Этногенез башкир
— начальный этап этнической истории
башкирского
этноса
. В ходе этнических процессов происходила ассимиляция различных этнических компонентов и выделение этнографических и этнических групп. В ходе этногенеза под влиянием природно‑географических условий, уровня социально-экономического развития происходило формирование хозяйственно‑культурных типов, этнического самосознания, языка, этнической культуры и др.
В этнологии на основе материалов по археографии, археологии, антропологии, сравнительно-историческому языкознанию и др. сложились три основные теории происхождения башкирского народа:
-
тюркская (
П. И. Рычков
,
И. И. Георги
,
В. М. Флоринский
,
Н. М. Малиев
,
С. И. Руденко
,
Н. В. Бикбулатов
,
Р. Г. Кузеев
,
Н. А. Мажитов
и др.)
-
финно-угорская (
Ф. И. Страленберг
,
В. Н. Татищев
,
Ш. Э. Уйфальви
,
Д. А. Хвольсон
,
М. И. Уметбаев
,
Дж. Г. Киекбаев
, Э. Мольнар, Д. Дечи,
Ю. Ф. Немет
и др.)
-
иранская (
М. С. Акимова
,
Р. М. Юсупов
,
С. И. Хамидуллин
, З. Г. Аминев,
Л. А. Ямаева
и др.)
Тюркская теория
Согласно теории,
тюркские племена
, мигрировавшие в I тыс. на
Южный Урал
, сформировали основные этнические признаки башкир.
В основе теории — сведения арабских, персидских и среднеазиатских авторов (
Ахмеда ибн Фадлана
,
Аль-Масуди
,
Шарифа Идриси
,
Рашид ад-Дина
,
Махмуда Кашгари
),
шежере
и др. о принадлежности башкир к тюркским народам.
Тюркская теория происхождения башкир обоснована в исследованиях
П. И. Рычкова
, Т. Мюллера,
И. Г. Георги
,
В. М. Флоринского
. Впоследствии теория была развита
С. И. Руденко
,
Н. В. Бикбулатовым
,
Н. А. Мажитовым
,
Р. Г. Кузеевым
с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.
Этапы формирования по Р. Г. Кузееву
:
-
С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На
Сырдарье
и в
Приаралье
складывается группа древнебашкирских племён (
бурзян
,
усерган
,
байлар
,
сураш
,
тангаур
, ягалбай,
тамьян
,
ун
,
бишул
,
кудей
).
-
Взаимодействие местных
финно-угорских племён
с пришлыми родо-племенными группами
сармато
-
аланского
происхождения (
сызгы
,
упей
,
терсяк
,
уваныш
и др.)
-
В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности формируется
булгаро
-
мадьярская
племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (
юрматы
,
юрми
,
еней
,
гайна (тархан)
,
кесе
,
буляр
, нагман,
танып
, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.
-
Миграция древнебашкирских племен в
Приуралье
и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.
-
XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (
айле
, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт,
мурзалар
, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на
Южный Урал
и в бассейн
р. Белой
.
-
В XIII—XIV вв. мощный приток в
Башкортостан
кыпчакизированных племен (кыпчакская группа —
кыпчак
,
канлы
,
гэрэ
, сары,
кошсы
, туркмен, бушман, джете-уру,
байулы
, кармыш,
киргиз
,
елан
,
казанчи
; катайская группа —
катай
,
найман
, балга, маскар,
сальют
, борэ,
балыксы
; табынская группа —
табын
, уйшин, суюндук,
дуван
,
кувакан
,
сырзы
,
телеу
,
барын
,
бадрак
,
таз
; минская группа —
мин
, кырк-уйле, куль,
суби
, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.
-
В XV — первая половина XVI в. — стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи, завершение объединения башкир.
Финно-угорская теория
Согласно теории, мадьярские племена, в т.ч.
юрматы
и
еней
, являлись одним из основных компонентов в формировании башкир.
В основе теории — сведения венгерских хроник,
Юлиана
,
Плано Карпини
и
Рубрука
о проживающих за р.
Волга
венграх и тождестве башкирского языка с мадьярским;
Балхи
,
,
Рашид ад-Дина
,
Якута
и др. о существовании двух групп венгров, одна из которых проживает на р.
Дунай
, другая — в междуречье Волги и Урала (
Великая Венгрия
).
Финно‑угорская теория происхождения башкир обоснована в исследованиях (
Филипп-Иоганн Страленберга
(1676—1747),
В. Н. Татищева
(1686—1750), Ш. Э. Уйфальви,
Д. А. Хвольсона
). Разрабатывалась
М. И. Уметбаевым
,
Дж. Г. Киекбаевым
; венгерскими исследователями Э. Мольнаром, Д. Дечи,
Ю. Ф. Неметом
.
