Брайнин, Джером
- 1 year ago
- 0
- 0
Но́рберт Бра́йнин (также Брайни́н , нем. Norbert (Nehemia) Brainin ; 12 марта 1923 , Вена — 10 апреля 2005 , Лондон ) — британский скрипач еврейского происхождения, родившийся в Австрии.
Старший из трёх детей Софи Гутенберг и Адольфа Абрахама Брайнина. Жена Норберта Брайнина — Katinka Kottow, дочь — Anne Brainin (1950) .
Происходил из известной еврейской семьи Брайнин : внучатый племянник публициста Рувима Брайнина , двоюродный брат поэта Харальда Брайнина , среди родственников также поэт и переводчик Борис Львович Брайнин и поэт и музыкант Валерий (Вилли) Борисович Брайнин .
Желание стать скрипачом появилось у Норберта в шестилетнем возрасте, когда он услышал 12-летнего вундеркинда Иегуди Менухина . Первым скрипичным педагогом Норберта в течение трёх лет был его двоюродный дядя , впоследствии известный американский рекламный дизайнер и архитектор. Хотя «дядя Макс» не сделал профессиональной музыкальной карьеры, его исполнительский уровень был достаточно высок для участия в профессиональных квартетах в качестве скрипача (он продолжал играть в квартетах до 90 лет) .
В возрасте 10 лет Норберт Брайнин поступил в Рикардо Однопозоффа , позднее занимался также у , которая привила ему вкус к квартетной игре в возрасте 12 лет. К 13-летнему возрасту Брайнин владел практически всем популярным скрипичным репертуаром. В 1938 г. Роза Хохманн написала в Лондон своему учителю Карлу Флешу , рекомендуя Норберта в качестве ученика . Отъезд в Лондон был ускорен в связи с аннексией Австрии гитлеровцами .
в класс15-летним подростком Норберт Брайнин как еврей вынужден был бежать от нацистов из Австрии в Великобританию. В своих мемуарах он описывает это как бегство «двух перепуганных женщин и семерых детей, из которых я был старшим» . Первое время в Лондоне жил у своих тёток и занимался у Флеша, к которому поступил без приёмных экзаменов. Флеш работал с ним шесть дней в неделю по несколько часов. После отъезда Флеша из Лондона в 1940 г. Брайнин продолжил занятия у Макса Ростала , ученика и ассистента Флеша.
В 1942 г. в качестве гражданина враждебного государства Брайнин был интернирован в лагерь на острове Мэн , где познакомился с другим скрипачом-беженцем, таким же молодым австрийским евреем . Условия пребывания в лагере были достаточно гуманными. Оба привезли с собой скрипки и выступили с оригинальной обработкой скрипичного концерта Мендельсона . Шидлоф солировал, Брайнин играл партию оркестра. В лагере Брайнин пробыл два месяца, после чего был освобождён как несовершеннолетний и должен был участвовать вплоть до 1945 г. в выполнении военно-трудовой повинности по восемь часов в день на фабрике вооружений в качестве «необученного машинного оператора». До конца войны он был вынужден по нездоровью прекратить занятия на скрипке.
Несмотря на двухлетний перерыв в занятиях, в 1946 году Брайнин выиграл учреждённый при активном участии Ростала конкурс скрипачей имени Флеша , посвящённый памяти мастера, скончавшегося годом раньше. На конкурсе он выступил со скрипичным концертом Брамса . В качестве приза Брайнин получил возможность сыграть с оркестром Би-би-си . Успешное исполнение им скрипичного концерта Бетховена открывало двери для сольной карьеры. Тем не менее, он предпочёл камерное музицирование.
В 1947 г. Брайнин начал снимать квартиру у родителей виолончелиста Мартина Ловетта . Ещё раньше Шидлоф познакомил Брайнина со скрипачом , ещё одним юным еврейским беженцем из Австрии. Брайнин стал инициатором совместного музицирования и основал со своими друзьями струнный квартет, в котором Ниссель исполнял партию второй скрипки, Шидлоф партию альта, а виолончелистом квартета стал его самый молодой участник Мартин Ловетт. Квартет назывался сначала Brainin Quartet , иногда позиционировался как «Вена-Лондон квартет» («но это напоминало расписание поездов», — пишет Брайнин в своих мемуарах), а в 1948 г. получил название Амадеус-квартет . Обе премьеры этого коллектива — и как Брайнин-квартета (с квартетами Моцарта , Верди и Бетховена ), и как Амадеус-квартета — сопровождались шумным успехом. Сорок лет работы в составе этого ансамбля принесли Брайнину мировое признание, включая высшие государственные награды Великобритании, Австрии и Германии.
На раннем этапе творческой деятельности Брайнин выступал и в других камерных составах — в том числе в фортепианном трио с Уильямом Плитом . После смерти Шидлофа в 1987 году квартет решил прекратить свою деятельность (то есть не приглашать другого альтиста), и Брайнин выступал как камерный музыкант с кёльнским пианистом . Брайнин вёл большую педагогическую работу, был профессором в Кёльнской высшей школе музыки , , Веймарской Высшей школе музыки им. Листа , и в Лондонской королевской музыкальной академии , почётным доктором Йоркского университета .
и