Interested Article - Органум

Илл. 1. Квадрупль Viderunt omnes Перотина (фрагмент флорентийской рукописи Pluteus 29.1, f. 1r, XIII в.)

Орга́нум ( лат. órganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейского многоголосия.

Типология

Различают следующие типы органума:

  • параллельный (главный, заданный голос — cantus prius factus — дублируется в один из совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
  • свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему моноритмически, в технике «нота-против-ноты»); такой органум известен также под (историческим) названием «диафония» (diaphonia);
  • мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума Аноним IV (XIII век) называл термином bordunus ( бурдон ); в источниках XIII в. этот вид органума именовался organum per se («органум как таковой»);
  • метризованный (главный голос гармонизуется одним, двумя и — очень редко — тремя другими).

Параллельный и свободный органумы раньше всего описаны в анонимных трактатах Musica enchiriadis (ME) и Scolica enchiriadis (SE) (предполагаемый автор — Хогер Верденский ) конца IX века. Более ста двухголосных параллельных и свободных органумов сохранились в (ок. 1000) . Мелизматический органум получил развитие в многоголосной музыке начиная с XI века — в центрах церковной культуры средневековой Франции и Испании: Шартре , аббатстве Сен-Марсьяль ( Лимож ), соборе св. Иакова ( Сантьяго-де-Компостела , см. Codex Calixtinus ). Метризованный органум характерен для многоголосной музыки школы Нотр-Дам (между 1150 и 1250), зафиксированной в ценных рукописях так называемой «Большой книги органума» ( Magnus liber organi ). Именно в этой технике нотировались многочисленные клаузулы названной школы. На музыковедческом жаргоне трёхголосные органумы называют «триплями» (по третьему голосу, лат. triplum ), четырёхголосные — «квадруплями» (по четвёртому голосу, лат. quadruplum ).

Наряду с термином «органум» ( лат. organum ) в средневековых трактатах о музыке органум описывался термином «диафо́ни́я» лат. diaphonia ) , как, например, в «Микрологе» Гвидо Аретинского (ок. 1026) и в «Искусстве новой музыки» Иоанна де Муриса (1321). Псевдо-Мурис («Сумма музыки», XIII в.) для двух-, трех- и четырёхголосного органума использует грецизмы, соответственно, диафония, трифо́ния (triphonia) и тетрафо́ния (tetraphonia). Двухголосный органум в технике нота-против-ноты с силлабическим распевом текста был известен также под названием cantus planus binatim (букв. «плавный распев дважды», то есть «удвоенный» новым голосом григорианский хорал) и дискант (в одном из значений).

Органум Нотр-Дам

Краткая характеристика

Расцвет органума как основной формы церковной музыки связывают с парижской школой Нотр-Дам . Органумы школы Нотр-Дам — протяжённые композиции, складывающиеся из обычной монодии (cantus planus) и полифонических (в основном, двухголосных, реже трёхголосных, очень редко — четырёхголосных) обработок той же монодии. Органумы и монодические (оригинальные) части хорала следуют друг за другом по принципу сюиты . Оригинальная монодия звучит, как правило, в начале и конце такой сюиты, а полифонические обработки располагаются (в произвольном порядке) внутри неё:

  • мелизматический двухголосный органум: ритм обоих голосов не фиксирован, за исключением точек синхронизации голосов (при смене высоты cantus firmus и/или очередного слога текста);
  • копула: ритм органального голоса фиксирован, cantus firmus не ритмизован ;
  • метризованный органум: ритм всех голосов выписан.

Из-за большой протяжённости парижских органумов современные музыканты зачастую вычленяют из «сюиты» только клаузулы и исполняют их на эстраде / записывают на диск как самостоятельные сочинения.

