Interested Article - Венгерские рапсодии

Главная тема из фриша Венгерской рапсодии № 2

«Венгерские рапсодии» S.244, R.106 ( фр. Rhapsodies hongroises , нем. Ungarische Rhapsodien , венг. Magyar rapszódiák ) — цикл из 19 произведений для фортепиано Ференца Листа , основанный на темах венгерского музыкального фольклора. Основной корпус рапсодий создан в 1846—1853 годах, а также в 1882 и 1885 годах. Лист (в соавторстве с Францем Доплером ) также создал аранжировки ряда рапсодий для оркестра и для фортепьянных дуэтов и трио .

Наиболее известными из произведений цикла являются знаменитая Венгерская рапсодия № 2 , а также рапсодии № 6, 10, 12 и 14.

История создания и авторство аранжировок

Основой для «Венгерских рапсодий» стал предыдущий цикл Листа, «Венгерские мелодии и рапсодии» (1840—1848 годы) из двадцати одной пьесы. Рапсодия № 1 датируется около 1851 года, тогда же впервые была опубликована № 2, написанная ранее, в 1847 году (оба произведения созданы в до-диез миноре ), спустя два года появились рапсодии № 3—15, потом, после почти тридцатилетнего перерыва, композитор создал № 16 (1882 год), а в 1885 — № 17—19.

Аранжировки

Шесть рапсодий (№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) были переложены Листом и Доплером для оркестра . При этом нумерация оркестровых версий 1-6 соответствует оригинальным фортепианным опусам 14, 2, 6, 12, 5 и 9. В оркестровых версиях рапсодий используются, в числе прочего, цимбалы и гитары, что добавляет музыке национальный колорит и красочность .

В 1874 году Лист также создал для этих шести рапсодий аранжировки для фортепианного дуэта. Позднее были созданы аранжировки для фортепианного дуэта Рапсодии № 16 (1882 год), № 18 (1885 год) и № 19 (1885 год). Также Лист сделал аранжировку для фортепиано, скрипки и виолончели Рапсодий № 9 и 12.

Рапсодия № 14 легла в основу произведения Листа для фортепиано и оркестра «Венгерская фантазия».

Форма

Инструментальная рапсодия (от древнегреческого « рапсод », странствующий декламатор эпических песен) как жанр, по мнению специалистов, является изобретением именно Листа — при том, что это название употреблялось и до него (к примеру, чешским композитором Томашеком) .

Лист объединил в своём цикле целый ряд музыкальных тем, характерных для родной ему западной Венгрии, которые было принято считать народными (при том, что на самом деле многие мелодии имели конкретных авторов; их часто исполняли цыганские музыканты . В построении рапсодий ощущается заметное влияние оказал венгерский танец вербункош , в котором медленные части ( lassan ) традиционно чередуются с быстрыми ( friska ), имеющими в своей основе чардаш . К этому добавляются эффекты, характерные для цыганских ансамблей, в том числе, фортепианное подражание звучанию цимбал и широко используемый цыганский звукоряд .

Список рапсодий

Номер
рапсодии
Тональность Кому
посвящена
Комментарии
1 до-диез минор Эде Сердахейи Рапсодия имеет название «Мечты и фантазии»
( фр. Rêves et fantaisies ).
2 до-диез минор Ласло Телеки
3 си-бемоль мажор Лео Фестетич
4 ми-бемоль мажор Казимир Эстерхази
5 ми минор Сидония Ревицки Имеет название «Героическо-элегическая»
( фр. Héroïde-élégiaque ).
6 ре-бемоль мажор Антуан д'Аппони
7 ре минор Фери Орци
8 фа-диез минор Антон Аугус Имеет название «Каприччио»
( Capriccio ).
9 ми-бемоль мажор Генрих Вильгельм Эрнст Имеет название «Пештский карнавал»
( Pesther Carneval ).
10 ми мажор Бени Эгресси Имеет название «Прелюдия»
( Preludio ).
11 ля минор Фери Орци
12 до-диез минор Йозеф Йоахим
13 ля минор Лео Фестетич
14 фа минор Ханс фон Бюлов Рапсодия легла в основу «Венгерской фантазии»
для фортепиано и оркестра.
15 ля минор Имеет название «Ракоци-марш»
( венг. Rákóczi-induló )
16 ля минор Михай Мункаци Имеет название «Празднество Мункаци в Будапеште»
( Budapest Munkácsy-Festlichkeiten ).
17 ре минор В отличие от других рапсодий,
она не основана на венгерских народных мотивах.
18 фа-диез минор Самая короткая рапсодия Листа, имеет название
«Венгерская выставка в Будапеште» ( нем. Ungarische Ausstellung in Budapest ).
19 ре минор Является аранжировкой произведения К. Абраньи «Csardás Nobles».
Собственную транскрипцию этой рапсодии написал В. Горовиц .

В массовой культуре

Наибольшую популярность в массовой культуре получила Венгерская рапсодия № 2, части которой (прежде всего, быстрая вторая часть, фриш) часто используются в кинематографе, особенно в мультфильмах (самым известным примером принято считать фортепианное исполнение Тома в оскароносном 29-м эпизоде « Том и Джерри » « Кошачий концерт » 1946 года). Рапсодия № 6 звучит в фильме Vitus (2006 год, Швейцария); её мелодия заимствована в песне « Ne me quitte pas» (1959 год) бельгийского шансонье Жака Бреля .

Примечания

  1. . www.belcanto.ru . Дата обращения: 29 января 2022. 29 января 2022 года.
  2. . soundtimes.ru . Дата обращения: 29 января 2022. 29 января 2022 года.
  3. . musike.ru . Дата обращения: 30 января 2022. 30 января 2022 года.
  4. Музыкальные Сезоны. . musicseasons (5 апреля 2017). Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  5. . severlira.ru . Дата обращения: 30 января 2022. 30 января 2022 года.
Источник —

Same as Венгерские рапсодии