Светская полифоническая Lied относится к позднему
Средневековью
и
Возрождению
, а её расцвет пришёлся на вторую половину XV века и первые три четверти XVI века. Упадок жанра связывают с влиянием итальянской музыки
.
Произведения жанра обычно четырёхголосные, в строфической форме. По представлениям первой половины XX века, ведущую роль в полифонической Lied играл тенор, остальные голоса разыгрывались на музыкальных инструментах
. По более современной интерпретации, полифоническая Lied может исполняться полностью вокально
.
Романтическая Lied
Жанр возник в Германии как продолжение традиций миннезингеров и нашёл своё место в музыкографии известных композиторов
романтического
и постромантического периодов:
Бетховена
,
Шуберта
,
Берлиоза
,
Дебюсси
,
Мусоргского
,
Рахманинова
. Как утверждал
Хуго Риман
в своём «Музыкальном словаре» 1904 года, романтическая Lied характеризуется высоким художественным уровнем, а её аналогом в России является
романс
.
Примечания
Слово немецкого происхождения, в музыкальных источниках обычно употребляется без перевода — Lied, либо дословно переводится как «песня». См. например
/ Главный редактор Г. В. Келдыш. — Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. — С. 304. — 680 с. —
ISBN 5-85270-254-4
.
Лозинская В.П.
. — "Издательство ""Проспект""", 2015-04-13. — 150 с. —
ISBN 9785763827941
.
Именно такая интерпретация преобладает и поныне в исполнениях
«аутентичных»
ансамблей. Полностью вокальное исполнение многоголосной Lied встречается редко.
Geering A.
Textierung und Besetzung in Ludwig Senfls Liedern // Archiv für Musikforschung 4 (1939), S.1-11;
Seidel W.
Ein- und Mehrstimmigkeit im deutschen Liedsatz der Renaissance // Musica antiqua, acta scientifica 5 (1978), S.383-391;
Keyl S.
, 1992.