Бауман, Герман Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Герман Мутезиус ( нем. Hermann Muthesius , 20 апреля 1861, Гроснойхаузен — 26 октября 1927, Берлин ) — немецкий архитектор рационалистического течения, писатель и теоретик. Один из главных теоретиков и практиков европейского функционализма . Ключевая фигура переходного времени от концепции « Движения искусств и ремёсел » к интернациональному модернизму и концепции Баухауса . Критик искусства ар-нуво и один из основателей Германского Веркбунда .
Адам Готлиб Герман Мутезиус родился в Гроснойхаузене, недалеко от Эрфурта , Тюрингия , в 1861 году в семье мастера-каменщика и строительного подрядчика. До четырнадцати лет посещал начальную школу и в то же время брал уроки у местного пастора. Учился техники кирпичной кладки у отца. После годичного подготовительного курса посещал четыре класса реальной гимназии в Лейпциге . Затем изучал историю искусств и философию в Берлинском университете , в течение года (1882—1883) был на военной службе в качестве добровольца, затем перешёл в Королевскую высшую техническую школу (Берлин-Шарлоттенбург) , где до 1887 года изучал архитектуру. Работал помощником Пауля Валло на строительстве здания Берлинского Рейхстага (1884—1894). Три года трудился в немецкой строительной фирме «Ende & Böckmann» в Японии и путешествовал по другим странам Азии (1887—1891). Затем изучал архитектуру в Италии .
После обучения Мутезиус начал карьеру государственного служащего, работал архитектором в проектном бюро Министерства общественных работ Пруссии — там он проектировал, среди прочего, мост Левенсау через Кильский канал, жилые и административные здания. В течение года был заместителем редактора официальных прусских журналов по строительству. После семимесячной учебной поездки по Италии женился на художнике-модельере одежды и певице Анне Триппенбах. Его жена писала об «антимоде» и о том, что, по её мнению, немецкие производители одежды уродуют женщин. Её книга с обложкой, разработанной художницей из Глазго Фрэнсис Макдональд , считается важным вкладом в движение «Художественное платье» (Artistic Dress movement).
В 1896—1903 годах Герман Мутезиус занимал пост атташе по техническим и культурным вопросам в посольстве Германии в Лондоне . Написал бесчисленное количество отчётов об английской архитектуре, образовании в области художественного проектирования, выставках, а также инженерных новшествах, большинство из которых были опубликованы в центральной газете строительного управления. Изучал архитектуру традиционного английского дома. По результатам работы написал трёхтомную монографию «Английский дом» (Das englische Haus), в которой отстаивал необходимость преодоления старой академической архитектуры периода историзма и эклектики в пользу рациональной конструкции, ориентированной непосредственно на функцию. Второе издание 1903 года он дополнил резкой критикой культуры модерна , который он, как и все предыдущие стили XIX века, считал результатом временной моды в Германии. Мутезиус добился особого авторитета в качестве эксперта по английским реформаторским движениям в декоративном искусстве и архитектуре, а между 1904 и 1914 годами он стал одним из самых востребованных лекторов по вопросам современного строительства.
Мутезиус специально посетил столицу Шотландии Глазго чтобы изучить опыт работы выдающегося мастера Чарльза Ренни Макинтоша . Он написал статью о Школе Глазго в журнале «Декоративное искусство» (Dekorative Kunst, 1905), в которой сетовал на невознаграждённую борьбу Макинтоша за то, чтобы «поднять знамя Красоты в густых джунглях уродства». Идейно примыкал к эстетике английского движения « Искусства и ремёсла » .
По возвращении в Германию в 1904 году Герман Мутезиус получил приглашение в Технический университет Дармштадта в качестве профессора истории искусств, но отказался, чтобы стать тайным советником в прусском Министерстве торговли, где он отвечал за реформу художественно-ремесленных школ до выхода на пенсию в 1926 году.
Как архитектор с 1904 года он создал более сотни построек и прославился в основном проектами загородных домов, вдохновлёнными английскими коттеджами . Он стал одним из инициаторов так называемого «Движения загородных домов» (Landhausbewegung) в Германии. Его лекция 1907 года в Берлинском коммерческом колледже вызвала протест со стороны группы экономически ангажированных лиц, скандал, который получил известность как «дело Мутезиуса» (Fall Muthesius). Архитектор был публично обвинён членами «Торговой ассоциации экономических интересов искусства и ремёсел» (Fachverband für die wirtschaftlichen Interessen des Kunstgewerbes) в критике качества немецкой промышленной продукции на мировом рынке.
Это событие спровоцировало создание Германского Веркбунда — «Германского производственного союза», независимого объединения прогрессивно мыслящих художников, архитекторов, мастеров художественных ремёсел (Kunstgewerbe), предпринимателей, промышленников и экспертов (Vereinigung von Künstlern, Architekten, Unternehmern und Sachverständigen).
