Interested Article - Мухйиддин ан-Навави

Мухйидди́н Абу Закарийя́ Яхья́ ибн Шара́ф ан-Навави́ ( араб. محيي الدين أبو زكريا يحيى بن شرف النووي ‎), известный как имам ан-Навави ( араб. الإمام النووي ‎; 1233 1278 , Нава , Сирия , Мамлюкский султанат ) — исламский учёный-богослов , хадисовед и правовед шафиитского мазхаба . Автор многочисленных и объёмных работ по мусульманскому богословию, хадисоведению , юриспруденции и т. д.

Биография

Родился в октябре 1233 года в деревне Нава (ныне сирийский город к югу от Дамаска в провинции Даръа ) . В раннем возрасте выучил наизусть Коран . Его отец, видя способности сына, в 1251 году отвёз сына в Дамаск , который в то время был одним из центров просвещения исламского мира. Придя в Дамаск, ан-Навави поступил в медресе ар-Равахийя, где изучал шафиитское право. За короткое время выучил наизусть книги «ат-Танбих» и «Мухаззаб» . Ан-Навави рассказывал: «В 649 году (хиджры), когда мне было 19 лет, отец привёл меня в Дамаск, и я устроился медресе ар-Равахийя». Два года я не ложился на бок, выучил книгу «ат-Танбих» за четыре месяца, а за остальной год я выучил «четверть о поклонений» из книги «аль-Мухаззаб» .

Вначале изучал медицину, но через некоторое время посвятил себя изучению исламских наук . Имам ан-Навави писал: «Однажды я надумал изучить медицину. Когда я купил книгу Ибн Сины (Авицены) с целью изучения медицину, в сердце моем „почернело“, и несколько дней я остался рассеянным, неспособным совершить ничего. Тогда я начал искать причину такого состояния и Аллах мне внушил, что мое занятие медициной вселяет в меня такое состояние. Тогда я незамедлительно продал книгу Ибн Сины и убрал из дома все, что связано с медицинской наукой, и мое сердце снова осветилось и состояние мое вновь стабилизировалось» .

В 1253 году вместе с отцом совершил паломничество в Мекку . Всего же за свою жизнь он дважды совершал хадж. Его учителями в области фикха были Исхак аль-Магриби, Абу Шама аль-Макдиси (муфтий Дамаска), Умар аль-Арбали и другие известные богословы.

С 1257 года начал писать богословские труды. В 1266 же году возглавил медресе аль-Ашрафийя в Дамаске, заменив на этом посту умершего Абу Шаму аль-Макдиси. За время учёбы его здоровье заметно пошатнулось, но несмотря на это, даже возглавив медресе, имам ан-Навави жил очень скромно, тратя своё жалование на благотворительность .

Ан-Навави имел настолько огромную репутацию среди народа. Известен случай, когда мамлюки захватили Сирию, они обложили население военным налогом, которое обратилось за помощью к имаму ан-Навави . Имам пришёл к мамлюкскому султану Бейбарсу с просьбой освободить народ Сирии от наложенных на них налогов, а также защитить преподавателей медресе, доходы которых уменьшились. Султан отказал имаму в его просьбе и, более того, выслал имам ан-Навави из Дамаска за то, что тот отказался подписать фетву узаконивающую эти налоги . Сообщается, что имам ан-Навави Бейбарсу на угрозы следующим образом: « Что касается меня, угрозы не причиняют мне вреда и ничего не значат для меня. Они не будут мешать мне давать советы правителю, поскольку я считаю, что это обязательно для меня и других » . Имам ан-Навави остался единственным факихом, отказавшемся подписать эту фетву. Эта история из жизни имама отражена популярном романе Сират аз-Захир Бейбарс , в котором султан проклинал ан-Навави за то, что на некоторое время ослеп .

Помимо фикха, имам ан-Навави изучал хадисоведение. За короткое время он стал известным учёным в этой области исламских наук. Имам ан-Навави внёс большой вклад в развитие хадисоведения, написав комментарии к сборникам хадисов, а также книги по основам хадисоведения. Его сборник хадисов «Рияд ас-Салихин» (завершён в 1271 году) является одним из самых авторитетных в мусульманском мире .

С 1257 года имам ан-Навави преподавал в .

В конце своей жизни он посетил Иерусалим и Хеврон . Вёл набожный и аскетический образ жизни . Никогда не женился и не имел детей . Имам ан-Навави заболел и умер возле родителей в ночь среды 24 (или 14) числа месяца раджаб 676 года по хиджре (22 декабря 1277 года) в возрасте 45 лет в своей родной деревне, где и похоронен .

