Джонс, Джон Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Джон Кеннет Та́венер ( англ. John Kenneth Tavener ; 28 января 1944 , Лондон — 12 ноября 2013 , Чайлд Окефорд, Дорсет ) — британский композитор.
Прямой потомок композитора и органиста Джона Тавернера [ источник не указан 2092 дня ] . Закончил Хайгейтскую школу и Королевскую Академию музыки ( 1965 ).
Джон Тавенер впервые обратил на себя внимание общественности в 1968 году во время премьеры своей оратории «The Whale», основанной на библейской легенде об Ионе . Некоторые из его первых опубликованных композиций, в частности, «Тереза» (1973, по заказу Королевского оперного театра) и « Кроткая » (1977, по рассказу Ф. М. Достоевского ), показали, что духовные искания были его основным источником вдохновения. Его обращение к Православной Церкви в 1977 году ( был крещён митрополитом Антонием Сурожским [ источник не указан 1802 дня ] ) стало результатом растущего убеждения, что восточные традиции сохранили изначальную сущность христианства, которую Запад потерял:
С детства я ощущал метафизический , духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашёл в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там, как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нём. Я был рожден британцем, в моих жилах течет шотландская кровь. В религиозном отношении я был пресвитерианцем — а эта религия далека от православия. Самое удивительное для меня в этом моем поступке было то, что в нём не было ничего рационального, обдуманного. Существуют, возможно, избранные Богом (я не хочу себя к ним причислять), но в мире нет ничего случайного. Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием. С его помощью я могу трогать сердца англичан способом, о котором они не помышляли и с которым никогда не соприкасались .
Говоря о других источниках влияния русской культуры, Тавенер обычно выделяет традицию знаменного пения и « Реквием » Анны Ахматовой , а также творчество И. Ф. Стравинского , в произведениях которого, как утверждает сам английский композитор, ему была наиболее близка фольклорная линия (в частности в « Свадебке ») и А. Пярта , с которым его, по словам самого Тавенера, роднит восприятие своей роли творца как ретранслятора идей, исходящих от высших сфер:
Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Правда, я не стал бы употреблять слова „сферы“. Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит .
Православие не было единственным источником вдохновения Тавенера, который обращался к суфийской музыке, коптскому искусству, искусству американских индейцев. В значительной степени это стало следствием того, что в первые годы нового тысячелетия объектом его интереса стала философская система швейцарского метафизика Фритьофа Шуона , которая охватывает различные религиозные традиции. Это изменение в направлении его взглядов проявляется в произведениях, написанных с 2001 года, таких, как «Завеса в храме» ( англ. The Veil of the Temple для сопрано , инструментального ансамбля, хора и хора мальчиков (2002), которое включает элементы суфийской поэзии , а также христианские, мусульманские и индуистские тексты ; «The Beautiful Names» для хора и оркестра (2007, в основе текста — 99 коранических имен Аллаха ); « Реквием » (2007), где в католический текст включены фрагменты из Корана и Упанишады , а также вдохновленное индуистскими мотивами произведение «Lalishri» (2006) для скрипки соло и струнных, написанное для Никола Бенедетти . Сочинение «Popule meus» (2009) для виолончели соло и струнных описывается самим композитором, как размышление на католический текст «О народ мой! Что Я сделал тебе и чем отягощал тебя?» (подробней см. Импроперий ).
Написал музыку к фильмам В. Херцога « Паломничество » (2001), К. Рейгадаса « Битва на небесах » (2005), А. Куарона « Дитя человеческое » (2006).
Премия Грэмми (2002, в номинации «Лучший современный композитор»). Премия Айвора Новелло (год?). Возведен в рыцарское достоинство (2000).