Дата и место рождения Гвидо неизвестны. Жил в бенедиктинском аббатстве
Помпоза
(близ
Феррары
), был там руководителем певческой школы. Серьёзная музыкальная реформа, которую Гвидо затеял в Помпозе, вызвала зависть братьев и неодобрение церковного начальства, из-за чего, по-видимому, ему пришлось оставить монастырь и переехать около 1025 г. в
Ареццо
. Там Гвидо работал в кафедральном соборе под началом епископа
(ок. 990 — 1036), который благоволил монаху. По его заказу Гвидо написал свой самый большой трактат «Микролог», закрепил реформу
музыкальной нотации
(начатую ещё в Помпозе) составлением нового
антифонария
и там же изобрёл гексахордовую
сольмизацию
. Из Ареццо Гвидо ездил (около 1031 г.) в Рим, где с успехом демонстрировал папе
Иоанну XIX
(понтификат 1024-32 гг.) свой
антифонарий
. В Риме Гвидо встретился со своим прежним начальством, аббатом
, который «покаялся» в том, что недооценивал новаторство Гвидо, и уговаривал его переехать в монастырь Помпозы, подавая его как «первый по значимости монастырь в Италии». Вернулся ли в Помпозу Гвидо, неизвестно; во всяком случае, последний свой труд «Послание», обращённый к его другу в Помпозе, Брату Михаилу, он написал, будучи «изгнан в дальние края» (prolixis finibus exulatus). Возможно, Гвидо окончил свои дни в
камальдулийском
монастыре. Это предположение основано на том, что именно в рукописях камальдулов обнаруживаются древнейшие следы музыкальной нотации Гвидо. Дата и место его смерти неизвестны.
Гвидо принадлежат четыре труда о музыке, из которых самым ранним считается трактат «Микролог» (
Micrologus
, между 1026 и 1030). Другие труды (в хронологическом порядке): «Пролог к антифонарию» (
Prologus in antiphonarium
, 1030–31; сам легендарный Гвидонов антифонарий, для которого и был составлен этот инструктивный пролог, не сохранился), «Стихотворные правила [о музыке]» (
Regulae rhythmicae
, 1030–31; другое распространённое название –
Aliae regulae
, первый в истории стихотворный учебник теории музыки) и «Послание Михаилу о незнакомом распеве» (
Epistola ad Michaelem de ignoto cantu
, 1031 или 1032
) — именно здесь изложен революционный метод сольмизации. По мнению ряда учёных
, Гвидо также является автором небольшого «Послания к миланскому архиепископу» (Epistola Widonis)
теологического
содержания.
Учение
Гвидо прославился как реформатор
музыкальной нотации
. Старые
невмы
он поместил на линейках и между ними (точное число линеек на нотоносце не оговаривал). Две ключевые линейки —
F
и
C
— Гвидо определил как звуковысотные ориентиры, выделяя их на письме, соответственно, красным (точнее
суриком
) и жёлтым (точнее
) цветом. Благодаря этому нововведению
высота звука
(прежде всего, в
григорианской монодии
, отчасти также в многоголосии) стала нотироваться более точно, чем в невменных рукописях до Гвидо.
Он также ассимилировал октавную латинскую
буквенную нотацию
, впервые описанную в
анонимных трактатах
начала XI века — возможно, также при его участии.
Одинаковые
интервальные функции (положение данной ступени звукоряда по отношению к его окружению, другим звукоступеням) Гвидо обозначил
одинаковыми
латинскими буквами разного начертания — прописными, строчными и сдвоенными — по
всему
певческому диапазону:
Оригинальная нотация Гвидо
Γ
A
B
C
D
E
F
G
a
b/#
c
d
e
f
g
aa
bb/##
cc
dd
ee
Классическое (немецкое) написание
G
A
H
c
d
e
f
g
a
b/h
c'
d'
e'
f'
g'
a'
b'/h'
c"
d"
e"
Помимо «абсолютных» высотных значений, зафиксированных буквами, Гвидо разработал систему относительных звуковысотных отношений. Для этой цели он выделил образцовую ступеневую «матрицу» в диапазоне
гексахорда
от
C
до
a
(ограничение гексахордом, а не гептахордом, вероятно, было продиктовано желанием избежать
тритона
), придав каждой из ступеней уникальный слог —
ut, re, mi, fa, sol, la
(см. «
Ut queant laxis
»). Систематическая привязка «относительных» слогов к «абсолютным» высотам в музыкальной педагогике позднее получила название
сольмизации
.
Поскольку гексахорд не охватывал всего (описанного самим Гвидо) певческого звукоряда, для перехода из одного гексахорда в другой он вероятно использовал технику подмены одного слога другим (аналог позднейшей тональной
модуляции
через общий аккорд) — эта техника позднее была названа
мутацией
:
Рецепция
Реформа Гвидо моментально и с большим энтузиазмом были воспринята в Западной и Центральной Европе. Списки его рукописей уже во второй половине XI века, помимо (нынешней) Италии, отмечаются в монастырях (нынешних) Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Англии и др. стран. Учёные коллеги приписывали ему многие достижения (порой невероятные, вплоть до изобретения
монохорда
) и, прежде всего, методику разучивания незнакомых мелодий «по руке», которая с XII века и на протяжении нескольких последующих столетий получила известность как
Гвидонова рука
(
лат.
manus Guidonis
).
