Этнографические группы башкир
- 1 year ago
- 0
- 0
Этнография башкир ― раздел этнографии, занимающейся фактологическими, описательными исследованиями быта и культуры башкир , их происхождением, этногенезом , ассимиляцией, расселением , культурными историческими связями с другими народами.
Основные методы этнографии — непосредственные наблюдения; использование письменных источников, вещественные памятники, социологические методы исследования. Этнография башкир тесно связана с историей , археологией , географией (на рубеже с ней возникла этногеография ), антропологией , языкознанием , фольклористикой, с природоведческими науками и др.
Первые упоминания и описания башкир сделали:
По материалам русских источников в «Книге Большому Чертежу или Древняя Карта Российского государства» упоминается местопребывание, занятия и пища башкир (мед, зверь, рыба).
Важными историческими источниками являются башкирские шежере .
В 18 веке этнографические сведений о башкирском народе собирали и публиковали В. Н. Татищев , П. И. Рычков , И. И. Лепехин , П. С. Паллас , И. Г. Георги .
В 19 веке продолжался сбор историко-этнографических материалов о башкирах. Были опубликованы труды Н. С. Попова « Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному её состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству» (1804 г.). В них содержатся ценные этнографические материалы о северных и зауральских башкирах начала XIX в.
По программе Русского географического общества было опубликовано «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях» (Уфа, 1859) В. М. Черемшанского . Ученые П. М. Кудряшов , В. И. Даль , В. С. Юматов , П. И. Небольсин, В. Зефиров, И. Казанцев, Р. Г. Игнатьев , М. В. Лоссиевский , Ф. Д. Нефедов , С. Г. Рыбаков внесли большой вклад в изучение истории, устного народного творчества башкирского народа.
В конце 19 века опубликованы очерки А. Л. Игнатовича, В. А. Арнольдова «Пища башкир», Л. Берхгольц и др.с описаниями быта башкир. Описания обычаев, преданий башкир были сделаны и самими башкирами — П. С. Назаров, Б. М. Юлуев, М. А. Куватов , М. Баишев, М. И. Уметбаев .
В начале XX века в области этнографии башкир работал С. И. Руденко . В монографии «Башкиры» (1925 г.) он впервые дал полную характеристику физического типа башкир, их образа жизни, материальной и духовной культуры, рассматривал проблемы этногенеза и истории народа. Им создана этногрфическая коллекция по башкирам в Русском музее (Санкт-Петербург), ныне это Российский этнографический музей. Проблемы этногенеза башкир изучались учеными В. И. Филоненко, А.-З. Валидовым .
В 20-40-е годы в СССР были изданы труды Общества по изучению быта, истории и культуры башкир (Вып. 1-2. Стерлитамак). В 1925 году начал выходить журнал общества «Башкорт аймагы». В нём и в ежегоднике «Башкирский краеведческий сборник» были опубликованы материалы по этногенезу башкир. В 1927 году была организована Башкирская экспедиция АН СССР во главе С. Руденко. Экспедиция 2 года изучала археологию, этногенез языка, фольклор башкир.
В 50-60-е годы в Уфе начинает складываться школа этнографов. Изданы книги Р. Г. Кузеева «Очерки исторической этнографии башкир (родоплеменные организации башкир в XVII—XVIII вв.)» (ч.1, 1957), «Башкирские шежере» (1960); С. А. Авижанской, Н. В. Бикбулатова , Р. Г. Кузеева «Декоративно-прикладное искусство башкир» (1968) и др. Закладываются основы этнографического образования в вузах республики. В 1980-е годы в структуре Института истории языка и литературы создается Музей археологии и этнографии . Происходит специализация этнографических исследований.
Этнические процессы башкирского народа, включающие в себя ассимиляцию, консолидацию, межэтническую интеграцию, этническую миграцию на территории Башкортостана начались в раннем железном веке и связаны с проникновением тюркских племён и формированием бахмутинской культуры, позднее — турбаслинской культуры, кушнаренковской культуры и др.
В 6—8 веках на территории Южного Урала происходит этническая миграция большой группы населения с самоназванием «башкорттар» из Средней Азии.
