Последние дни Помпеи (роман)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дни жатвы» ( англ. Days of Heaven ) — второй по счёту кинофильм американского режиссёра Терренса Малика ( 1978 ). Его часто называют обладателем самого красивого изобразительного ряда в истории кинематографа . По окончании работы над фильмом Малик на 20 лет отошёл от режиссуры .
Действие происходит накануне вступления США в Первую мировую войну . Билл, работавший на металлургическом заводе в Чикаго , в результате ссоры убил человека и находится в бегах. Вместе со своей подругой Эбби и юной сестрой Линдой он скрывается в глуши техасского выступа , где работает на уборке урожая. О событиях за кадром рассказывает Линда.
Во избежание пересудов Билл с Эбби выдают себя за брата и сестру. Когда за Эбби начинает ухаживать богатый фермер, который, по слухам, неизлечимо болен, и делает ей предложение, Билл даёт согласие на этот брак. Влюблённые рассчитывают после смерти фермера унаследовать его состояние. Однако здоровье фермера оказывается весьма крепким, к тому же Эбби со временем влюбляется в собственного мужа…
Съёмки фильма проходили осенью 1976 года, преимущественно в Канаде . С целью экономии бюджета в фильме были заняты начинающие, малоизвестные актёры . Дом фермера по собственному проекту построил художник-постановщик , известный как муж Сисси Спейсек и близкий друг Дэвида Линча . Стремясь к максимальной реалистичности, костюмер Патриция Норрис сшила костюмы из ношеной одежды и старых тканей. Закадровый комментарий Фиска и Норрис о подробностях работы над фильмом вошёл в издание фильма на DVD , подготовленное в 2007 году компанией Criterion .
Съёмки шли очень медленно, главным образом в короткий 20-минутный промежуток « золотого часа », который непосредственно предшествует закату. Как вспоминал оператор Н. Альмендрос , режиссёр поставил перед съёмочной группой задачу вести рассказ не словами и диалогами, а при помощи визуального ряда: «Мало кто отдаёт предпочтение изображению. Для большинства режиссёров приоритетны сюжет и актёры» . По словам одного из киноведов, Малик стремится воздействовать не только на слух и зрение публики, но также на осязание, обоняние, вплоть до вкусовых ощущений .
После « Барри Линдона » некоторые операторы, и Альмендрос в их числе, считали необходимым снимать исторические ленты с использованием сугубо естественного освещения: в начале XX века электричество ещё не проникло в сельскую местность. Минимальное использование искусственного света и тщательное выстраивание каждого кадра (с целью придания ему глубины) затягивало съёмочный процесс. При разработке изобразительного решения Малик и Альмендрос отталкивались от прецизионистской живописи ( Вермеер , Хоппер ) и таких полотен регионалистской школы середины XX века, как « Мир Кристины » Эндрю Уайета .
Поверхность мифа Малик шлифует, как Картье драгоценные камни. В пору, когда широкий формат был признан нерентабельным, он снимает свой фильм на 70-миллиметровую плёнку — только она в состоянии наградить экран такой перспективой, где малейшие детали — выпуклые, как на ладони. Малик вирирует кадр: с одной стороны, картинка с погашенным цветом напоминает съёмку начала века; с другой, кремовый тон кадра — грим для кожи актёров, которые весь фильм играют с приоткрытыми, как для поцелуя, губами.
— « Афиша »
Чтобы снять нашествие саранчи , с вертолётов на поля сбрасывали вылущенные стручки гороха. Выделенный киностудией Paramount Pictures бюджет был скоро исчерпан. Альмендрос со своими ассистентами уехал во Францию на съёмки нового фильма Трюффо , оставив вместо себя Хаскелла Уэкслера , который и доснял «Дни жатвы». Уэкслеровские фрагменты составляют основную часть окончательной версии фильма .
