Дворец кронпринцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Дворец Канчеллерия ( итал. Palazzo della Cancelleria — Дворец Канцелярии) — дворец в Риме ( Италия ), выдающийся памятник архитектуры римского классицизма начала XVI века . Расположен в центре города между улицей Корсо Витторио Эмануеле II и площадью Кампо деи Фиори , в районе Парионе , недалеко от площади Навона . Здание построено между 1483 и 1513 годами для кардинала Рафаэле Риарио , камерленго Римско-католической церкви . Во дворце действует Папская канцелярия , а потому он является анклавом Ватикана и не принадлежит Италии. Дворец имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО , входя в группу зданий, известных как «Исторический центр Рима и владения Ватикана, пользующиеся правами экстерриториальности» .
Дворец Канчеллерия был построен для кардинала Рафаэле Риарио, занимавшего пост камерленго Римско-католической церкви при его могущественном дяде, Папе Сиксте IV . Кардинал Риарио вселился в свой дворец в 1496 г. Он был богатейшим человеком в Риме и считал себя знатоком античного искусства, составив значительную коллекцию античной скульптуры. Она разместилась в новом дворце. В 1517 году Риарио участвовал в заговоре против Папы Льва X , потерпел поражение и был заключен в замок Св. Ангела. Папа Лев X из рода Медичи не забыл роль папы Сикста IV и его племянника Рафаэле Риарио в заговоре Пацци , в своё время направленного на свержение власти Медичи во Флоренции и заменой его на семью Делла Ровере . Лев Х конфисковал дворец и отдал его в ведение Апостольской канцелярии. С 1753 года вице-канцлером стал якобитский претендент на трон Британии, Генрих Бенедикт Стюарт , якобитский «Генрих IX» . Во время наполеоновской оккупации 1809—1814 гг. здание именовалось «Имперским дворцом». революции 1848—1849 годов в Папской области Римское Учредительное собрание в течение весьма короткого времени заседало в этом здании. Палаццо неоднократно реставрировали между 1937 и 1945 гг.
Дворец построен на месте древнеримского митреума (языческого храма); раскопки 1988—1991 годов показали, что церковь была заложена римским папой Дамасием I и являлась одной из важнейших раннехристианских церквей в Риме. Также было обнаружено кладбище, использовавшееся с VIII века и почти до начала возведения дворца (в Риме ходили слухи, что средства на постройку дворца были добыты в игре и за одну ночь). Дворец Канчеллерия стал первым дворцом в Риме, построенным в стиле римского классицизма начала XVI века, эпохи Высокого Возрождения . В. Ф. Маркузон назвал это палаццо «первой римской постройкой общеитальянского значения» . Здание высотой 24 м занимает целый квартал и включает в себя церковь Сан-Лоренцо-ин-Дамазо , заложенную в IV в. римским епископом Дамасием I. Церковь (интерьер которой был перестроен Д. Браманте) расположена, как и Базилика Святого Климента , среди прочих, на месте древнего митреума. Церковь многократно перестраивали и в последующие века, однако она сохранила уникальные произведения искусства: икону Мадонны XII в. и деревянное распятие XIV в. Восточный портал Палаццо перестроен в 1589 г. Доменико Фонтана по приказу кардинала Алессандро Фарнезе .
Имя автора проекта документально не установлено. Предположительно нижние два этажа всех четырёх фасадов возведены Андреа Бреньо (по прозванию Антонио да Монтекавалло), который использовал проекты Л. Б. Альберти , либо его братом, ассистентом Браманте. Некоторые исследователи весь проект приписывают Донато Браманте . Предполагается также участие на ранних этапах проектирования Франческо ди Джорджо и Баччо Понтелли . Однако изысканность пропорций и цельность композиции позволяет предположить работу большого мастера, каким был Донато Браманте, главный архитектор Ватикана. В целом здание создает убедительный образ аристократической сдержанности и величия.
В композиции фасадов использованы характерные брамантовы окна , а на углах здания — картуши с изображением дуба, эмблемы семьи делла Ровере, из которой происходили Папы Сикст IV и Юлий II . Их имена связаны с началом и окончанием строительства. Над окнами второго яруса — рельефные «розы Риарио». Фасады расчленены по горизонтали тягами на три яруса, а по вертикали — удвоенными пилястрами коринфского ордера на втором и третьем ярусах. Перемежающийся шаг плоских пилястр и арочных окон следует флорентийской концепции, воплощенной, в частности, в Палаццо Ручеллаи Л. Б. Альберти . Плоская рустика плавно уменьшается кверху. Примечательны идеальные пропорции и тонко рассчитанные отношения уменьшающихся снизу вверх окон . Фасады облицованы травертином, взятым из облицовки римского Колизея и близлежащих римских развалин Театра Помпея . Имитация руста нижнего яруса врезками имеет древнеримское происхождение. Пропорционирование фасадов следует принципу параллельности диагоналей подобных прямоугольников, что также позволяет предположить использование Браманте и Бреньо архитектурной теории Альберти .
Интерьер здания включает Большой зал (Aula Magna) и так называемый Зал ста дней (Sala dei Cento Giorni) с росписями Дж. Вазари , якобы созданными за сто дней. Росписи изображают важное для Италии историческое событие: встречу Папы Павла III , императора Карла V и французского короля Франциска I в Ницце (в то время территория Савойского герцогства ) в 1538 г.
Выдающимся произведением архитектуры римского классицизма является внутренний двор (кортиле) Палаццо Канчеллериа. Он оформлен А. Бреньо. Фасады разделены на три яруса, нижние два оформлены аркадами-лоджиями по флорентийской традиции, заложенной Ф. Брунеллески. 44 колонны нижнего яруса темного египетского гранита взяты из старой церкви Сан-Лоренцо, они, в свою очередь, происходят из Театра Помпея .
По образцу Палаццо Канчеллерия А. Бреньо оформил фасад Палаццо Торлония (проект 1496 г.) на Виа делла Кончилиационе , пролегающей от площади Святого Петра до набережной западного берега Тибрa .