Interested Article - Бюст Антиноя-Диониса (Эрмитаж)
- 2021-07-15
- 2
Бюст Антиноя - Диониса в Эрмитаже — мраморный скульптурный портрет фаворита и возлюбленного римского императора Адриана Антиноя с венком из веток и шишек сосны пинии на голове. Этот образ традиционно отождествляется с богом Дионисом-Вакхом. Он считается одним из самых значимых антиков в собрании Эрмитажа .
Описание
После трагической гибели в 130 году н. э. своего фаворита и возлюбленного Антиноя римский император Адриан . До самой смерти правителя в 138 году н. э. по всей стране создавались многочисленные скульптуры юноши. Часто это были портреты в образе какого-либо бога, особенно часто — Дионисом, культ которого был связан с возрождением. Так неизвестный римский мастер создал и статую Антиноя, бюст которой ныне хранится в Эрмитаже. Он имеет все традиционные черты изображения фаворита: слегка наклонённая голова, крупные, строгие черты округлого лица, крупные растрёпанные локоны волос, большой прямой нос, пухлые губы, прямые расчерченные волосками брови, мечтательное, томное, меланхоличное выражением глаз .
Отождествление портрета с Дионисом оспаривается некоторыми исследователями. Они указывают, что существовала отдельная традиция изображение Антиноя-Диониса с венком из плюща или виноградной лозы на голове. А ветки сосны пинии могут предполагать образ сатира , Сильвана или Аттиса , посвященные плодородию и возражению культы которых оказали значительное влияние на почитание Антиноя .
История
Бюст Антиноя-Диониса происходит из собрания английского антиквара и банкира Гэвином Гамильтоном при раскопках руин виллы Адриана в Тиволи , ошибочна. Путаница возникла с другой античной головой Антиноя , которая была приобретена у Гамильтона Иваном Шуваловым , а ныне хранится в Большом Гатчинском дворце . Лайд Браун приобрёл бюст Антиноя-Диониса у владельцев виллы Перетти-Монтальто-Негрони-Массимо . Потом он был куплен среди прочих предметов коллекции Брауна императрицей Екатериной II в 1783 или 1784 году. Бюст находился в Царском Селе : сначала, вероятно, в павильоне «Утренний зал» (опись 1787 года), а потом в «Концертном зале» (опись 1791 года). После открытия во второй половине XIX века Императорского музея бюст Антиноя-Диониса был перемещён в Новый Эрмитаж . В каталоге 1865 года, составленным директором Эрмитажа Степаном Гедеоновым , он фигурирует под номером 66 .
. Отражённая во многих каталогах информация о том, что он был найденПримечания
- Трофимова, Анна Алексеевна. И. И. Винкельман и собрание античной скульптуры Эрмитажа // . — SPb.: Verlag ; Franz Philipp Rutzen, 2017. — С. 69, 81. — 294 с. — ISBN 978-3-447-10530-9 , ISBN 978-3-7319-0491-5 . 31 августа 2021 года.
- , с. 158.
- Chad Alligood. (англ.) // Anistoriton : Journal. — 2012—2013. — Vol. 13 . 1 августа 2019 года.
- Карл Вёрман . II. Искусство времен Римской империи. Скульптура // История искусства всех времён и народов. — СПб. : Просвещение , 1919. — Т. 1.
- Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. // Римский скульптурный портрет. — М. : Искусство , 1975. — С. 58—59.
- Бритова Н. Н. // Всеобщая история искусств / под ред. А. Д. Чегодаева . — М. : Искусство, 1956. — Т. 1. Искусство Древнего мира.
- . The Principate of Hadrian // Roman Sculpture: From Augustus to Constantine. — Cambridge University Press, 2015. — P. 249. — ISBN 1108078109 , ISBN 9781108078108 .
- , с. 161.
- , с. 160—161.
Литература
- Круглов, Александр Валерьевич. // 250 историй об Эрмитаже: «Собранье пестрых глав...»: в 5 кн. Книга пятая. Государственный Эрмитаж / отв. ред А. В. Конивец, ред. А. Г. Обрадович. — СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2019. — С. 156—162. — 480 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-93S72-863-2.
- Очерки по искусству и древностям, хранящимся в Эрмитаже и других русских собраниях : Выпуск I. Римская портретная скульптура в Эрмитаже / Общ. ред. О. Ф. Вальдгауэр. — СПб. : Издательство Брокгауз-Ефрон, 1923. — С. 57-60. — 111 с.
- Meyer, Hugo. Nr I 29 // (нем.) . — München: Verlag: Fink Signatur, 1991. — P. 51, Taf. 31. — 427 p. — ISBN 3770526341 , ISBN 978-3770526345 .
Ссылки
- . Эрмитаж . Дата обращения: 20 марта 2020.
- // Государственный Эрмитаж
- 2021-07-15
- 2