Полная стоимость кредита
- 1 year ago
- 0
- 0
Полная система ( др.-греч. σύστημα τέλειον , лат. onstitutio tota ), устар. Совершенная система — звуковая система античной музыки, представленная в виде ряда всех входящих в неё разновысотных ступеней, полный звукоряд древнегреческой и древнеримской музыки .
Номенклатура Полной системы заимствована, главным образом, от названий струн лиры (или кифары), например, трита — третья (по счёту струна), нета ( нэта ) — последняя, крайняя (в тетрахорде ), паранета — соседняя с нетой, меса — средняя, парамеса — соседняя с месой, лихана — от указательного пальца ( др.-греч. λιχανός ; ссылка на аппликатуру кифариста ) и т.д.
«Системами» ( др.-греч. συστήματα ) греки называли всякие звукоряды, объединяющие более чем 2 звука ( , тетрахорды, пентахорды и шире, вплоть до 2 октав ). Структурообразующей «системой» теоретики полагали тетрахорд.
Объединение 4 тетрахордов (одинаковой структуры) с разделительным тоном между месой и парамесой и добавленным целым тоном внизу (т.наз. «просламбано́меном») они именовали Большой полной системой . В условной высотной транскрипции в диатоническом роде её можно представить так:
Объединение 3 тетрахордов (одинаковой структуры) без разделительного тона с просламбаноменом теория именовала Малой полной системой :
Совокупность Большой и Малой полных систем именовалась Полной неизменной системой ( др.-греч. σύστημα τέλειον ἀμετάβολον ) .
Высотный «каркас» системы образовывали (а) интервалы крайних звуков тетрахордов, соотносящиеся в кварту (4:3), (б) интервалы между парамесой и месой и просламбаноменом и гипатой низших, соотносящиеся в целый тон (9:8), (в) получающиеся в результате объединения октавы (2:1) и двойная октава (4:1). Эти ступени назывались «неподвижными» ( гестотами ). Все остальные ступени Полной системы были «подвижными» ( кинуменами ); их конкретные высотные значения регулировались тем или иным родом мелоса .
Описание Полной системы (в разной степени подробности) было обязательной частью древнегреческих учебников гармонии ( «гармоник» ), например, «Гармоники» Клеонида. Впервые Полную систему во всех трёх родах мелоса — в наименьших целых числах — выразил и описал Боэций в трактате «Основы музыки» (Mus. IV.11):
В термине «неизменная система» ( др.-греч. σύστημα ἀμετάβολον впервые отмечается в трактате «Деление канона» Евклида , III век до н. э. ; англ. Immutable System, Unmodulating System ) закрепилась традиция считать тетрахорд соединённых («с си-бемолем») частью базового звукоряда, хотя de facto он представляет собой метаболу по системе. Такая трактовка была, вероятно, определена чрезвычайной употребительностью именно этой метаболы в самой греческой музыке . Полная неизменная система, составленная из 2 диатонических звукорядов, в современном учении о гармонии классифицируется как миксодиатоническая . Именно она легла в основу диатоники западноевропейской музыки эпохи Средневековья, прежде всего, григорианского хорала .
Полная система в учениях о музыке продолжала оставаться обязательной темой до введения гексахордовой (диатонической) системы Гвидо Аретинского (первая треть XI века), но даже и после Гвидо часто фигурировала в трактатах вплоть до эпохи Возрождения. Например, в тексте, который сопровождает шифрованный бесконечный канон Рамоса де Парехи (1480-е гг.), по-прежнему используются старинные термины для тетрахордов, содержащих «двойную» ступень b/h (у Рамоса synemmenon, diezeugmenon, в терминах Гвидо — b круглое и b квадратное ) .
Полную систему также именуют (в России и на Западе) «Совершенной системой» . Как считает Ю.Н.Холопов , определение «совершенная» содержит оценочный момент, которого нет в оригинальной греческой теории. Поэтому правильней переводить τέλειος как «полный» (звукоряд, который полностью охватывает употребительные в музыке звуки в пределах данного рода мелоса). Однако, понятие «абсолютного совершенства», применяемое по отношению к видам октавы , отмечается уже в позднеримской теории музыки , что даёт основания считать термин «Совершенная система» до некоторой степени оправданным традицией.