Атилио Малакия Ариости
(
итал.
Attilio Malachia Ariosti
(
5 ноября
1666
,
Болонья
,
Папская область
—
1729
,
Лондон
,
Великобритания
) — итальянский композитор. Автор более 30
опер
и
ораторий
,
кантат
и инструментальных произведений.
Биография
Ариости родился в семье, принадлежавшей к средним слоям общества. Принял
монашество
в
1688
, но вскоре получил разрешение оставить орден и поступил на службу композитором при дворе герцога Мантуанского. Был рукоположён в
дьяконы
в
1692
. В этом же году получил пост
органиста
Церкви Санта-Мария-деи-Серви в Болонье.
Церковь Санта Мария деи Серви, Болонья
Виола д'амур
В
1697
по приглашению
Королевы Пруссии Софии Шарлотты
, переехал в
Берлин
. Королева покровительствовала поэзии и искусствам, и особенно интересовалась музыкой. У неё на службе Ариости написал, а также стал соавтором многих сценических произведений для берлинского двора. Он жил в Берлине и оставался придворным композитором вплоть до
1703
.
Первая опера Ариости была поставлена в
Венеции
в
1697
. С
1703
по
1709
он являлся Генеральным агентом
Австрии
в
Италии
во время правления
Императора Иосифа Первого
. После 1716 имел огромный успех в
Париже
и Лондоне, где вместе с
Генделем
и
Бонончини
отвечал за оперный репертуар
. В
1724
опубликовал коллекцию кантат и «Уроков» для
виолы д'амур
, которые продавались по подписке.
Хотя Ариости и обладал голосом, мог играть на
виолончели
и
клавесине
, — его любимым инструментом была виола д’амур, для которой он написал 21 сонату, обычно называемых «Стокгольмские сонаты», т.к. единственная сохранившаяся копия находится в Государственной музыкальной библиотеке
Стокгольма
.
Произведения
Оперы
Тирсис (
Tirsi
), в соавторстве с
Антонио Лотти
и
Антонио Кальдара
,
либретто
Апостоло Дзено
(
Венеция
1696)
Эрифила
(
Erfile
), либретто Джиамбастиста Нери (Венеция 1697)
Аттис
, или Обман, побеждённый Постоянством (
Atys o L'inganno vinto dalla costanza
)), деревенская драма, либретто Ортензио Мауро (Берлин 1700)
Верность в измене (
La fede ne' tradimenti
), либретто Джероламо Джильи (Берлин 1701)
Любовный призрак (
Le Fantome Amoreux
), одноактная опера, либретто Ортензио Мауро (Берлин 1701)
Величайший подвиг
Геракла
(La più gloriosa fatica di Ercole), либретто Бернардони (
Вена
1703)
Марс
и Ирина (
Mars und Irene
),
зингшпиль
, либретто Кристиана Рёйтера (Берлин 1703)
Добро от зла (
Il bene dal male
) (Вена 1704)
Славные предчувствия
Сципиона Африканского
(
I gloriosi presagi di Scipione Africano
), либретто Донато Купеды (Вена 1704)
Усмирённый Марс (
Marte placato
), либретто Бернардони (Вена 1704)
Умиротворенный
Дунай
(
Il Danubio consolato
), либретто Бернардони (Вена 1707)
Состязание античных героинь на
Елисейских Полях
(
La gara delle antiche eroine ne' Campi Elisi
), либретто
(Вена 1707)
Любовь во вражде (
Amor tra nemici
), либретто Бернардони (Берлин 1708, ставилась как
(
Almahide
) в Лондоне 1710)
Плацидия (
La Placidia
), либретто Бернардони (Вена 1709)
Тит Манлий (
Tito Manlio
), либретто приписывают
(Лондон 1717)
Гай Марций Кориолан
(
Caio Marzio Coriolano
), либретто Хайма по
(Лондон 1723)
Веспасиан
, либретто Никола Франческо Хайма по Дж. Корради (Лондон 1724)
Аквилий-консул
(
Aquilio consolo
) - Никола Франческо Хайм (Лондон 1724)
Артаксеркс
(
Artaserse
), либретто Хайма по Дзено и Париати (Лондон 1724)
Дарий
(
Dario
), либретто
(Лондон 1725)
Луций Вер
, император Рима (
Lucio Vero, imperator di Roma
), либретто Дзено (Лондон 1727)
Теуццин (
Teuzzone
), либретто по Дзено (Лондон 1727)
Балет
Празднество
Гименея
(
La Festa del Hymeneo
), либретто Мауро (Берлин 1700)
Оратории
Страсти (
La Passione
), либретто Ч. Арноальди (
Модена
1693, Вена 1694)
Святая Радегунда, королева Франции
(
Santa Rodegonda, regina di Francia
), либретто Джамбаттиста Торони (Болонья,1694)
Пророчество
Элисея
об осаде
Самарии
(
Le profezie di Eliseo nell'assedio di Samaria
), либретто Нери (Вена, 1704)
Мать
Маккавеев
(
La madre de Maccabei
) (Вена, 1704)
Навуходоносор
(
Nabucodonosor
), либретто Бернардони (Болонья, 1706)
Инструментальная музыка
Divertimenti da Camera
для скрипки и виолончели (Болонья 1695)
57 «Уроков» для виолы д'амур, появившиеся под названием «Recueil de Pièces pour la Viol d'Amour».
Ссылки на внешние ресурсы
Словари и энциклопедии
В библиографических каталогах
(фр.)
—
, 2011.