Interested Article - Басса, Феррер

Иллюстрация в Англо-каталонской или Большой Кентерберийской псалтыри (между 1330 и 1340 г.)
Иллюстрация в Англо-каталонской или Большой Кентерберийской псалтыри (между 1330 и 1340 г.)

Жом (Жауме) Феррер Басса ( исп. Jaume Ferrer Bassa ; между 1285 и 1290, ? — 1348 , Барселона ) — испанский, арагонский и каталонский готический живописец , художник- миниатюрист . Первый представитель итало-готического стиля в каталонской живописи XIV века .

Биография

Фреска «Жёны-мироносицы у гроба». около 1346 г.

Активность художника пришлась на начало XIV века, что подтверждается двумя документами, которые свидетельствуют о его работе в двух часовнях в Сиджесе .

Через десять лет он работал на короля Альфонсо IV Арагонского , выполняя миниатюры для рукописей и костюмы Каталонии, в которых ощутимо сильное влияние французских и сиенских мастеров.

Его творчество достигло расцвета во время правления Педро IV Арагонского , например «Христос и Богородица» в королевской часовне в Барселоне (1344).

Его сын Арнау Басса также был художником и сотрудничал со своим отцом при выполнении нескольких работах. Оба умерли от чумы в 1348 году.

Творчество

Фреска «Коронация Девы Марии» (1346. Монастырь Педральбес, Барселона )

Наиболее известные работы Басса — «Поклонение пастухов», «Жёны-мироносицы у гроба» (роспись в капелле Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне. 1346), «Коронация Девы Марии» (1346. Монастырь Педральбес, Барселона ).

Эти фрески, направившие испанскую живопись в новое русло и находящиеся в небольшой капелле, прилегающей к монастырской галерее, заказанные аббатисой этого францисканского монастыря Сапортельей, были исполнены в 1346 г. Они состояли из приблизительно двадцати сцен; пятнадцать из них представляли собой большие композиции и были разделены на два регистра: первый посвящен Страстям Христовым Бичевание Христа », « Несение креста », « Распятие Иисуса Христа », « Снятие с креста », « Положение во гроб »), а второй — Богоматери Благовещение », « Рождество Христово », « Прославление Богоматери », « Коронование Марии »).

Фигуры святых ( Иоанна Крестителя , св. Иакова , св. Евлалии , св. Екатерины ) довершают , и поныне предстающий во всей своей новизне и свежести красок. Художник выходит здесь за рамки ранней французской готики и обнаруживает несомненное знакомство с Джотто и мастерами сиенской школы, хотя источники его искусства до сих пор неизвестны.

«Прославление Богоматери» и «Коронование Марии» напоминают развернутые композиции Дуччо ди Буонинсенья , Симоне Мартини и Лоренцетти ; некоторые эпизоды «Страстей» напоминают соответствующие фрагменты из капеллы дель Арена в Падуе ; только джоттовские формы, статичные и массивные, художник дополняет некой жизненной энергией и движением («Благовещение»); он придает пространству глубину и стремится усилить выразительность лиц. Колорит усилен неизменным темно-зеленым фоном, на котором иногда появляется растительный орнамент, деревья или листва (« Поклонение волхвов », « Несение креста »).

Примечания

  1. Ferrer Bassa // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Ferrer Bassa // (англ.)
  3. Единственное произведение, которое с уверенностью можно приписать Ф. Басса

Ссылки

  • (исп.)
Источник —

Same as Басса, Феррер