Второй Ватиканский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Эссенский собор или Собор святых Космы и Дамиана ( нем. Essener Münster ) — католический кафедральный собор в центральном районе города Эссен — Штадткерн ( федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия ). Собор освящен в честь Девы Марии и святых Космы и Дамиана . В соборе находится кафедра Эссенского (Рурского) епископа .
В 845 году епископ Хильдесхайма основал ( нем. Essen) для дам дворянского происхождения и до 870 года построил церковь, хотя археологические исследования подтверждают наличие на территории монастыря более древнего храма, относящегося ещё к эпохе Меровингов . Фундаменты церкви, построенной Альтфридом, были обнаружены в 1952 году во время археологических раскопок, проводимых Вальтером Циммерманном. Это была трёхнефная базилика с трансептом . К востоку от средокрестия находился полукруглый хор . Эта церковь погибла во время пожара в 946 году , о чём упоминается в Кёльнских анналах .
В
960
—
964 годах
на том же месте сооружается новая церковь, которая, однако, не была абсолютно новым зданием, а использовала стены церкви Альтфрида. Только при
аббатисе
Матильде
, которая занимала должность с
973
до
1011 года
начинает сооружаться новый храм, строительство которого завершилось при аббатисе
в
1039
—
1058 годах
во время правления
Оттонидов
. Этот храм также являлся трёхнефной базиликой с трансептом, построенной в
Романском стиле
. С северной стороны к трансепту примыкала двухэтажная внешняя галерея. В этот период монастырь достигает своего наивысшего расцвета — количество монахинь при этом достигает 70 человек.
Самой монументальной частью церкви являлся
вестверк
, сохранившийся до нашего времени. Вестверк имел ширину несколько большую, чем остальная базилика. Прямоугольная башня заканчивалась восьмиугольной
колокольней
с
шатровым
куполом. По обеим сторонам располагались восьмигранные башни с винтовыми лестницами. Высотой эти башни доставали как раз до колокольни. Внутри вестверка располагались
хоры
и алтарь
Святого Петра
. Внутри вестверк был богато расписан, а на его полусферическом своде была изображена сцена
Страшного суда
.
В
1275 году
церковь Оттонидов уничтожается пожаром, уцелели только вестверк и
крипта
, в которой сейчас находится соборная сокровищница. Во время аббатис
и
сооружается новый храм, который, будучи построенным в виде
готического
зального храма
, включил в себя романский вестверк церкви Оттонидов. Форма церкви выбиралась в сознательном контрасте с
Кёльнским собором
, так как Эссенский монастырь постоянно находился с Кёльнским архиепископством в состоянии конфронтации. До
1305 года
строительством руководил мастер Мартин, кто возглавлял строительство после него — неизвестно. Новая церковь была освящена
8 июля
1316 года
. 8 июля и по сей день является храмовым праздником Эссенского собора.
В
XVI веке
город Эссен примкнул к
Реформации
и церковь Эссенского женского монастыря становится единственной католической церковью в городе. В это время в монастыре остаётся всего три монахини.
В
XVIII веке
купол, который венчал собой средокрестие храма был заменен на более изящную башенку. С южной стороны стены церкви были расширены, при этом он потерял свои готические ажурные элементы. Острые шатровые купола вестверка были заменены на
барочные
капоты. Была существенно изменена внутренняя отделка храма.
В
1803 году
в ходе
медиатизации
, проходившей под руководством
наполеоновского
министра
Талейрана
, Эссенский монастырь был
секуляризирован
. Церковь становится
приходской церковью
, но сохраняет название монастырской
нем.
Münster
, несмотря на то, что монастырь уже не существовал.
В
1880 году
на волне возвращения моды на готику, как истинно немецкий стиль, все барочные элементы церкви были вновь переделаны в готические. Вестверку был возвращен его первоначальный романский облик, благодаря архитектору и искусствоведу
, который воспрепятствовал тому, чтобы вестверк был оформлен в готическом стиле. Башенка над средокрестием была заменена на готический шпиль.
