Interested Article - Тангейзер
- 2021-11-07
- 1
Тангейзер , иначе Таннхойзер , Тангузер ( нем. Tannhäuser, Tanhüser ) — немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга . Его жизнь и личность стали темой для немецких народных легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе , или , близ Вартбурга , с другой стороны — с легендами о « » или состязании поэтов. Наиболее известен по одноимённой опере Рихарда Вагнера .
Историческое лицо
Биография
Исторически достоверный миннезингер Тангейзер родился в начале XIII века и умер во всяком случае ранее 1273 года (до воцарения Рудольфа Габсбурга ). Предположительно, он происходил из австрийско-баварского дома баронов . Вместе с германским императором Фридрихом II в 1228 году участвовал в Шестом крестовом походе . Как сторонник императора, постоянно ссорившегося с римскими папами , Тангейзер не мог благоволить к Риму. Возможно, он имел неприятное столкновение с каким-либо папой, например, и с папой Урбаном IV , занимавшим римский престол с 1261 по 1264 год и играющим важную роль в легенде о Тангейзере. Главным покровителем Тангейзера был Фридрих Воинственный ( нем. der Streitbare ), герцог австрийский, последний из графов Бабенбергов ; в своих песнях Тангейзер заявляет, что ему были пожалованы герцогом деревня и имение.
После смерти своего мецената (в 1246 году) Тангейзер, по словам собственных песен, «проел и прозаложил своё имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня»; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, причём домохозяева более радовались его уходу, чем приходу. Покровителя, подобного герцогу Фридриху, Тангейзер уже не мог найти, хотя из его песен видно, что к нему благоволили император Фридрих Второй и другой враг Рима — Оттон II Светлейший ( нем. der Erläuchtete ), герцог баварский. Тангейзер с гордостью заявляет в своих песнях, что, будучи верным приверженцем Гогенштауфенов , не пойдёт искать покровительства в Тюрингию . В « » (1206 или 1207 год) Тангейзер, вероятно, не участвовал: в то время он был ребёнком. Говоря о Тюрингии, Тангейзер, очевидно, подразумевает потомков ландграфа тюрингенского и пфальцграфа саксонского Германа I , устроителя вартбургского состязания певцов, умершего в 1217 году.
Творчество
Тангейзеру приписывается шесть лейхов , шесть лирических песен (Minnelieder), три шпруха и одна песня о Крестовом походе. Они сохранились в Манесском кодексе , без музыки (только стихи). Там же находится миниатюра, изображающая Тангейзера в одежде крестоносца. В позднейших рукописях Тангейзеру также приписывается ряд стихов и мелодий, в том числе, «Ez ist hivte eyn wunnychlicher Tac» (так называемая «Песнь покаяния») и «долгий тон» («Langer Ton»; впервые регистрируется в рукописях мейстерзингеров XVI—XVII веков).
Сохранившиеся тексты, а также приписываемые ему (неаутентичные) мелодии опубликованы в издании: Tannhäuser, hrsg. v. H. Lomnitzer and U. Müller. Göppingen, 1973.
В легендах
Народная южно-германская фантазия связала исторического Тангейзера с преданиями о горе ( нем. Hörselberge , от нем. Ursel — непотухшая, огненная зола), расположенной между городами Эйзенахом и Готой неподалёку от Вартбурга , в Тюрингенском Лесу . Эта гора, имеющая вид продолговатого гроба, известна в простонародье под именем ( нем. Venusberg ); в ней есть пещера , где слышится шум подземных ключей; народная фантазия услышала в этом шуме стоны грешников и нечестивые клики адской радости, а во мраке грота увидела адское пламя; гора прослыла входом в чистилище и обиталищем прекрасной языческо-германской богини Гольды ( нем. Holde, Frau Holla ) или классической богини Венеры ; в этой-то пещере исчезает, по народному поверью, ночной поезд « дикой охоты » ( нем. die Wilde Jagd ), предводимый богиней Гольдой.
Фабула предания
Сюжет южно-германского предания о Тангейзере следующий. Однажды миннезингер Тангейзер, идя в Вартбург на состязание певцов, увидел у Герзельберга богиню Венеру (госпожу Венеру, нем. Frau Venus ), которая завлекла его к себе в грот; там он пробыл семь лет в забавах и развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его расстаться с богиней и искать отпущения грехов в Риме , у папы Урбана . Папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Тангейзер с горя вернулся к божественной, прекрасной и очаровательной Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и папа велел отыскать прощённого Богом грешника — но его уже не могли найти. Тангейзер должен остаться в Герзельберге до Страшного Суда , когда Господь окончательно решит его участь. Ко входу в пещеру Герзельберга приставлен добрый гений германских сказаний, « » ( нем. der treue Eckart ), никого не допускающий в пещеру. В этой сказке проявляются свойственные Средневековью настроения: томление по античному и родному (германскому) язычеству и недовольство аскетическою суровостью духовенства.
Обработки
Народные и искусственные обработки этого сказания в виде песен о Тангейзере появляются в Германии очень рано, с XIV или XV века; кажется, первая печатная «Das Lied von dem Danhewser» относится к 1515 году. Легенда, связавшая миннезингерские подвиги Тангейзера со двором тюрингенского ландграфа Германа и с «Вартбургской войной» — более позднего происхождения, чем легенда о Тангейзере и Венере. Рихард Вагнер в своей опере « Тангейзер, или состязание певцов в Вартбурге » соединил легенду о Тангейзере с легендой о «Вартбургской войне», отождествив личность Тангейзера с личностью легендарного миннезингера Генриха фон Офтердингена .
Романтическая опера Вагнера заметно оживила интерес к личности Тангейзера и к литературе о нём; аскетическая тенденция либретто Вагнеровской оперы не соответствует, однако, жизнерадостному и гуманному духу народной легенды о Тангейзере.
Той же легендой о Тангейзере пользовались другие писатели:
- Генрих Гейне в знаменитом, слегка юмористическом стихотворении «Тангейзер» (1836);
- Людвиг Тик в новелле «Верный Эккарт и Тангейзер» (1799);
- Эйхендорф в новелле «Мраморная статуя» (1819);
- Гофман в рассказе «Состязание певцов»;
- Новалис (оба последних писателя говорят о Генрихе Офтердингене, не отождествляя его с Тангейзером);
- Франкль в эпопее «Тангейзер»;
- Мангольд в либретто к опере «Тангейзер» (музыка );
- лирик Эмануэль Гейбель и многие др.
Литература
- Grässe, «Der Tannhäuser und Ewige Jude, Zwei deutsche Sagen» (2-е изд., Дрезден, 1861);
- Franz Müller, «Ueber Rich. Wagner’s Tannhäuser» (Веймар, 1853).
Примечания
Ссылки
- В. Е. Чешихин . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIIa. — С. 593—594.
- 2021-11-07
- 1