерщвляют. Друзья, под стихотворение Эзры Паунда и произведение Карла Орфа Veris leta facies , передаваемые по радио, наблюдают по кругу за происходящим с помощью бинокля.
За окном слышится канонада — приближаются западные союзники . «Veris leta facies» сменяется лёгкой мелодией 40-х годов (Ansaldo Bracchi — Son tanto triste ) и охранники принимаются танцевать под неё. «Как зовут твою девушку?» — спрашивает один другого. «Маргарита» — отвечает тот.
Развратники
Проститутки
Дочери
После « » (« Декамерон », « Кентерберийские рассказы » и « Цветок тысяча одной ночи ») Пьер Паоло Пазолини задумал создать « », в которой хотел откинуть весь оптимизм, содержащийся в трёх предыдущих фильмах, изменить сексуальный компонент: радостный и солнечный изменить на холодный и жуткий. По предложению , «Сало» был выбран как первый эпизод. Пазолини намеревался создать фильм с элементами если не настоящего насилия, то хотя бы насилия символического. По признанию Пазолини, его фильм — это метафора на отношение современной власти, которую он ненавидел, и человека .
Некоторые натурные съёмки производились в «Вилла Альдини» ( итал. Villa Aldini ) — в здании стиля неоклассицизма в Болонье , городе, где родился Пазолини. Интерьеры были сняты в «Вилла Сорра» ( итал. ) в Кастельфранко-Эмилия .
В 2005 году в Риме состоялась выставка отредактированных фотографий Фабиана Севальоса, изображающих сцены из фильма. Итальянский режиссёр Джузеппе Бертолуччи выпустил документальный фильм Pasolini prossimo nostro ( рус. Пазолини — наш близкий ) в 2006 году на основе интервью с Пазолини, которое он сделал на съёмочной площадке «Сало» в 1975 году. В документальный фильм также включены фотографии, сделанные на съёмочной площадке фильма. В 2001 году вышел документальный фильм, автором сценария и режиссёром которого стал Марк Кермод .
Компания Criterion Collection выпустила фильм в 1998 году на DVD. В 2011 году компания выпустила его на Blu-Ray и DVD .
В 2008 году британский оперный режиссёр Дэвид Маквикар и швейцарский дирижёр подготовили по мотивам фильма свою версию оперы « Саломея » Рихарда Штрауса , переместив действие оперы в дворец разврата в нацистской Германии . Этот спектакль был записан Джонатаном Хасуэллом и позже в том же году был выпущен на DVD компанией «Опус Арте» .
Никос Николаидис снял свой фильм « » ( 2005 год ) под влиянием «Сало» .
Мишель Фуко , размышляя о «Сало» и фильме « Ночной портье », отмечал: «Это грубейшая историческая ошибка. Нацизм придумали вовсе не помешанные на эросе великие безумцы XX века, а мелкие буржуа, мрачные типы, скучные и мерзкие до невозможности. Гиммлер был каким-то там агрономом, и женился он на медсестре. Следует уразуметь, что концлагеря родились от союза воображения больничной медсестры и воображения птичника. Больница плюс птичий двор — вот фантазм, стоящий за концлагерями» .
Михаэль Ханеке включил этот фильм в десятку своих любимейших .