Во время
второй мировой войны
в ночь с
5
на
6 марта
британскими ВВС
, которые выполняли
стратегические бомбардировки
предприятий
Круппа
, за один час на центр города Эссен было сброшено 137000
зажигательных бомб
и 1100
авиабомб
. Практически все здание церкви было разрушено. Только вестверк сохранился с минимальными повреждениями.
Решение о восстановлении церкви было принято на одном из первых заседаний
магистрата
после занятия города союзными войсками. В то время бургомистром города являлся
— члене
Коммунистической партии Германии
. После разбора завалов Вальтер Циммерманн провёл масштабные археологические исследования территории монастыря. Собственно восстановительные работы началось в
1951 году
и закончилось
спустя 7 лет
.
18 ноября
1957 года
Римский папа
Пий XII
издал
буллу
«Germanicae gentis», которой учредил епархию Эссена, выделив её из
архиепархии Кёльна
и
епархии Мюнстера
. С этого момента церковь получает статус собора и становится резиденцией Эссенского епископа.
Первый Эссенский епископ
выразил желание быть похороненным в Эссенском соборе, но не в крипте Оттонидов рядом с Альтфридом. Для исполнения этого желания в
1981
—
1983 годах
архитектором Хайнцем Доменом была возведена новая западная крипта.
Весь собор, включая, расположенную перед вестверком церковь
Иоанна Крестителя
имеет длину 90 м и ширину — 31 м.
Высоты отдельных частей собора приведены в таблице ниже:
Высота | Внутри | Снаружи |
---|---|---|
Неф | 13 м | 17 м |
Хор | 15 м | 20 м |
Вестверк | 35 м | |
Средокрестный шпиль | 38 м | |
Шпиль церкви Иоанна Крестителя | 50 м |
Общий объём собора составляет 45000 м³, объём каменной кладки — 10000 м³. Общий вес сооружения — 25000 тонн.
В результате варварского разрушения собора в годы второй мировой войны большая часть художественных и исторических ценностей, накопленных в соборе, более, чем за тысячелетия была утрачена. Однако, и сегодня в соборе сохраняются некоторые произведения, из которых более всего выделяется скульптура — покровительницы Мюнстерской епархии. Это фигура, высотой 74 см, изготовленная из древесины тополя и покрытая сусальным золотом . Была изготовлена во время аббатисы Матильды. Скульптура была отреставрирована в 2004 году .
В центре вестверка находится монументальный семисвечник , который также относится к эпохе аббатисы Матильды. Его высота составляет 2,26 м, ширина — 1,88 м. Состоит семисвечник из 46 бронзовых элементов.
Старейшим памятником, сохранившимся в соборе, является коринфская колонна, установленная в хоре и увенчанная современным крестом. До XV века колонна венчалась позолоченным медным крестом с надписью «Istam Cruceb (I)Da Abbatissa Fieri Iussit» (в пер. с лат. «Этот крест установлен аббатисой Идой»).
В крипте находится саркофаг Альтфрида, выполненный в готическом стиле. Надгробие было выполнено ок. 1300 года во время служения аббатисы Беатрикс фон Хольте.
В южном продольном нефе находится скульптурная композиция «Захоронение Христа», работы неизвестного кёльнского скульптора в первой четверти XVI века .
Также в соборе хранится , четыре креста, принадлежавших Оттонидам, меч Оттонидов, которым по преданию были убиты святые мученики Косма и Дамиан, несколько готических рак , коллекция бургундских застёжек, эпохи Каролингов , скульптура Святого Роха XVI века.
В 2004 году в соборе был установлен новый орган, изготовленный в Шварцахе в , основанной .
В вестверке находится три колокола, старейший из которых относится к
XIII веку
. Самый большой колокол — колокол Святой Марии — отлит в
1546 году
. Третий колокол относится к
XIV веку
.
В башенке на коньке над средокрестием также находится три колокола, один из которых был отлит в
1787 году
, а ещё два — в
1955 году
.
В колокольне церкви Иоанна Крестителя расположен колокол, отлитый в
1787 году
, причем звук этого колокола тонально не соответствует остальным колоколам собора, из-за чего одновременный звон всех колоколов собора получается несколько несбалансированным.