Могила Мухйиддина ан-Навави почиталась мусульманами, которые построили вокруг неё гробницу . Над самой могилой выросло огромное дерево . В январе 2015 года боевики « Джебхат-ан-Нусра » заминировали и взорвали гробницу имама .

Богословская деятельность

Ан-Навави является одним из выдающихся учёных шафиитской правовой школы . Он выделялся своими познаниями в области религиозных наук и аскетизмом и всё своё время посвящал поискам знания и различным делам поклонения. Он внёс большой вклад в хадисоведческую литературу своими выдающимися работами Арба‘уна ан-Нававийя («Сорок [избранных хадисов] ан-Навави») и Рийад ас-Салихин («Сады праведных») . Из книг по биографиям и грамматике можно отметить Тахзибуль асмаи ва люгат и Тахриру танбих (завершена в 1272 году) .

Хадисоведение

На сегодняшний день имам ан-Навави является одним из авторитетных исламских богословов. Он обладал знаниями сунны пророка Мухаммеда и применял к ней более жёсткие требования, чем поздние богословы; например, он относил к каноническим только пять сборников хадисов и ставил Сунан Ибн Маджа на один уровень с Муснадом имама Ахмада .

Несмотря на почтительное отношение к имаму Муслиму, он более высокое оценивает имама аль-Бухари. Им написан самый известный комментарий к Сахих Муслима — аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим . Во введении к этой книге он написал историю её передачи и наброски хадисоведения. Он дал не только замечания по цепочкам передатчиков ( иснадам ), но и грамматическое объяснение хадисов. В своих работах он даёт богословские и правовые аспекты хадисов, цитируя при необходимости не только основателей правовых школ, но и их предшественников ( аль-Аузаи и др.). Он также вставил заголовки (тараджама) в работу имама Муслима .

Из его книг можно также упомянуть Китаб аль-Арбаин , назавершённый комментарий к Сахиху аль-Бухари и Абу Дауда; и выдержки из Умм аль-хадис Ибн ас-Салаха ( ат-Такриб ва аль-тафсир ) .

В книге имама ан-Навави Арба‘уна ан-Нававийя изложены сорок хадисов охватывающие наиважнейшие аспекты религии. Каждый из хадисов представляет собой одну из великих основ ислама и относится к числу тех, которых богословы называли основой ислама в целом. Кроме того, автор придерживался правила, в соответствии с которым каждый из сорока хадисов должен быть достоверным, а большинство их должно приводиться в «Сахих аль-Бухари » и в «Сахих Муслим». Многие до и после ан-Навави избирали сорок хадисов, однако сочинение ан-Навави Арба‘уна ан-Нававийя является одной из популярнейших книг среди мусульман всего мира.

Арба‘уна ан-Нававийя («Сорок [избранных хадисов] ан-Навави»)

Фикх

Важность имама ан-Навави в фикхе, пожалуй, даже больше чем в хадисоведении. Его книга Минхадж ат-талибин ва-‘умдат аль-муфтийин (завершена в 1270 году) считается одной из главных книгой по шафиитскому праву вместе с работой Абу-ль-Касима ар-Рафии (ум. 1226 г.) . Комментарии к этой книге Ибн Хаджара аль-Хайтами ( Тухфа аль-Мухтадж ) и ар-Рамли ( Нихая аль-мухтадж ) считаются законодательными книгами шафиитского мазхаба. Минхадж ат-талибин содержит отрывки и комментарии к книге ар-Рафии Мухаррар .

Из правовых сочинений ан-Навави можно упомянуть Равда фи мухтасар шарх ар-Рафии (завершена в 1270 году), в которой часто комментируется книги Абу Исхака аш-Ширази аль-Мухаззаб ( араб. المجموع شرح المهذب لأبي إسحاق الشيرازي ‎) и ат-Танбих , а также аль-Васит ( араб. قطعة من شرح الوسيط لأبي حامد الغزالي ‎) Абу Хамида аль-Газали , сохранившаяся в виде фетв, собранных Ибн аль-Аттаром .

Несмотря на то, что он был правоведом шафиитского мазхаба, его уважали и представители других мазхабов .

Прочие

Мухйиддин ан-Навави изучал Рисала Абдул-Карима аль-Кушайри и написал книгу по молитвам Китаб аль-Азхар (завершена в 1268 году) .

