Гвидо д’Ареццо
- 1 year ago
- 0
- 0
Гвиттоне д'Ареццо ( итал. Guittone d'Arezzo ; ок. 1235, Санта-Фирмина, близ Ареццо — 21 августа 1294, Болонья ) — итальянский поэт и религиозный проповедник, крупнейший представитель Сицилийско-тосканской школы .
Один из немногих ранних тосканских поэтов, о которых сохранились какие-либо биографические сведения .
Происходил из состоятельной гвельфской семьи, его отец Вива ди Микеле был казначеем Аретинской коммуны. Около 1256/1257, когда к власти в городе пришли гибеллины , Гвиттоне отправился в добровольное изгнание. Вернулся около 1259, но не смог смириться с произошедшими в городе переменами, предположительно, понёс материальный ущерб из-за продолжавшихся беспорядков, и в 1265 резко изменил свою жизнь, оставив жену и троих детей, и вступив в недавно созданный орден воинов блаженной Девы Марии, или «радующихся братьев» .
Является автором примерно 50 канцон, 150 сонетов и около сотни баллат (часть сонетов известна только по изданию 1527 года, отсутствует в наиболее полной рукописи Laurenziano Rediano 9 , и их атрибуция оспаривается) .
Творчество Гвиттоне делится на два различных периода. Первые стихи он начал писать ещё в пору существования Сицилийской школы и под её влиянием, однако, отнесся к творчеству придворных поэтов императора Фридриха критически, и в большей степени ориентировался на поэзию провансальских трубадуров , заимствуя из неё темы и формы, которыми пренебрегли сицилийцы .
Из представителей Сицилийской школы на Гвиттоне оказал влияние Якопо да Лентини , у которого он позаимствовал сонетную форму, а среди трубадуров Бернарт де Вентадорн , Гаусельм Файдит , Раймбаут д'Ауренга , Пердигон , Фолькет Марсельский , Пейре Видаль и многие другие .
В первый период творчества сочинял куртуазные любовные стихи, всего 22 канцоны и 86 сонетов, при этом все сонеты образуют единый поэтический цикл, «канцоньере» .
Для стиля Гвиттоне характерна предельная усложненность формы, достигавшаяся путём экспериментирования с поэтическими конструкциями, рифмами и словесной игрой. В этом он ориентировался на «закрытый», или «темный стиль» ( trobar clus ) поэзии трубадуров, и сумел значительно его превзойти по уровню сложности и разнообразию. Длина канцоны была существенно увеличена, доходя иной раз до сотни и более строк .
Кроме обычных Гвиттоне сочинял сонеты, являвшиеся половинами тенсон , а две тенсоны были написаны им целиком, при этом одна в куртуазном, а другая в антикуртуазном стиле, распространённом во Франции, но в Италии только появившемся. В этих сонетах кавалер издевается над уродством и сладострастием своей дамы , и в других произведениях поэт также нередко использовал куртуазную форму для выражения совсем некуртуазного содержания .
После кровавой битвы при Монтаперти была написана канцона «Настало время горевать» ( Ahi lasso, or è stagion di doler tanto ), где поэт сожалеет о былом могуществе Флоренции, и «О, милая земля Ареццо» ( О dolce terra aretina ), отличающаяся изысканной и строгой композицией .
Вступив в орден, Гвиттоне решительно отрекся от прежних литературных пристрастий, осудив свои старые стихи как «безумие», а саму куртуазную любовь как низость, являвшуюся, по его новому мнению, лишь красивым прикрытием для обыкновенной похоти .
Во второй период творчества целью поэзии стало божественное служение и моральная проповедь. Ради этого он в значительной степени отказался от изысков закрытого стиля, и упростил язык, чтобы стать понятным для широкой аудитории, но продолжал использовать изощренные риторические приёмы .
В поздние канцоны и баллаты вводил большое количество цитат из Библии, отцов церкви, Цицерона , Сенеки , и особенно « Никомаховой этики » Аристотеля . Для новых поэтических задач Гвиттоне реформировал жанры лирики, сблизив их с дидактической поэзией, и превратив баллаты в религиозные гимны .
Применив заимствованную у трубадуров сирвенту , он написал несколько канцон на политические темы. В канцоне «Величайшие бароны и едва ли не короли» ( Magni baroni certo e regi quasi ) давал наставления правителям Пизы — печально известному графу Уголино делла Герардеска и его племяннику .