В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей.
Т. М. Гарипов
и
Р. Г. Кузеев
писали, что «существование в исторической науке особой „башкиро-мадьярской“ проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом»
.
Иранская теория
В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала, данные генетики, фонетики, гидронимики (наличие фонем
[һ]
,
[ҡ]
,
[ҙ]
,
[ҫ]
в названиях рек, предположительно, иранского происхождения), духовной культуры и др.
По мнению современных исследователей, восточно-иранский компонент является базовым в башкирском этногенезе и, несмотря на тюркизацию, он до сих пор определяет этническую идентичность башкир
.
Иранская концепция подтверждается данными лингвистики. Установлено, что самые ранние фарсизмы в башкирском языке восходят к ираноязычным сарматам. Одним из важнейших компонентов при формировании башкирского языка выступал иранский субстрат
.
По мнению
М. С. Акимовой
, происхождение понтийского антропологического типа башкир связано с индоиранскими племенами раннего железного века.
Р. М. Юсупов
в краниологических исследованиях прослеживает сходство морфологических данных юго‑западных и юго‑восточных башкир с палеоантропологическими материалами раннего железного века. Он же высказал мнение об ираноязычной основе этнонима башкорт: «бачагург», где «бача» — «потомок, ребенок, дитя», а «гург» — «волк» или «бачгурд», где «бача» — «потомок», а «гурд» — «богатырь».
С. И. Хамидуллин
считает, что этнические группы туранского (североиранского) происхождения сыграли большую роль в формировании башкирского народа, что отразилось не только на гено- и фенотипе башкир, но и в их духовной культуре. Потомки массагето-сармато-аланских кочевников стали той основой, на которой складывалась народность южноуральских башкир, вобравших в себя этнические реликты предшествующих исторических эпох. Туранский субстрат является одним из самых древних и самых значительных в этнической стратификации башкир.
См. также
Примечание
-
Курманаева З. Д.,
Юсупов Р. М.
//
Башкирская энциклопедия
/ гл. ред.
М. А. Ильгамов
. — Уфа : ГАУН «
Башкирская энциклопедия
», 2015—2020. —
ISBN 978-5-88185-306-8
.
-
Бикбулатов Н. В.
, Мурзабулатов М. В.
Башкиры //Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М. А. Ильгамов. Т.1: А—Б. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005, С.379.
-
Р. Г. Кузеев Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.Наука, 1974.
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 2 декабря 2011. Архивировано из
4 марта 2016 года.
-
Гарипов Т. М., Кузеев Р. Г. Башкиро-мадьярская проблема. // Археология и этнография Башкирии. T.I. Уфа, 1962, С. 342—343
-
Аминев З. Г., Ямаева Л. А. 2011: Древнеиранский компонент в традиционной культуре башкир // Панорама Евразии. 1 (7), 41-47
-
Гайсина Г. Р. 2007: Исторические корни башкирско-персидских языковых взаимоотношений // Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / И. Г. Илишев и др. (ред.). Уфа, 65.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 24 июня 2017.
6 февраля 2018 года.
Ссылки
-
Антонов И. В.
// Проблемы истории, филологии, культуры : журнал. — 2013. —
№ 1
. —
С. 330-339
. —
ISSN
.
-
Антонов И. В.
//
Ватандаш
: журнал. — 2009. —
№ 3
. —
ISSN
.
8 декабря 2015 года.
-
Курманаева З. Д.,
Юсупов Р. М.
//
Башкирская энциклопедия
/ гл. ред.
М. А. Ильгамов
. — Уфа : ГАУН «
Башкирская энциклопедия
», 2015—2020. —
ISBN 978-5-88185-306-8
.
-
Ямаева Л. А.
// Этногенез. История. Культура: I Юсуповские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти Рината Мухаметовича Юсупова. г. Уфа, 17—19 ноября 2011 г. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. — 366 с. — С. 354 — 358.
8 декабря 2015 года.
-
Ямаева Л. А.
// Урал-Алтай: через века в будущее: материалы VII Всероссийской тюркологической конференции (с международным участием), посвященной 95-летию видного ученого-тюрколога Э.Р. Тенишева. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. С.164-167.
8 декабря 2015 года.
-
Янгузин Р. З.
//
Ватандаш
: журнал. — 2002. —
№ 5
. —
ISSN
.
4 марта 2016 года.