Сельское расселение России
- 1 year ago
- 0
- 0
Башкиры ( башк. башҡорттар ; самоназвание — башҡорт ) — тюркский народ , коренное население Южного и частично Среднего Урала, Башкортостана и одноимённой исторической области .
Общая численность в мире около 2 миллионов человек . По данным Всероссийской переписи населения 2010 года , в Российской Федерации , проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 — в Республике Башкортостан . Традиционная религия — ислам суннитского толка .
Башкиры живут во всех субъектах Российской Федерации: в Республике Башкортостан, в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Саратовской областях, в Пермском крае, в Республике Татарстан, Республике Саха, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и других, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. На Южном и Среднем Урале, в Поволжье башкиры являются автохтонным населением.
Помимо собственно Республики Башкортостан , башкиры также живут во всех субъектах Российской Федерации : в Челябинской , Оренбургской , Курганской , Свердловской , Тюменской , Самарской и Саратовской областях, в Пермском крае , в республике Татарстан , Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и др., а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья.
На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском (65 % населения), Кунашакском (47 % населения), Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области. До Великой Отечественной войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшский национальный округ . Башкиры Челябинской области говорят на различных говорах восточного диалекта башкирского языка.
Башкиры Оренбургской области считаются коренными её жителями. По данным переписи 1989 года башкиры проживают компактно в следующих районах — Красногвардейский (5378 человек), Гайский (2734 человек), Саракташский (1881 человек), Кувандыкский (1864 человека). В целом башкиры проживают во всех районах области, а также в городах — Оренбург (6211 человек), Орск (4521 человек), Медногорск (2839 человек), Гай (1965 человек) и пр. В Оренбурге расположен памятник истории и культуры башкирского народа Караван-сарай (Карауанhарай) , сооруженный в 1838-44 годах по инициативе представителей башкирских родов под попечительством военного губернатора Василия Алексеевича Перовского .
Башкиры в Тюменской области проживают главным образом в городах и поселках Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов — Сургут , Нижневартовск , Лянтор , Салехард , Ноябрьск и т. д. Большая часть это семьи, прибывшие в связи с разработкой нефтяных месторождений области в 1970—1980-е годы, в основном выходцы из Башкортостана, Челябинской и Курганской областей. Меньшая часть башкирского населения составляют потомки высланных в 1930-е годы семей раскулаченных.
По состоянию на 2002 год в Тюменской области всего проживало 46 575 человек башкирской национальности.
За последние годы уменьшается число лиц, считающих родным башкирский язык: если в 1989 году их составляло 71,7 %, а в 2002 году — 57,4 % .
Башкирская родоплеменная организация Гайна в XIII веке занимала обширные территории по берегам Камы — от устья реки Сива до устья реки Очёр, а далее граница земель шла по реке Сылва до верхнего течения затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып.
После разгрома Казани царем Иваном Грозным в 1552 году, башкиры-гайнинцы в 1557 году приняли его подданство и получили от царя «владельную грамоту», по которой они оставались хозяевами земель между рек Кама, Сылва и Белая. Позднее они, как и остальные башкиры, были определены в военное сословие наподобие казачьего, платили небольшой общинный налог, ибо должны были охранять границу и участвовать в войнах, которые вела Россия. Когда установилась кантонная система, гайнинцы вошли в первый башкирский кантон. Самым знаменитым для них было участие в войне против Наполеона (Франции). 13 пермских башкир за боевые заслуги в войне были награждены серебряной медалью «В память войны 1812 года».
После принятия гайнинцами московского подданства, правительство начало проводить политику колонизации края. Сначала, согнав гайнинцев с коренных земель, построили Ново-Никольскую слободу, которая позднее превратилась в Осинскую крепость. в 1618 году Андрей Крылов строит дачу, которая потом превратилась в с. Крылово. В 1739 году у реки Шермейка генерал-аншеф Александр Глебов строит медеплавительный завод. Гайнинцы не раз поднимались для сохранения своих территории, но восстания жестоко подавлялись. Гайнинцы участвовали во всех башкирских восстаниях. По свидетельству Батырши, в период восстания 1735-40 гг. 400 гайнинских воинов уничтожили 1000-ную команду «вольницы» при 4 пушках и «только после перемирия отдали пушки». В период восстания 1755 г. на них возлагалась очень важная роль, но выступление башкир Гайны было в зародыше пресечено старшиной Туктамышем Ишбулатовым. Самым значительным восстанием было их участие в Пугачевском восстании 1773—1775 гг., где участвовало более 9000 гайнинцев. Они дали этой войне 9 полковников, 7 атаманов и 16 походных старшин. После этого их земли остались в пределах Гайнинской волости.