Имам ан-Навави придерживался ашаритских убеждений. Имам аз-Захаби в своей книге «Тарихуль-Ислам» охарактеризовал его следующим образом: «Ан-Навави — ашарит в акиде, он известен этим. Он считает водящими нововведение (мубтади’) тех, кто противоречит им (ашаритам) и чрезмерно груб по отношению к ним» . Таджуддин ас-Субки в своём «Табакате» сказал: «Некоторые антропоморфисты (муджасима) в наше время (8-й век по хиджре) зашли так далеко, что написали копию „Шарха“ ан-Навави на „Сахих“ Муслима, убрав оттуда все части, где ан-Навави говорит о хадисах, указывающих на атрибуты (сифаты). Поскольку нет сомнений в том, что имам ан-Навави был ашаритом в акиде, этот писарь не нашёл в себе силы оставить книгу в том виде, как она была написана. Он совершил невероятный грех, так как это извращение религии, он подрывает доверие людей к тому, что пишут учёные, и тому, что люди получают из книг. Так пусть Аллах унизит того, кто делает подобное, и сделает его уродливым» .

Относительно аятов о сифатах Аллаха ан-Навави разъясняет мнения мусульманских богословов следующим образом: « Учёные разошлись во мнении, относительно аятов и хадисов о сифатах, толковать их или нет? Сказала одна группа: толкуем , так как подобает Аллаху. И это более известное мнение из двух мнений мутакаллимов . Другие сказали: не надо их толковать, а напротив надо воздержатся от разговоров об их смысле. Надо о них Всевышнему Аллаху, вместе с убеждением абсолютного очищения Аллаха от недостатков и отсутствия у Него качеств творений. Например, говорят: мы верим, что „Милостивый на Арше истава“ и мы не знаем истинный смысл этого и того, что имелось этим в виду. Вместе с этим мы убеждены, что Всевышний, „Нет ничего подобного Ему“, и что Он чист от воплощения и характеристик сотворенных, и это является путем саляфов, или большинства из них. Это наиболее безопасный путь, так как не требуется от человека, чтобы он входил в это (в познание смысла). Когда есть убеждение абсолютного очищения от недостатков, то нет нужды во вхождение в него, и подвергаться риску в котором нет никакого принуждения и надобности. Если же нужда толкает на толкование для опровержения заблудших и им подобных, то тогда толкуют. И в соответствии с этим воспринимается то, что пришло от учёных по этому поводу. Аллаху ведомо лучше » .

Рукопись книги ан-Навави османского каллиграфа Мухаммада Амира (1739 г.)

