Борше, Дитер
- 1 year ago
- 0
- 0
Дитер Рамс ( нем. Dieter Rams ; 20 мая 1932, Висбаден , Гессен ) — немецкий промышленный дизайнер , в 1962—1995 годах ведущий дизайнер фирмы Braun , представитель минимализма в промышленном дизайне.
С 1947 по 1953 год Рамс изучал архитектуру и дизайн интерьеров в художественной школе в Висбадене с перерывом на практику в столярной мастерской в Келькхайме (1948—1951). После окончания практики Дитер продолжил обучение и в 1953 году окончил школу с отличием. С 1953 по 1955 год работал под руководством известного архитектора , участвуя в разработке проектов американских консульств в Западной Германии . В 1955 году, пройдя по конкурсу, попал в коллектив дизайнеров фирмы Braun . В 1962 году возглавил дизайнерский отдел фирмы и оставался на этом посту до 1995 года .
В 1954 году братья Браун обратились к преподавателям недавно созданной школы дизайна в Ульме и наняли группу проектировщиков, в составе которой работал Дитер Рамс. На начальном этапе работы в Braun Рамс проектировал архитектурное оформление различных выставочных комплексов и офисов, но со временем все чаще интересовался промышленным дизайном. В 1956 году он работал с преподавателем из Ульма над проектированием SK 4, вобравшего в себя множество инновационных решений . Так, в SK 4 традиционный деревянный шкаф впервые был заменен на металлический корпус, а панель управления находилась рядом со звукоснимающим устройством. Первоначально крышка проигрывателя должна была изготавливаться из металла , но результаты тестирования выявили сильную звуковую вибрацию. Рамс предложил в качестве решения изготавливать крышку из прозрачного пластика , что впоследствии стало промышленным стандартом для устройств подобного типа , а сам SK 4 получил прозвище «Гроб Белоснежки». В след за этим Рамс и Гугелот разработали для SK 4 подключаемые звуковые динамики. Прежде звуковые проигрыватели выпускались с динамиками, интегрированными в корпус. Рамс предложил отделить динамики, сделав проигрыватель более компактным и функциональным.
В 1962 году Дитер возглавил команду молодых дизайнеров Braun, сосредотачиваясь на разработке радиоприемников, проигрывателей и проекторов. Среди наиболее важных технических достижений в области бытовой электроники в течение 1960-х годов была разработка новой технологии транзистора . Заменяя большие горячие лампы на современные транзисторы, Braun начал выпускать компактные аудиопроигрыватели с большими внешними поверхностями, на которых Рамс разместил элементы управления, кнопки и циферблаты. Он впервые спроектировал аудиосистему из модульных компонентов ( динамик L 450, магнитофон TG 60 и стереофоническая установка TS 45), все блоки которой, кроме проигрывателя, могли быть установлены горизонтально, вертикально или расположены на стене.
К 1963 году Рамс усовершенствовал кодификацию дизайна Braun с точки зрения структуры и цвета. Подход состоял в том, чтобы создавать совместимые компоненты одной системы (динамики, ресивер ), позволяя пользователю принимать различные решения при компоновке устройств. Важным нововведением стала цветовая кодировка элементов управления. Кнопки на устройствах были бледными или темно-серыми, за исключением зелёного включения/выключения. Придерживаясь этих цветовых условностей Рамс обеспечил пользователям быстрое и эффективное ориентирование с новыми бытовыми приборами независимо от внедренных технических инноваций. Обилие удачных нововведений привело к тому, что в середине 60-х стиль Braun начал считаться символом современности и прогресса . Среди потребителей продуктов компании отметился британский поп-художник Ричард Гамильтон , который обыграл логотип Braun в своих работах .
Многие дизайнерские продукты Дитера Рамса представлены в музее прикладного искусства во Франкфурте , а также в музее современного искусства на Манхеттене . На международной выставке «Less and Мore» ежегодно экспонируются десятки его работ. В 2010 году отметила заслуги Рамса в области промышленного дизайна премией 'Kölner Klopfer' .
За годы своей работы Дитер Рамс сформулировал десять принципов качественного дизайна:
Принципы Рамса не избежали критики, однако у него множество поклонников. Одним из них является Джонатан Айв из корпорации Apple . В документальном фильме «Овеществление» Дитер привел в пример Apple как компанию, опирающуюся на его принципы при разработке дизайна устройств .