Среди гайнинцев того времени появились знаменитые люди. Это Исмаил Тасимов , по инициативе которого было открыто Первое горное училище, ныне Горный университет. Вторым ярким представителем края был Туктамыш Ижбулатов , который 20 лет был старшинной Гайнинской волости, депутатом Уложенной комиссии, составил наказ башкир в Уложенную комиссию и 3 раза выступил на заседаниях комиссии. Третьим представителем был Мансуров Мухамет-Гата-хазрет, депутат Государственной Думы, открывший прогрессивное медресе в с. Султанай .
Башкиры Свердловской области, коренное население Урала, живут во всех городах и районах области. Основные места компактного проживания сельских башкир — Красноуфимский, Михайловский, Нижнесергинский, Артинский, Каменский районы юга области.
Территория современной Свердловской области был вотчиной родовых объединений башкир: упей — села Шакур и Акбаш (Нижнесергинский район), сызгы — села Сызги, Озерки, Юва, Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш (Красноуфимский район), кошсы — Арти-Шигири, Азигул, Битки (Артинский район), Уфа-Шигири, Урмикей (Нижнесергинский район), Усть-Баяк, Бишково, Рахмангул, Верх-Баяк (Красноуфимский район) и терсяк — село Аракай (Нижнесергинский район). С начала XVII века эти земли стали интенсивно заселяться башкирами-гайнинцами, которое было вызвано колонизацией русскими Башкирского Прикамья и потерей ими значительной части своих вотчинных земель между Камой и Сылвой. Особенно много гайнинцев переселилось в долину Уфы и Бисерти после подавления Крестьянской войны 1773—1775 годов.
Курганские башкиры — этнотерриториальная группа башкирского народа , компактно проживающая на западе Курганской области. Общая численность по переписи 2002 года — 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Сельские советы(поселения) с преобладающим или значительным башкирским населением : Бороздинский,Танрыкуловский,Катайский,Юламановский в Альменевском районе,Камышинский ,Сулеймановский,Сарт Абдрашевский,Субботинский, Надеждинский,Яланский сельсоветы в Сафакулевском и Нифанский,Сухоборский и Тунгуйский сельсоветы в Щучанском районе. Абсолютное большинство курганских башкир — сельские жители. Верующие — мусульмане (сунниты).
Язык курганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалекта башкирского языка . В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкир владеет также и русским языком .
Антропологические типы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимают промежуточное место между европеоидной и монголоидной большими расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный)
Народная культура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многих элементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора , народной одежды. Ещё не так давно, в 1960—1970-е годы, здесь можно было услышать такой песенный жанр как «сенляу» (плач). В середине XX века в д. Большое Султаново проживала старейшая сказительница округи Бадерниса Афлятунова. Она по памяти исполняла различные жанры фольклора (иртэки, исторические песни, эпос). Традиционный комплекс одежды курганских башкир весьма своеобразен. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудные украшения «яга», в комплексе с нагрудным «инhалек», головные покрывала «кушъяузык». В прошлом были также распространены такие головные уборы как «калябаш» — шлемообразный головной убор с широкой наспинной лопастью, спошь обшитый монетами. Такия — девичья шапочка, также украшенная монетами и кораллами. встречалось такое украшение — перевязь как «дауат», «амайзек», характерное для многих поволжских народов. для мужской одежды данного региона характерно сходство с основными регионами. Сорочка-рубаха имела отложной воротник. Рубаха часто украшалась тамбурной вышивкой. Свадебная рубаха «Селтэрлекульдэк» нередко украшалась вышивкой шелками. иногда бисером. Также украшался вышивкой жениховский пояс — бильмау. Среди мужских головных уборов распространены были в основном бурек, кулепаря, и тюбетейки.
Небольшая часть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск , Сургут , Екатеринбург , Курган ,Шумиха , Тюмень . Некоторые семьи с 1960—1970-х годов (в результате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана .
