Interested Article - Луитгарда Виттихенская
- 2020-05-15
- 2
Луитгарда Виттихенская ( Лютгарда , Лиутгарда ; нем. Luitgard von Wittichen ; 1291 , Шенкенцелль , Средний Шварцвальд — 16 октября 1348 , монастырь Виттихен , близ Шенкенцелля) — немецкая монахиня, мистик , основательница монастыря, пророчица, целительница, местночтимая святая .
Очерк биографии
Блаженная Луитгарда Виттихенская является одной из ярких представительниц средневекового христианского мистицизма , не столь широко известна может быть, как Хильдегарда Бингенская , Гертруда Великая , Бригитта Шведская или Лиутгарда Тонгеренская , но несомненно оказавшая большое влияние на развитие духовной и общественной жизни у себя на родине. Помимо многочисленных легенд и историй, сохранившихся о ней в народе и написанных поздними авторами, до нас дошло жизнеописание Луитгарды составленное её духовным отцом Бертольдом фон Бомбах в 1349-1352 годах.
Луитгарда Виттихенская родилась в семье зажиточного крестьянина, состоящего на службе у герцогов фон Тек при замке Виттихенштейн в нескольких километрах от Шенкенцелля . С малых лет Луитгарда отличалась от своих сверстников стремлением к богоугодной жизни, и в возрасте двенадцати лет она была принята в общину бегинок в Обервольфахе , где и провела затворницей следующие 15 лет.
Предположительно в 1319 году Луитгарда дала обет Терциариев .
Луитгарда пережила три мистические встречи , в которых Спаситель велел ей основать в Виттихенской долине монастырь и взять 34 послушницы .
Строительство монастырей всегда было прерогативой королей или крупных феодалов , поэтому Луитгарда долго не решалась начинать порученное ей, простолюдинке, дело. Здесь стоит заметить, что в истории были случаи организации постройки монастырей женщинами, но все они происходили из дворянских семей и могли рассчитывать на поддержку родственников. Поэтому не удивительно, что когда она, наконец, объявила о возложенной на неё миссии, покинула скит и начала сбор милостыни на постройку монастыря, то столкнулась с непониманием со стороны современников. «Многие обвиняли Луитгарду в самонадеянности, другие видели в ней обманщицу, а третьи говорили, что она повредилась рассудком» — написал позже Бертольд фон Бомбах. В поисках средств Луитгарда доходила до северной Швейцарии и Тироля , преодолевая всевозможные трудности и лишения, подвергаясь насмешкам толпы в городах и опасности нападения на дорогах, она наконец нашла понимание в Кёнигсфельдене , у Агнесы Австрийской , сказавшей: «Если Луитгарде действительно удастся осуществить этот проект, я буду видеть в этом доказательство того, что всё её предприятие действительно происходит от Бога».
18 октября 1323 года Луитгарда с тридцатьючетырьмя сёстрами поселилась в наскоро построенном здании монастыря. Последующие годы она провела в постоянных поисках средств для жизнеобеспечения новой общины. Проблемой было и официальное признание монастыря. Луитгарда даже предприняла путешествие в Авиньон — тогдашнее местопребывания папы, но безуспешно. Позже, при содействии Агнесы Австрийской, была получена церковная апробация , после этого монастырь начал развиваться, и ещё при жизни основательницы число монахинь почти удвоилось, а в 1376 году их было уже около ста, в это же время в нём был принят устав Ордена святой Клары .
Луитгарда Виттихенская была энергичным, всесторонне развитым человеком, обладавшая многими талантами и дарованиями, она успевала помимо исполнения своих каждодневных обязанностей аббатисы, заниматься творчеством. Например она изучала труды по богословию Майстера Экхарта и его ученика Генриха Сузо, писала стихи — полностью сохранился текст «Песнь Луитгарды».
Так она предсказывала надвигающуюся пандемию чумы (1346—1350) своим духовным чадам: «Дети мои, вы должны знать, что придёт время, и Бог будет давить людей, как мух. Он заберёт самых молодых и сильных от нас и в других местах. Говорю вам это, чтоб вы знали и готовились, и когда придёт смерть, были готовы. Так вам будет легче умирать».
Луитгарду Виттихенскую называют Святой Материнского Чрева, к ней обращаются за помощью при проблемах, связанных с деторождением. В 1629 году мощи Луитгарды были подняты из могилы и перенесены в монастырскую церковь. При этом было установлено, что мозг совершенно не тронут тлением. Этот феномен послужил толчком для возобновления культа блаженной Луитгарды, и к паломникам в Виттихен прибавились люди, страдающие недугами головы. Луитгарду Виттихенскую чтут в центральной части Бадена как местночтимую святую. День её памяти — 16 октября. Во второе воскресенье октября в Виттихене проходит Luitgartfest — праздник блаженной Луитгарды.
В Обервольфахе дом престарелых St. Luitgard назван в её честь.
Примечания
- of Wittichen, Saint Lutgarde //
- Bibliothèque nationale de France bienheureuse Luitgard von Wittichen // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
Литература
- Медард Барт: благословенная Виттихенская Луитгард (1292—1249) и отшельник из Раппольцвайлера . В кн.: Архив истории эльзасских церквей 16 (1943), с. 45-54. . (нем.)
- Йоханнес Гатц: Виттихен / Шварцвальд. Терзиариннен — Клариссен . В: Alemannia Francicana Antiqua 18 (1973), стр. 127—242 (только библиография в ) (нем.)
- Бертольд фон Бомбах, Арнольд Гийе : Жизнь св. Луитгард Виттихенской (1291—1348), Святая материнского чрева . Издательство: Кристиана, 1976, ISBN 978-3-7171-0651-7. (нем.)
- Йозеф Краусбек: Монастырь Виттихен в Шварцвальде . В: Ортенау 58 (1978), с. 455—469
- Гертруда Джарон Льюис, Фрэнк Уилларт, Мари-Жозе Говерс: библиография о мистике немецких женщин в средневековье . Верлаг Шмидт, 1989, стр. 248, ISBN 978-3-503-02276-2. (нем.)
- Ирмтрауд Джаст: Вита Луитгардс из Виттихена: текст Кодекса Донауэшингена 118 . Питер Ланг, 2000, ISBN 978-3-906765-34-1. (нем.)
- Питер Динзельбахер : немецкая и голландская мистика средневековья . Берлин 2010 (нем.)
- Николь Айхенбергер: Напутствия , францисканское рвение и поэтическое назидание: Бертольда фон Бомбаха Жизнь Благословенной Луитгарды Виттихенской и её понимание раннем новом времени . В: Oxford German Studies 43 (2014), с. 400—419 (англ.)
- 2020-05-15
- 2