Кроме канцон и сонетов Гвиттоне был знаменит своими посланиями, большей частью в прозе, некоторые — в стихах или смешанной формы. Эти произведения оказали большое влияние на становление прозы на вольгаре; в сборнике писем содержатся также ответные послания флорентийских поэтов Мео Аббраччавакки , и .
Гвиттоне д'Ареццо был наиболее значительным итальянским поэтом, вплоть до появления Гвидо Кавальканти и «сладостного нового стиля» . Влияние его творчества переросло условные рамки сицилийско-тосканской школы и вывело итальянскую лирику на новый этап развития .
Гвиттоне удалось не только усвоить достижения куртуазной традиции, но и углубить её и расширить, указав новые пути развития лирики. Объединив поэтическое искусство, интеллектуализм и религиозно-нравственный пафос, он вплотную подошел к литературным поискам стильновистов. Его суровый морализм и учительно-профетический тон предваряют Данте. (...) Политическая лирика Гвиттоне подготовила почву для Данте и Петрарки. Гвиттоне значительно укрепил позиции сонета в итальянской поэзии, раздвинув его тематические и формальные рамки.
— Топорова А. В. Ранняя итальянская лирика, с. 72.
Под сильным влиянием Гвиттоне находился молодой Данте , впоследствии всячески отрицавший роль аретинца в своем поэтическом становлении, но не сумевший обмануть искушенных исследователей .
В своих произведениях великий флорентиец лишь несколько раз мельком упоминает Гвиттоне, и неизменно отзывается о нём с неодобрением. В трактате « О народном красноречии » он критикует аретинца за то, что тот «никогда не обращается к правильной народной речи» , а в «Божественной комедии» дважды упоминает его в ряду других имен, в том числе в знаменитой терцине , где устами гвиттонианца дается название новой поэтической школе :
Dante Alighieri
.
Divina Commedia . Purgatorio . XXIV, 55—57 |
Перевод
М. Л. Лозинского |
---|---|
«O frate, issa vegg’io», diss’elli, «il nodo
|
О брат, я вижу, в чем для нас преграда,
|
По мнению литературоведов, злоязычие Данте в данном случае объясняется опасением, что слава и влияние Гвиттоне могли его затмить, так как поэтический авторитет соперника в последние десятилетия XIII века был непререкаем, и позднейшие критики всю тосканскую поэзию до Кавальканти нередко именовали «гвиттонианством» или «гвиттонизмом» .
Тем не менее, усложненная стилистика ранних стихов затрудняла их понимание широкой публикой, а изощренная риторика дидактических произведений вызвала упреки в бессердечии и отсутствии настоящего чувства .
В конце жизни Гвиттоне пришлось защищаться от критики стильновистов, при этом, если Гвиницелли , начинавший как гвиттонианец, не осмеливался выступать против человека, которого считал своим учителем, то Кавальканти прямо назвал его стихи искусственными и плоскими, лишенными философской глубины и творческого вдохновения .
Впоследствии Петрарка , упомянув Гвиттоне в числе поэтов, шествующих в «триумфе Любви» , добавляет, что тот «впал в гнев, поскольку шел не первым» .
называл стихи Гвиттоне д'Ареццо «голыми», и хвалил его лишь за моральную проповедь .
В XV веке Лоренцо Великолепный в письме Федериго Арагонскому указывает, что Гвиттоне был «весьма искушён в философии, серьезен и поучителен», но стиль его был «зело груб и суров и не пламенел сладостным светом красноречия» .
Своеобразный итог восприятию Гвиттоне д'Ареццо, установившемуся со времен Данте и Петрарки , подвел Франческо Де Санктис , вынесший ему чрезмерно суровый приговор, исходя из своей общей идеологической установки — неприятия элитарных форм искусства:
Гвиттоне не поэт, он стихотворец-мыслитель; его стихи лишены грации и тех красот, которыми с такой неистощимой изобретательностью уснащал свои рассуждения Гвиницелли. Он не поэт и не художник: ему недостает того чувства меры и музыкальности, с помощью которых другие поэты, стоявшие неизмеримо ниже него по культуре и дарованию, оттачивали свой вольгаре. Он лишен вкуса и изящества.
— Де Санктис Ф. История итальянской литературы, с. 41.