Башкиры — коренной народ восточных районов Татарстана и издревле владели своими землями на основе вотчинного права . Башкирами было основано несколько десятков населённых пунктов, входивших в состав следующих башкирских поземельных волостей: Енейская , Байлярская , Булярская , Гарейская , Еланская , Иректинская , Киргизская , Сарайли-Минская и Юрмийская волости .
К началу XX в. башкиры проживали в Мензелинском уезде Уфимской губернии, Бугульминском уезде Самарской губернии, а также в южной части Елабужского и Сарапульского уездов Вятской губернии. Проводившиеся в Российской империи учёты населения зафиксировали несколько сотен сел с башкирским населением в этих уездах.
|
По первой переписи населения Российской империи 1897 г. на территории Мензелинского, Бугульминского, Елабужского, Сарапульского уездов проживало 166598 башкир (указавших в качестве своего родного языка башкирский). По Подворной переписи населения 1912—1913 гг только в Мензелинском уезде Уфимской губернии насчитывалось 154 324 башкир .
В 1920—1921 гг Мензелинский, Бугульминский, Сарапульский, Елабужский уезды были включены в состав новообразованной Татарской АССР.
По результатам Всесоюзной переписи в 1926 году численность башкир в Татарской АССР резко снизилась до 1752 человек. Причину этого современные исследователи находят в языковой и этнической ассимиляции, а также в искусственном изменении национальности, связанным с политикой государственно-административного аппарата ТАССР .
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность башкир в Татарстане составляет 13 726 человек. Башкиры проживают во всех муниципальных районах и городах Татарстана .
В настоящее время в Республике Татарстан действует четыре национально-культурных автономии башкир. Своим появлением они обязаны башкирским культурным обществам, которые появились в республике в начале 90-х годов XX века. В 1992 году в Казани было образовано башкирское культурное общество «Башкорт йорто», а в Набережных Челнах — башкирское культурное общество «Юлдаш». Члены этих обществ представили башкир на Первом съезде народов Татарстана, проведённым мае 1992 года .
В марте 1998 года, на учредительной конференции, общество «Башкорт йорто» было преобразовано в Национально-культурную автономию башкиp города Казани. В 2000 году «Юлдаш» также был преобразован в Башкирскую Национально-культурную автономию «Шонкар» города Набережные Челны. В этом же году появилась и Башкирская Национально — культурная автономия «Урал» города Нижнекамска. По инициативе этих организаций в мае 2002 года был созван I курултай башкир Республики Татарстан, на котором создана четвёртая автономия — Национально-культурная автономия башкир Республики Татарстан.
Башкиры издревле проживали на территории области, что отмечал ещё Ибн Фадлан — арабский путешественник и писатель X века. Но из-за различных войн и других невзгод и приходилось не раз переселятся на Южный Урал и обратно. Башкирами были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Самарские башкиры также известны как иргизские, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз ; саратовские башкиры, также известные как камеликские (по названию реки Камелик ), известны с начала XVIII века . Предки самарских и саратовских башкир были выходцами с юго-востока Башкортостана; их потомки и по сей день говорят на южном диалекте башкирского языка.
Башкирские населенные пункты на территории Саратовщины известны с начала XVIII века. Располагались они в долине реки Камелик, отчего их второе название камеликские башкиры. Эти населённые пункты вошли позже в состав Кузябаевской волости Самарской губернии. Ныне башкиры проживают в основном в Перелюбском (Кучумбетово, Байгундино, Кузябаево, Кунакбаево) и Пугачёвском (Бобров Гай (Ҡондоҙло), Максютово, Рахмановка) районах. Предки саратовских башкир, как и самарских, с юго-востока Башкортостана.
Башкиры проживают в Белоруссии — 1,1 тыс. башкир (1999), Таджикистане — 0,9 тыс. (2000), Туркменистане — 4,7 тыс. (1989), на Украине — 4,2 тыс. (2001), Венгрии, Германии, Китае, Турции, Японии и в других странах .
1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|---|
3450 | 8742 | 21 442 | 32 499 | 41 847 | 23 200 | 17 263 |
1979 | 1989 | 1999 | 2009 |
---|---|---|---|
3741 | 4026 | 2044 | 1111 |
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2000 |
---|---|---|---|---|---|---|
765 | 7516 | 13 500 | 20 760 | 25 879 | 34 771 | 3707 |