Малик привёз из Канады огромное количество отснятого материала. Подобно Риветту , он предпочитал «лепить» фильм уже в монтажной студии . Его фильмы временами напоминают практикум по ассоциативному монтажу , о котором писал Эйзенштейн . Как обычно, при монтаже Малику ассистировал .
Рассмотрев множество монтажных решений, Малик решил свести использование человеческой речи к минимуму . От многих уже снятых диалогов он отказался и для более динамичного рассказа ввёл закадровый комментарий Линды. В качестве развязки был выбран открытый финал: когда одна история заканчивается, тут же начинается другая . На заключительном этапе в Калифорнии были досняты некоторые крупные планы (в частности, лицо падающего в воду Гира) . Работа над фильмом истощила перфекциониста Малика морально и физически. После премьеры, состоявшейся через два года после завершения съёмок, он уехал из Америки в Париж и на 20 лет отошёл от режиссуры.
Музыка к фильму была заказана итальянцу Эннио Морриконе . Работа шла непросто. Малик хотел, чтобы отправной точкой музыкального ряда послужил «Аквариум» из сюиты « Карнавал животных ». Именно эта мелодия звучит в начальных титрах.
Отзывы на «Дни жатвы» были в основном благожелательные, хотя многие рецензенты упрекали создателей фильма в избыточной картинности: изобразительная составляющая фильма, по их мнению, напрочь подавляет сюжетную . Малик стал первым американским режиссёром после Жюля Дассена (« Мужские разборки », 1955), которому жюри Каннского фестиваля присудило приз за лучшую режиссуру. Фильм отбил свой бюджет в прокате, хотя у широкой публики большого успеха не имел.
Когда пришел Аврам в Египет, египтяне увидели, что она [Сара] женщина весьма красивая; увидели её и вельможи фараоновы и похвалили её фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради её; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было её себе в жену.
От натурализма и социологии, которыми отмечены первые сцены, режиссёр уводит зрителей в пространство незамутнённого мифа . Незамысловатый сюжет фильма перекликается с « » Ф. В. Мурнау (1930) . В основу положена история пребывания Аврама и Сары в Египте, рассказанная в главе 12 первой книги Библии . Хотя Аврам ввёл в заблуждение фараона и назвал свою жену сестрой, небесная кара пала не на обманщиков, а на фараона. В фильме возмездие принимает форму нашествия саранчи и последующего пожара .
Киноведы традиционно заостряют внимание на следующей особенности «Дней жатвы»: сюжет и вообще всё, что связано с людьми (микрокосм), для Малика значит не больше, даже меньше, чем пейзажи, игра света и тени, чередование времён года (макрокосм) . Впечатляющая визуальная образность заменяет собой избыточные диалоги и даже традиционную экспозицию .
Дэйв Кер отмечает искусность монтажной техники: тогда как созданные оператором образы тяготеют к монументальному эпосу, аналитический монтаж снимает их тяжеловесность, визуальный ряд нарезан на короткие, быстро сменяющие друг друга фрагменты. Путём монтажных сопоставлений людские страсти зарифмованы с инстинктами животных и циклическим круговоротом природы . Рассказ о сельских буднях пропущен через сознание девочки-подростка с сильным бруклинским акцентом, которая комментирует происходящее несколько невпопад: иногда кажется, что она знает об этом мире всё, иногда — ровно наоборот . Несмотря на ветхозаветные созвучия, фильм лишён явного морализаторства; греховность влюблённых уходит куда-то на задний план .
Образный строй глубоко продуман, каждому из трёх главных героев соответствует первоэлемент . С Биллом ассоциируется огонь и вообще красный цвет, ему сопутствуют различные механизмы, с ним связано динамическое начало фильма. Кадры с изображением безымянного фермера, наоборот, статичны, его стихия — земля и её плоды, различные оттенки жёлтого и зелёного. С Эбби сопоставлена вода как стихия любви и сексуальности, место смывания грехов .
Публикации в газетах и журналах :