Стилевые особенности

Метроритмическое единство многоголосного целого обеспечивается организацией всех голосов по законам модальной ритмики , открытие которых историки связывают с парижской школой Нотр-Дам. Поскольку (ритмические) модусы в эпоху Арс антиква реализовывались в музыке как клишированные ритмоформулы , делимые на три элементарные длительности, весь метризованный органум Нотр-Дам ощущается на слух как монотонное нанизывание «трёхдольных тактов», состоящих из однотипных ритмических формул.

Илл. 2. Обмен голосов в клаузуле « Benedicamus Domino » (фрагмент; по рукописи I-Fl Plut. 29.1, f. 40v)

В полифонической композиции школы характерно использование так называемого «обмена голосов» (перевод нем. Stimmtausch ). Технически это означает двухголосный контрапункт, в котором одну и ту же мелодическую фразу исполняют по очереди два разных голоса соседней тесситуры , например, кантус и дуплум (см. илл. 2).

Гармония метризованных органумов Нотр-Дам старомодальная . Моменты разрядки в конце отделов музыкальной формы (особенно конкорды квинтоктавы) перемежаются с острыми диссонансами (в том числе нетерцовой структуры) внутри построений. Каденционные формулы находятся в стадии становления и с трудом поддаются типологической классификации (сложились окончательно только к XIV в.)

Примеры композиции в стилистике школы Нотр-Дам

1. Аллилуйя «Spiritus sanctus» (Источник: флорентийская рукопись «Magnus liber organi»)

раздел текст техника
I
Alleluya. 2-голосный мелизматический органум со вставками копулы
II
Alleluya. (монодический) cantus planus
III
V. Spiritus… 2-голосный мелизматический органум
IV
…sanctus procedens a throno apostolorum pecto- 2-голосный метризованный органум
V
-ra invisibili… 2-голосный мелизматический органум
VI
…hodie perlustravit… 2-голосный метризованный органум
VII
…potentia. cantus planus
VIII
Alle- 2-голосный мелизматический органум
IX
(-le)luya 2-голосный метризованный органум
X
(ya). cantus planus

2. Градуал «Viderunt omnes» (Источник: флорентийская рукопись «Magnus liber organi», см. цифровое факсимиле на илл. 1)

раздел текст техника
I
Viderunt omnes… 4-голосный метризованный органум (квадрупль)
II
…fines terrae salutare Dei nostri, jubilate Deo omnis terra. cantus planus
III
V. Notum fecit Dominus salutare suum, ante conspectum gentium revelavit… 4-голосный метризованный органум (квадрупль)
IV
…justitiam suam. cantus planus

Примечания

  1. Записанный невмами , этот тропарий уверенно не расшифровывается.
  2. / Гл. ред. Г. В. Келдыш . — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — С. . — 672 с. — ISBN 5-85270-033-9 .
  3. М. В. Зарва. Русское словесное ударение (2001) фиксирует единственное ударение на «и»
  4. Например, органум Перотина «Viderunt omnes» в исполнении Hilliard-ансамбля звучит почти 12 минут.
  5. Помимо техники композиции в жанре органума, термин «копула» имел и другие значения. Краткий их обзор см. .

Литература

Исследования

  • Holschneider A. Die Organa von Winchester. Studien zum ältesten Repertoire polyphoner Musik. Hildesheim: Olms, 1968.
  • Eggebrecht H.H., Zaminer F. Ad organum faciendum. Lehrschriften der Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970.
  • Waeltner E.L. Die Lehre von Organum bis zur Mitte des 11. Jhs. Tutzing, 1975.
  • Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья. X—XIV вв. М., 1983 (История полифонии, т.1).
  • Федотов В. А. Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985.

Нотные издания

Ссылки

  • (гипотетическая расшифровка пяти органумов из Винчестерского тропария)
  • от 6 августа 2017 на Wayback Machine (аудиозапись, синхронизированная с нотами оригинальной рукописи) (недоступная ссылка)
  • ; Государственная библиотека Бамберга
  • ; Государственная библиотека Бамберга
Источник —

Same as Органум