Поскольку Мутезиус по политическим причинам и соображениям своего государственного престижа не смог стать членом учредительного собрания, он не был избран членом правления союза до 1908 года. С 1910 по 1916 год он занимал должность второго председателя и в этой функции оказывал значительное влияние на художественную программу немецкого Веркбунда до 1914 года. Однако своим участием в разработке концепции выставки Кёльнского отделения Веркбунда 1914 года, а также лекцией под названием «Работа Веркбунда будущего» (The Werkbundarbeit of the future), он вызвал бурю протеста и со стороны художников. Дебаты по поводу этой лекции, впоследствии получившие известность как «спор о типах» (Typenstreit), поставили Веркбунд на грань раскола. Помимо прямой конфронтации с Анри ван де Велде , были также закулисные споры с Вальтером Гропиусом , будущим основателем Баухауса , который тщетно пытался добиться исключения Мутезиуса из Веркбунда.
Мутезиус участвовал в 1909 году в создании первого немецкого города-сада Хеллерау (пригород Дрездена) по английской модели, где он спроектировал несколько отдельных домов и целые улицы. Считается вероятным, что его отношения с производителем мебели (Deutsche Werkstätten für Gestaltungskunst Hellerau) и социальным реформатором Карлом Шмидт-Хеллерау, основателем «города-сада», оказали значительное влияние на формирование немецкого движения за новое искусство. Проектирование Хеллерау также было тесно связано с деятельностью Германского Веркбунда. Среди многих сотрудников Муфезиуса был немецкий социалист-градостроитель Мартин Вагнер , который широко применял уроки «города-сада» к строительству Берлина с 1924 по 1932 год.
По некоторым данным, именно Мутезиус в 1912 году разработал по заказу « Общества электрического освещения 1886 года » (фактически российского филиала компании Siemens & Halske ) проект первой в России торфяной электростанции « Электропередача », позже расширенной и перестроенной советскими архитекторами .
В начале 1920-х годов Мутезиус по-прежнему строил большое количество домов и опубликовал несколько руководств по строительству домов и поселений, но на фоне новейших достижений в архитектуре он казался ретроградом и сторонним наблюдателем. Мутезиус погиб в результате трамвайной аварии в октябре 1927 года во время посещения стройки в районе Берлин-Штеглиц. Там его именем названа улица.
В 1907 году в Киле открылась Муниципальная школа художественных ремёсел (Städtische Handwerker und Kunstgewerbeschule). После Второй мировой войны, в 1945 году, школа была переименована в «Школу ремесла и прикладного искусства Киля имени Мутезиуса» (Muthesius-Werkschule Kiel für Handwerk und angewandte Kunst). Сын архитектора и теоретика Эккарт Муфезиус также стал архитектором.
Герман Мутезиус считается последователем архитектора рационального течения венского модерна и теоретика Леопольда Бауэра , а также отцом функционализма в архитектуре. Такое определение, вдохновлённое дебатами о «функциональной архитектуре» 1960-х годов, проблематично, поскольку этот термин нигде не встречается в трудах самого Мутезиуса. Герман Мутезиус выступал за рационализм против эстетики модерна , в качестве примера он приводил простую и рациональную английскую архитектуру того времени, и тем самым оказал значительное влияние на Вальтера Гропиуса , основавшего в 1919 году Баухаус , а также на Ле Корбюзье и Людвига Мис ван дер Роэ .
Мутезиус мало симпатизировал зарождающемуся модернизму , считая и модерн, и модернизм, и поздние проекты Баухауса такими же поверхностными, как и неостили девятнадцатого века. Основополагающий термин Мутезиуса — «объективность» (Sachlichkeit) : чем более произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры достигают объективности в проектах и выполнении, тем ярче будут отражаться в них типические черты современности, и тем более вероятно, что они могут однажды прийти к действительно современному стилю. Такой «предметный стиль» (Sachlichkeits-Stil) как аутентичное самовыражение исторической неповторимости эпохи и «культуры народа» (Kultur eines Volkes), и будет подлинно современным в отличие от всех более или менее индивидуальных или просто модных художественных новаций художников модерна .
Чтобы обосновать «объективность» как всеобъемлющую характеристику культуры, Мутезиус ссылается на неудержимый технический прогресс, пронизывающий все сферы жизни, который он прямо приветствует, в отличие от английских реформаторов Уильяма Морриса и Джона Рёскина . Мутезиус также считал частью этого прогресса промышленный способ производства, который всё более заменяет традиционные художественные ремёсла, поэтому он считал сотрудничество между художниками и промышленниками основополагающей идеей Германского Веркбунда.
Российские исследователи В. С. Горюнов и М. П. Тубли назвали Г. Мутезиуса, вероятно, по причине его службы государственным чиновником (причина, по которой его значение до сих пор недооценено) «главным выразителем интересов крупной буржуазии в среде деятелей Веркбунда». Вся его теоретическая программа «основывалась на стремлении повысить конкурентноспособность немецких товаров, создать такую систему художественно выразительных форм, которая бы в наибольшей степени отвечала технологическим возможностям промышленного производства». Однако всё его творчество противоречиво: «Взгляды самого Мутезиуса синтезировали неоромантические и рационалистические идеалы». Сторонник английской архитектуры, как теоретик он был апологетом «интернационального стиля» .