И Цзин (монах)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мона́х и бес» — российский трагикомедийный фильм -притча, поставленный режиссёром Николаем Досталем по сценарию Юрия Арабова . Последняя картина режиссёра Досталя. Премьера состоялась в июне 2016 года на Московском международном кинофестивале . В прокат фильм вышел 8 сентября 2016 года.
Фильм снят на стыке жанров: это религиозно-фантастическая трагикомедия с элементами мистики в духе произведений Гоголя и Лескова .
События разворачиваются в России в царствование Николая I . В мужском монастыре появляется новый подозрительный Иван, Семёнов сын, совершающий чудеса. Настоятель монастыря с трудом сдерживает Ивана, сомневаясь в божественной природе его способностей. На чудесного монаха приезжает посмотреть сам император.
По ходу повествования зритель узнаёт, что Ивана искушает бес по имени Легион — это он на самом деле творит чудеса. Иван притворяется, что готов «поклониться» Легиону и отдать ему свою душу, если тот доставит его на Святую Землю. Легион неохотно на это соглашается (по его словам, бесам находиться в Святом городе не положено и с трудом переносимо) и по воздуху переносит Ивана в Иерусалим .
Иван видит, что на городском рынке активно «торгуют Христом» — сувенирами, выдаваемыми за настоящие реликвии: там продают гвозди и доски «с Креста Господня», терновые венцы и другие подделки. Иван в бешенной ярости переворачивает прилавки, пытаясь «изгнать торговцев», как когда-то сделал Спаситель . Однако его жестоко избивают, и только чёрная магия Легиона исцеляет его и спасает ему жизнь.
Иван отправляется поклониться Гробу Господню и насильно увлекает за собой Легиона. После этого бес очеловечивается, теряет свою магическую силу и едва не погибает. Вдвоём они по морю и суше возвращаются в Россию. Дома их принимают за бродяг, жестоко секут плетьми и бросают в тюрьму, где Иван умирает от ран. Его душа возносится на небеса.
Легион, окончательно уверовав и став человеком, приходит в тот самый монастырь, где началась история, чтобы стать очередным послушником . Игумен принимает его, и новый монах занимает место Ивана.
Идея фильма появилась у режиссёра после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности, воспоминаний о рясофоре Иване Семёновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского XII века, который по легенде совершил паломничество в Иерусалим верхом на бесе . Как оказалось после съёмок, похожий сюжет был и в поэме А. С. Пушкина « » .
По словам сценариста Юрия Арабова: «Прежде всего, режиссёр Николай Досталь попросил меня написать сценарий о „монахе и чёрте“, что-то вроде нашего с Сокуровым „Фауста“, но „для народа“. Я стал думать, как эту идею претворить в жизнь, что мы ещё не сказали в „Фаусте“? И кое-что вспомнил. В моей памяти отпечаталась одна житийная история, фольклорного характера. <…> Это похоже на анекдот, глубокий и ёмкий, как большинство фольклорных сюжетов. Я подумал: вот что нам нужно! Мы сделаем историю о том, как чёрт искушает святого, но в результате этого ангелом не становится, а становится человеком. Когда это было придумано, написать сценарий не составляло труда. Естественно, в эстетике я ориентировался на Лескова и Гоголя. И написал попытку жанра, которого вообще нет в нашем кино: религиозной комедии с драматическим исходом» .
Фильм снимался в Вологодской области на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в иорданском городе Петра, на побережье Мёртвого моря и в Крыму, где снимались сцены в Иерусалиме.
«Монах и бес» получил в основном сдержанно-положительные отзывы от российских кинокритиков . О фильме писали: «Это хороший фильм с замечательными актёрскими работами» ( Алекс Экслер ), «Из Тимофея Трибунцева и Георгия Фетисова вышла отличная пара — образцовый дуэт, а скромник Никита Тарасов неожиданно оказался идеальным Николаем I» ( Антон Долин , « Вести FM ») , «Вполне хорошая история, но всё равно есть в ней что-то натужное» ( Андрей Архангельский , « Деловой Петербург ») , «Ироничный и грустный, какой-то очень русский текст расцвёл на экране, подкупая своей искренностью» (Анна Кузьмина, « Кино-театр.ру ») .
Отрицательные отзывы фильм получил от некоторых изданий религиозной тематики. В частности, заместитель главного редактора сайта «Русская народная линия» писал, что фильм «душевреден и духовно ядовит» , а автор старообрядческого сайта «Русская в-ера» — что «любовь монаха и беса друг к другу — самая жуткая фантасмагория, которая может привидеться» .
Автор сайта «Ищите женщину» Лилия Малахова считает, что фильм «нельзя рассматривать как православный, хотя многие пытаются представить его именно так» .