Interested Article - Дорифор

«Дорифо́р» ( др.-греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета , воплощающая так называемый канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н. э. Скульптура была выполнена в бронзе. Она не сохранилась и известна только по литературным описаниям. Существуют её приблизительные реконструкции в тонированном гипсе (в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) и многочисленные реплики в мраморе.

Статуя

Дорифор относится к периоду высокой классики и демонстрирует динамичную, но уравновешенную позу, отличную от статичных куросов архаического периода. Статуя Дорифора — первый пример классического контрапоста . Именно Поликлет считается изобретателем «постановки» фигуры человека с переносом тяжести тела на одну ногу. Опорная нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперёд, тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога фигуры, согнутая в колене, слегка отставлена назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому. Это и называется контрапостом. В результате фигура кажется подвижной и оживленной. Ощущение пластичности и "зрительного движения" возникает благодаря S-образно изогнутой линии, проходящей сверху вниз: от ярёмной ямки между ключицами до внутренней лодыжки опорной ноги. Эта основная линия создаёт так называемый хиазм .

Канон Поликлета

Дорифор представляет собой изображение не конкретного атлета, победителя в состязаниях по метанию короткого копья (дороса), а обобщённый образ идеальной мужской фигуры. «Уверяли даже, что Поликлет исполнил статую нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью», писал современник.

Иногда эту статую так и называют — «Канон Поликлета», по названию теоретического трактата создателя скульптуры. Трактат Поликлета «Канон» не сохранился, более того в античных литературных текстах он не упоминается под таким названием. Однако считается, что в подобном сочинении Поликлет стремился сформулировать канон идеальных пропорций мужской фигуры. Об этих пропорциях мы можем судить только по римским репликам знаменитой скульптуры или по приблизительным копиям мастеров неоаттической школы . Древнеримский писатель Плиний Старший называл статуи Поликлета «выглядящими квадратными» ( лат. signa quadrata , в ином переводе «широких пропорций») . При этом Плиний ссылался на энциклопедиста Марка Теренция Варрона и предполагал, что именно так выглядят идеальные пропорции в представлении скульпторов аргосской школы. Фигуры подобных статуй действительно выглядят широкоплечими. Позднее пропорции мужских фигур, к примеру в произведениях Праксителя или Лисиппа , значительно изменились, они стали более утончёнными. Основой канона Поликлета является отношение размера головы к росту всей фигуры(1:8), а отдельные членения тела определяются классической античной задачей: построением большого квадрата на диагонали малого квадрата. Такая задача, впервые сформулированная пифагорейцами , в дальнейшем послужила для подробных вычислений пропорций на основе правила « золотого сечения » .

Параметры статуи

Если пересчитать пропорции скульптуры Поликлета для роста 178 см, размеры будут таковы [ источник не указан 1321 день ] :

окружность шеи — 44 см,
груди — 119,
бицепса — 38,
талии — 92,
предплечья — 33,
запястья — 19,
ягодиц — 108,
бедра — 60,
колена — 40,
голени — 42,
лодыжки — 25,

Длина стопы — 30 см.

Копии

Оригинал не сохранился. Существуют многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане ( Музей Кьярамонти ), Мюнхене, Флоренции. (В мраморных копиях позади левой ноги сооружена подпорка, в бронзовом подлиннике не присутствовавшая).

Сохранилась 31 копия Дорифора Поликлета, как указывают: "самая знаменитая и верная — в Неаполе; лучшая реплика головы — из Геркуланума, с сигнатурой афинского копииста Аполлония; лучшие реплики торса — в Галерее Уффици во Флоренции, из базальта, и в Берлине, из коллекции Пурталеса" .

Примечания

  1. (англ.) — 2013.
  2. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. С. 65 (XXXIV, 55—56), 313—316 (примечания)
  3. Власов В. Г. . «Квадратные фигуры» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 402—404
  4. . annales.info. Дата обращения: 27 января 2020. 29 января 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дорифор