Библиография

Хадисоведение
  • Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим ( شرح صحيح مسلم بن الحجاج ‎) — комментарии к достоверному сборнику хадисов Муслима ;
  • Шарх Сунан Аби Давуд ( شرح سنن ابي داود ‎) — комментарии к сборнику хадисов Абу Дауда (книга незавершена);
  • Шарх Сахих аль-Бухари ( شرح صحيح البخاري ‎) — комментарии к сборнику хадисов аль-Бухари; книга менее известна, так как ан-Навави не успел завершить её;
  • Мухтасар Сунан ат-Тирмизи ;
  • Хуласат аль-Ахкам мин Мухиммати-с-Сунани ва Каваиди Ислям ;
  • Хулят аль-абрар ва ши‘ар аль-ахйар ( حلية الأبرار و شعار الأخيار فى تلخيص الدعوات و الأذكار ‎);
  • Фи тальхиси-д-Да‘ват ва-ль-Азкар аль-Мустахаббату фи Лайли ва Нахар ;
  • Рияд ас-салихин мин калям саййид аль-мурсалин («Сады Праведных из слов господина посланников») ( رياض الصالحين من كلام سيد المرسلين ‎) — сборник хадисов, в котором собраны достоверные хадисы из сборников хадисов аль-Бухари и Муслима; одна из самых продаваемых книг в исламском мире;
  • Азкар аль-Мунтахибату мин Калями Саййиди Абрар ( الأذكار المنتخبة من كلام سيد الأبرار ‎) — книга, в которой собраны молитвы, читаемые во всех случаях жизни;
  • Такриб ва-т-Тайсир ли-Ма‘рифати сунани аль-Башир ан-Назир ( التقريب والتيسير لمعرفة سنن البشير النذير ‎) — книга о науке хадисоведения;
  • Иршад Туляб аль-Хакаик иля ма‘рифат аль-Хакки мин Худа Хайри Халаики ( إرشاد طلاب الحقائق إلى معرفة سنن خير الخلائق ‎);
  • Ма тамассака иляйхи Хаджат аль-Карии ли Сахихи аль-Бухари ;
  • Арба‘уна ан-Нававийя («Сорок [избранных хадисов] ан-Навави») ( الأربعون النووية ‎) — сорок избранных хадисов, которые, по мнению ан-Навави, охватывают все аспекты ислама.
Фикх
  • Минхаджу-т-Талибин ва-‘умдат аль-Муфтийин ( منهاج الطالبين وعمدة المفتين ‎) — основа шафиитского мазхаба;
  • Равдату-т-Талибин ва-‘умдат аль-Муфтийин ( روضة الطالبين وعمدة المفتين ‎);
  • Матн аль-Изах фи Манасик ( متن الإيضاح في المناسك ‎ — книга по вопросам паломничества;
  • Адаб аль-Фатва ва-ль-Муфти ва-ль-Мустафта ( آداب الفتوى والمفتي والمستفتي ‎);
  • Фикх аль-Мукаран ;
  • аль-Маджму‘ шарх аль-Мухаззаб ( المجموع شرح المهذب ‎) — книга о науке исламского права.
Прочие
  • Тибйан фи адаб хамалят аль-Куръан ( التبيان في آداب حملة القرآن ‎) — книга по этикету по отношению к Корану;
  • Тахзиб аль-асмаи ва-ль-люгат ( تهذيب الأسماء واللغات ‎) — книга о биографии учёных (книга не завершена);
  • Табакат аль-фукаха аш-шафи‘ийя ( طبقات الفقهاء الشافعية ‎) — книга о биографии учёных шафиитского мазхаба;
  • Тахрир ат-танбих ( تحرير التنبيه ‎) — книга о языке;
  • Тархис би-ль-киям лизави аль-фадль ва-ль-мазият мин ахль аль-ислям ( الترخيص بالقيام لذوي الفضل والمزية من أهل الإسلام ‎);
  • Бустан аль-‘Арифин ( بستان العارفين ‎) — книга о науке суфизма (книга незавершена);
  • Вирду мин аль-Азкар .

Примечания

  1. ويكيبيديا العربية (араб.) — 2003.
  2. Encyclopaedia of Islam , Encyclopédie de l’Islam (фр.) — 1913.
  3. Jahja Ibn Scharaf Nawawi // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. (2009), Historical Dictionary of Islam , pp.238-239. Scarecrow Press. ISBN 0810861615 .
  5. Fachrizal A. Halim (2014), Legal Authority in Premodern Islam: Yahya B Sharaf Al-Nawawi in the Shafi’i School of Law , p. 1. Routledge . ISBN 041574962X .
  6. .
  7. .
  8. , с. 1041.
  9. Thatcher, Griffithes Wheeler (1911). . In Chisholm, Hugh (ed.). Encyclopædia Britannica . Vol. 19 (11th ed.). Cambridge University Press . p. 318.
  10. . Zaytuna College . Дата обращения: 20 марта 2015. Архивировано из 22 марта 2015 года.
  11. Dekmejian, R. Hrair. (англ.) . — illustrated, reprint, revised. — Syracuse University Press , 1995. — ISBN 0815626355 .
  12. Zarabozo, Jamaal al-Din M. Commentary on the Forty Hadith of al-Nawawi (2-Volume Set) (англ.) . — Denver: Al-Basheer Company, 2008. — P. 37.
  13. (англ.) . (англ.) . — Rowman & Littlefield , 2005. — P. 174. — ISBN 978-0742550940 .
  14. . YouTube.com (22 октября 2013). Дата обращения: 11 января 2015. 3 апреля 2022 года.
  15. . САНА (7 января 2015). Дата обращения: 9 января 2015. 16 сентября 2017 года.
  16. . 40HadithNawawi . Muslim American Society. Дата обращения: 20 марта 2015. 26 марта 2015 года.
  17. . Youtube (17 июня 2014). Дата обращения: 20 марта 2015. 8 января 2015 года.
  18. , с. 1042.
  19. аз-Захаби, «Тарихуль-Ислам» Т. 15, стр. 332.
  20. Таджуддин ас-Субки, «Табакат» 2/19.
  21. Ан-Навави «Аль Маджму»: 1/49-50.
  22. . metmuseum.org . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  23. ، مؤلفات النووي، ص157-190 29 أبريل 2013.

Литература

Ссылки

  • . Tariqat.ru (11 сентября 2013). Дата обращения: 13 января 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
Источник —

Same as Мухйиддин ан-Навави