До переселения на Южный Урал часть башкирских племён кочевала в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакт с кимаками, кипчаками, огузами, печенегами. К конца 9 — начала 10 веков башкирские племена и роды мигрировали на Южный Урал.
Башкирский археолог Н. А. Мажитов выдвинул гипотезу об автохтонном происхождении и развитии башкир, связывая возникновение кушнаренковской, караякуповской, турбаслинской, бахмутинской и других археологических культур с процессами становления древнебашкирского этноса
В 10—12 веках завершился процесс объединения башкирских племён. В период пребывания в составе Золотой Орды, Казанского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства наметилось культурно-языковое деление башкир и оформление западных (степные и лесостепные районы) и восточных этнографических групп.
К 16 веку завершается процесс консолидации — объединение башкир в союз башкирских племён с единой этнической территорией, политической властью с присоединением Башкортостана к России. В составе башкирского народа происходит ассимиляция части тептярей, мишарей. После революции 1917 года и образования автономии, в ходе административно-территориальных реформ происходит этническая консолидация башкирского народа, формирование этнических групп башкир.
В процессе миграций населения за пределы Башкортостана (Оренбургская, Челябинская области, Татарстан и др.) появились расселённые диаспоры башкир.
Этническое самосознание башкир — осознание человеком своей принадлежности к башкирскому этносу; приверженность к этническим ценностям, родному языку, культуре, исторически сложившейся территории проживания отражает идеологию, мировоззрение, представления, убеждения, присущие этносу.
В становлении этнического самосознания башкир сыграло объединение башкирских племён в 9 в. в военно-политический союз во главе с Башгирдом, распространение единого надплеменного этнонима «башкорт». Политические, социальные и этнические процессы, последовавшие за присоединением Башкортостана к России, оказали влияние на дальнейшую объединение башкирского народа. Были юридически оформлены жалованные грамоты, в которых было закреплено вотчинное право башкир на свою территорию.
В 20 веке произошло образование автономии (БАССР) с государственными атрибутами — государственные герб, флаг, конституции Башкирской АССР, РБ. Обустроена столица республики — город Уфа . Это способствовало сохранению башкирской культуры, языка, религии и др. С конца 90-х годов 20 века в РБ созданы башкирские историко-культурные центры, общественные объединения башкир, возрождаются традиционные ремёсла, промыслы и т. д.
Упоминания о музыкальном фольклоре башкир содержатся в описаниях арабских и европейских путешественников Средних веков, русских путешественников 18 века и др.
Систематическое изучение и собирание образцов башкирской народной музыки проводилось с начала 19 века. Этнографическое отделение Русского географического общества, Музыкальное-этнографическая комиссия при Этнографическом отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета в 19 веке также проводило эту работу.
Сбором образцов башкирской народной музыки во время экспедиций в Оренбургскую губернию (1856—1857) занимался М. Л. Михайлов, Г. Х. Еникеев записал около 500 башкирских, татарских народных песен и опубликовал их в сборнике «Башкирские и татарские песни». С начала XX века сбором башкирского музыкального фольклора занимались С. Габяши , И. А. Козлов, М. И. Султанов , А. А. Эйхенвальд . Часть песен удалось записать на фотограф.
В 1930-е годы в Уфе в Башкирском НИИ национальной культуры Ключарёвым велась работа по сбору и изучению башкирских народных песен . Составлены сборники «Башкирские народные песни», «50 башкирских народных инструментальных пьес и наигрышей для курая».
В годы Великой Отечественной композитор А. А. Эйхенвальд занимался анализом музыкального жанра узун-кюй , композиторы Ф. Е. Козицкий , А. Э. Спадавеккиа , Л. Б. Степанов , Н. И. Пейко , Н. К. Чемберджи занимались сбором и обработкой образцов башкирской народной музыки.
В 1954 году изданы музыкальные сборники «Башкорт халк йырдары» ( Х. Ф. Ахметов , Л. Н. Лебединский и А. И. Харисов ), «Башҡорт халҡ ижады» ( «Башкирское народное творчество» ).
