Interested Article - Иоанн Росцелин

Иоа́нн Росцели́н ( Johannes Roscelin ) (ок. 1050 — ок. 1122) — французский философ, теолог , первый крупный представитель номинализма .

Родился в Компьене , был каноником и преподавателем логики . Сочинения Росцелина не сохранились (до нас дошло только одно письмо к Абеляру , где Росцелин очень осторожно высказал свои теоретические воззрения). О философских взглядах Росцелина можно судить по критическому изложению Ансельма Кентерберийского , Абеляра, Иоанна Солсберийского и др. Росцелин преподавал в Лоше , в Бретани , где у него учился Абеляр. Абеляр номиналистическую доктрину Росцелина впоследствии расценил как «безумную» .

Учение

Иоганн Росцелин разработал метафизическую теорию, прямо противоположную платоникам . Основываясь на особом и довольно пристрастном прочтении Боэция , которого действительно при желании можно истолковать в том смысле, что, задаваясь вопросом о том, каково собственное бытие общих категорий, в частности, вида и рода, то есть универсалий , universalia, он приходит в выводу, что их бытие является строго вербальным, Росцелин выдвинул теорию того, что любые различия, существующие в языке и уме, не обладают собственным бытием, не существуют сами по себе и приписываются вещам извне, а единственное онтически достоверное различие – это различие между индивидуальными вещами. Все остальные формы категориального анализа – строго вербальны и привносятся в вещи извне, совершенно независимо от самих вещей.

Росцелин утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия — это имена совокупностей вещей, они реальны лишь в качестве «звучаний голоса» (flatus vocis) .

Эта идея, довольно новаторская для схоластики и средневековой философии в целом, имела свой прецедент в философии Древней Стои ( Клеанф , Хрисипп и т.д.), основанной на материалистическом истолковании Аристотеля .

Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о триединстве Божьем. Он пришёл к положениям, напоминающим во многом тритеизм (три Лица - три имени - три Бога) , что было крайне несовместимо с догматикой католицизма. Защищал права разума против слепого авторитета церкви. В 1092 г. церковный собор в Суассоне осудил учение Росцелина как еретическое и заставил его отречься от своего учения.

Росцелин, судя по всему, одной из реально существующих вещей признавал и душу. Это привело его к выводу о том, что если мы говорим о Трех Лицах Троицы, то каждое из них должно быть строго отличной индивидуальностью, и поэтому строгая теология может основываться лишь на признании не одного, а «трех богов» (тритеизм). Эту же идею намного раньше отстаивал александрийский платоник (дуалист) Иоанн Филопон (490/495 – ок. 568), оппонент Прокла и его идеи о «вечности мира», чьи представления об изначальном импульсе, данном Богом творению (после чего Бог никак не вмешивается в онтологические и космологические процессы), легли в основу « физики импетуса », так же, как и номинализм Росцелина, предвосхищающей позднейшую физику европейского Модерна.

Картина мира Росцелина, насколько её можно реконструировать, представляла собой прямую противоположность метафизике Иоанна Скота Эриугены . Для Эриугены творение есть творение творящего, то есть ноэтического мира идей. Ум как бытие есть сотворенное и творящее, поэтому конденсация ума в вещах всегда есть процесс, протекающий сверху вниз. Вещей, индивидуумов как таковых для Эриугены нет; они всегда суть энергии, в которых проявляется творящая мощь, а через неё – высшее бытие. Так и процесс различения (divisio) первичен по отношению к тому, что различается, более того, то, что различается, содержится в самом акте различения. Для Росцелина все обстоит ровно наоборот: действительно существуют лишь вещи, которые отнюдь не продукты различения, но онтологическая основа различения – нет вещей, нечего различать. Поэтому, заключает Росцелин, единственным онтологическим различием является различие вещей между собой (это транспозиция демокритовской мысли об атомах и пустоте), а все остальные различения суть «сотрясение воздуха».

Здесь мы видим фундаментальное утверждение онтологии, основой которой является фактичность наличия материальной вещи, служащей прообразом для понимания всех остальных форм наличия – включая душу или Бога. Нечто аналогичное мы видим у стоиков, считавших и душу, и Бога материальными явлениями (таким образом истолковывая теорию Аристотеля о форме и материи).

Именно идеи Росцелина позднее будут подхвачены францисканцами и станут практически официальной философией этого монашеского ордена, чрезвычайно влиятельного во Франции. В частности, эту инициативу продолжит английский францисканец Уильям Оккам .

Библиография

  • Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957

Примечания

  1. Roscelin //
  2. Roscelinus //
  3. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Абеляр // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . — 1983.
  4. . www.krugosvet.ru. Дата обращения: 4 марта 2018. 4 марта 2018 года.
Источник —

Same as Иоанн Росцелин