Эрфуртский конгресс
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрфуртский собор ( нем. Erfurter Dom ) — посвящённый Деве Марии кафедральный собор эрфуртского епископства (в VIII веке, и вновь — с 1994 года). Старейшее церковное сооружение немецкого города Эрфурта в федеральной земле Тюрингия .
На протяжении всего Средневековья находился под управлением коллегиального капитула Девы Марии.
Эрфурт был значимым центром уже во Франкском государстве , в силу чего первая церковь, предназначавшаяся для миссионера Бонифация , была возведена здесь уже около 725 года (на современном холме святого Петра). Вскоре (в 741/742 годах) по просьбе Бонифация папа Захарий утвердил новое епископство « на называемом Эрфесфурт месте, которое уже долгое время было поселением крестьян-язычников ». Одновременно с эрфуртской епархией, спустя короткое время инкорпорированной в майнцское епископство , были утверждены также епархии Бюрабурга (позже Фрицлара , также «поглощённой» Майнцем) и Вюрцбурга .
Церковное строительство на месте современного собора началось, скорее всего, в 752 году, хотя точное месторасположение и размер церкви являются спорным вопросом.
Существование церкви, однозначно посвящённой Деве Марии, впервые письменно подтверждено записью 1117 года. Кроме того, запись 1153 года повествует об обрушении «главной церкви» ( лат. major ecclesia ), вслед за чем в 1154 году на Соборном холме ( нем. Domberg ) началось возведение позднероманской крестообразной базилики . При этом во время строительных работ были обнаружены два захоронения, идентифицированные как мощи признанных святыми епископов Адолара и Эобана, что сразу же привлекло финансовые средства в виде многочисленных пожертвований и способствовало быстрому продвижению работ. К 1170 году церковь была, по всей видимости, уже настолько готова, что она стала местом посвящения в рыцари Людвига III , сына ландграфа Людвига Железного и племянника императора Фридриха Барбароссы , собственноручно проведшего церемонию. К этому времени (около 1160 года) восходят и старейшие предметы искусства, до сих пор сохраняемые в соборе: романская скульптура Девы Марии и массивный бронзовый светильник Вольфрама.
Согласно записям, церковь была освящена 20 июня 1182 года, при этом речь идёт о завершении основных работ; различного рода надстройки и переделки, а также возведение башен (1201 и 1237 года) относятся к более поздним временам.
Во второй половине XIII веке, по мере увеличения членов домского капитула (более 100) и с победным шествием готического стиля , было принято решение о кардинальной перестройке алтарной части церкви, то есть хора . Эти работы были завершены в 1290 году, вслед за чем последовала надстройка центральной башни (до 1307 года), где разместился знаменитый колокол Глориоза (впервые освящён в 1251 году; впоследствии многократно отлит заново, в последний раз в 1497 году).
Однако уже к середине XIV назрела необходимость очередного увеличения размеров и хора, и основного объёма церкви. Новый, так называемый «высокий хор» ( нем. Hoher Chor ), покоящийся на мощных и выступающих за пределы природного холма каменных сводах, был освящён констанцским епископом-ауксилиарием Фридрихом Рудольфом фон Штольбергом в начале 1370-х годов. Особой ценностью обладает витражная живопись, созданная в период между 1370 и 1420 годами — одна из наиболее полно сохранившихся на территории современной Германии, и в значительной степени сохранившееся оригинальное средневековое убранство хора. Одновременно (около 1330 года) на северной стороне собора был возведён торжественно оформленный портал, украшенный скульптурами двенадцати апостолов, фигурами притчи о десяти девах , а также изображениями Экклезии и Синагоги, символизирующих христианство и иудаизм .
В 1455 году был разобран центральный неф , и начались работы по возведению зальной церкви (когда именно они были завершены, достоверно неизвестно). Внушительный барочный алтарь был создан между 1697 и 1706 годами в период Контрреформации , и должен быть наглядно демонстрировать превосходство католического майнцского архиепископа над протестантским городским советом. Епископы, однако, постепенно потеряли интерес к эрфуртской церкви, что привело в XVII и в XVIII веках к постепенному разрушению здания. Высокая кровля башен, пострадавших при пожаре 1717 года, и вовсе не была восстановлена, будучи заменена на простую плоскую крышу.
В эпоху наполеоновских войн располагающийся за собором холм святого Петра был превращён в бастионированную крепость, а сам собор использовался в качестве конюшни французской армии. В 1813 году во время Освободительных войн вокруг собора развернулось ожесточённое сражение за крепость Петерсберг, в ходе которого была полностью разрушена вся застройка современной Соборной площади ( нем. Domplatz ), с тех пор остающейся свободным от зданий пространством.
С переходом Эрфурта к Пруссии в 1837 году домский капитул был распущен, и собор стал использоваться в качестве обычной приходской церкви . При этом уже в 1828 году начался целый ряд работ по реставрации и перестройке здания, завершившийся около 1900 года и придавший церкви её современный облик; так, одним из главных мероприятий стала замена высокой готической кровли главного нефа собора на более низкую и простую в своей конструкции.
Вторую мировую войну собор пережил почти нетронутым, не считая незначительных повреждений, устранённых к 1949 году.
Послевоенный период вновь охарактеризовался длительными реставрационными работами, завершёнными лишь в 1997 году. В 1994 году в связи с восстановлением епископской кафедры в Эрфурте бывшая коллегиальная церковь Девы Марии официально получила статус кафедрального собора .