В последующие годы были изданы сборники «Башкорт халык ижады», «Башкирские народные песни и наигрыши», книга Р. С. Сулейманова «Жемчужины народного творчества Урала» (1995), книги «Боронго башҡорт скрипкаһы — ҡылҡумыҙ» (2001; «Старинная башкирская скрипка — кылкубыз»), «Песенное творчество иргизо-камеликских башкир» (2002); М. С. Алкина «Башкирская песня. Вокальные жанры в фольклоре башкир, традиции их исполнения» (2002); Д. Ж. Валеева «Аргаяш башҡорттарының рухи мираҫы» (1996; «Духовное наследие аргаяшских башкир», посвященное башкирам Челябинской области); Ф. А. Надршиной «Рухи хазиналар» (1992; «Духовные сокровища»), «Башҡорт халыҡ көйҙәре, йырлы-бейеүле уйындар» (1996; «Башкирские народные мелодии, песенно-плясовые игры»).
Башкирские этнографические коллекции c предметами материальной культуры этноса башкир формировались в ходе Академических экспедиций 1768—1774 годах, экспедиций этнографических, учёными 18—21 веков.
В Российском этнографическом музее в С.-Петербурге хранятся 25 коллекций и 1600 предметов по этнографии башкир. Большая часть коллекции (предметы вооружения, охоты, рыболовства, бортничества, средств передвижения, интерьера традиционного, комплексы и отд. элементы костюма башкирского, украшения традиционные, утварь, муз. инструменты и др., фотографии антропологических типов башкир, видов жилищ, хозяйственных построек, праздников и др.) была собрана С. И. Руденко. Там же хранятся экспонаты по этнографии башкир 19 века (предметы одежды, головные уборы, украшения и др.), переданные в 1948 Музеем народов СССР; коллекции предметов декоративно-прикладного искусства башкир.
В Государственном историческом музее в Москве находятся собранные в ходе экспедиции В. Н. Белицер материалы по народному творчеству и быту башкир (24 предмета), в Музее игрушек (г. Сергиев Посад) — детские игрушки.
В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в С.-Петербурге хранятся 8 коллекций, 101 предмет, собранные в ходе экспедиции П. С. Палласом (1774; ювелирные украшения, жен. колпак и др.), А. К. Марковым (1890; резная деревянная цепь), П. И. Небольсиным (1891; украшения резьбой ижау), Н. Ф. Арепьевым (1912; коллекция тканей, мужской и женские костюмы, головные уборы, обувь и др.), Д. К. Зелениным (переданы в 1965; орудия труда, вышитые полотенца, хараусы) и др.
В Эрмитаже в С.-Петербурге хранится украшенный монетами нагрудник.
В Музее древностей Оренбургского края были размещены коллекции по этнографии башкир.
В Венгерском этнографическом музее в Будапеште хранятся 225 предметов и 86 фотографий (инструкции по сборке и установке юрты у юго-восточных башкир), собранные в 1909 году Д. Месарошем в ходе поездки по Оренбургской и Пермской губерниям.
В Национальном музее Республики Башкортостан действует экспозиция по этнографии башкир.
В Художественном музее им. М. В. Нестерова хранятся образцы узорного ткачества, резных ижау (ковш) .
В Музее археологии и этнографии — хозяйственная утварь, войлочная юрта с реконструкцией интерьера, коллекция нагрудных украшений (17 предметов; украшены серебряными монетами, подвесками, кораллами, бусами из стекла и полудрагоценных камней), собранных Н. В. Бикбулатовым , С. Х. Долотказиной, Н. Ф. Шакировой (Гайнуллиной).
Этнографический музей при БашГУ — предметы земледелия, пчеловодства, оружие, музыкальные инструменты.
В Салаватском краеведческом музее хранятся предметы домашней утвари, одежда башкир.
Музей археологии и этнографии Учреждения Российской академии наук.
Институт этнологических исследований УНЦ РАН .
Национальный музей Республики Башкортостан .
Этнографическое образование и изучение этнографии башкир проводится в научных и учебных заведениях РБ:
Башкирский государственный университет — кафедра истории РБ, археологии и этнологии.
Институт истории, языка и литературы БФАН.
Бахмутинская культура. М., 1969; Тайны древнего Урала. Уфа, 1973;