Благодаря авторитету Гвидо латинская октавная
буквенная нотация
(ABCD...) и «слоговые» интервальные функции (ut/re/mi/fa/sol/la, так называемые
«воксы»
) утвердились как общепринятая в Западной Европе двойная форма реферирования нот и их звукорядных (модальных) функций. Позже эта форма — с некоторыми региональными модификациями — была воспринята в России, в США и ряде других стран, и сохраняет свою значимость до наших дней — латинскими буквами принято записывать «абсолютную» высоту в обозначениях тональностей (Cis-dur, C sharp major и т.п.), Гвидоновыми слогами музыканты и в XXI веке сольфеджируют любую знакомую или незнакомую (например, при
чтении с листа
) мелодию.
Gilchrist J.
The Epistola Widonis // Authority and power. Studies in medieval law and government, ed. by B. Tierney etc. Cambridge, 1980, p. 49-58;
Gilchrist J.
Die Epistola Widonis oder Pseudo-Paschalis // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 37 (1981), S. 576-604.
Guido d'Arezzo. Le opere, a cura di A. Rusconi. Firenze, 2008, p. XLIII-XLIV.
Греческая гамма рассматривалась как необходимое логическое прибавление к латинскому ряду. Выбор именно этой буквы алфавита объясняется её фонетической идентичностью с октавными
G
и
g
.
Оригинальный символ b-квадратное (нет в Юникоде), который Гвидо использовал для звукоступени "си", условно изображён знаком "#".
Издания и переводы трудов Гвидо
Guidonis Micrologus, edidit J.M. Smits van Waesberghe //
Corpus scriptorum de musica
4. Roma: American Institute of Musicology, 1955 (критическое издание «Микролога»);
Tres tractatuli Guidonis Aretini, edidit J.M. Smits van Waesberghe // Divitiae musicae artis A.III. Buren, 1975 (критическое издание «Пролога»);
Guidonis Aretini «Regulae rhythmicae», edidit J.M. Smits van Waesberghe // Divitiae musicae artis A.IV. Buren, 1985 (критическое издание «Стихотворных правил»);
Guido d'Arezzo's Regule rithmice, Prologus in antiphonarium and Epistola ad Michahelem. A critical text and translation. With an introduction, annotations, indices and new manuscript inventories by Dolores Pesce. Ottawa: The Institute of Mediaeval Music, 1999 (критическое издание и перевод на англ. язык всех трактатов кроме «Микролога»);
Micrologus Guidonis de disciplina artis musicae / R. Schlecht // Monatshefte für Musikgeschichte V (1873), S. 135–177 (перевод на нем. язык «Микролога»);
Hermesdorff M.
Micrologus Guidonis de disciplina artis musicae d.i. kurze Abhandlung Guidos über die Regeln der musikalischen Kunst. Trier, 1876 (перевод на нем. язык «Микролога»);
Hermesdorff M.
Epistola Guidonis Michaeli Monacho de ignoto cantu directa d.i. Brief Guidos an den Mönch Michael über unbekannten Gesang. Trier, 1884 (перевод на нем. язык «Послания»);
Hucbald, Guido, and John on music: three medieval treatises. Translated by Warren Babb; edited, with introductions, by
Claude V. Palisca
. New Haven: Yale University Press, 1978, p. 57-83 (перевод "Микролога" на английский язык);
Schriften zur Ars musica. Ausschnitte aus Traktaten des 5. - 11. Jahrhunderts, lateinisch und deutsch, hrsg. v. Margaretha Landwehr von Pragenau. Wilhelmshaven, 1986 (Taschenbücher zur Musikwissenschaft 86) (нем. перевод "Послания", фрагмента "Микролога").
Гвидо Аретинский
. Микролог: Главы 7-9. Пер. с лат., примеч., вступит. ст. Ю. В. Пушкиной // Старинная музыка. М., 2005. № 1-2, сс. 39-48.
Гвидо Аретинский
. Послание о незнакомом распеве. Пер. с лат. и комм. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории, 2015, № 1, с.29-47 (рус. перевод «Послания», с комментариями)
Гвидо Аретинский
. Микролог. Главы XVIII—XIX. Пер. с лат. В. А. Федотова //
Федотов В. А.
Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985, сс. 106—112.
Гвидо Аретинский
. Пролог к антифонарию. Пер. с лат. и комментарии Р. Л. Поспеловой // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. Москва, 2003, сс. 57-67.
Guido d’Arezzo.
Le opere. Micrologus, Regulae rhythmicae, Prologus in antiphonarium, Epistola ad Michaelem, Epistola ad archiepiscopum Mediolanensem. Testo latino e italiano / Intr., trad. e comm. a cura di Angelo Rusconi. 2da ed. Firenze: Sismel, 2008. LXXXVI, 186 pp. (издание латинских текстов и комментированный перевод на итальянский язык)
Лебедев С. Н.
Стихотворный трактат Гвидо Аретинского // Научный вестник Московской консерватории, 2018, № 1, с. 9-33 (включает рус. перевод трактата «Стихотворные правила», с комментариями)
Гвидо Аретинский
. Пролог к антифонарию / перевод, вступит. статья и коммент. С. Н. Лебедева // Музыкальная академия. 2023. № 1. С. 66–79.
Литература
Wolking H.
Guidos "Micrologus de disciplina artis musicae" und seine Quellen. Diss. Münster, 1930.
Smits van Waesberghe J.M.
Guido of Arezzo and musical improvisation // Musica Disciplina V (1951), pp. 55–63;
Smits van Waesberghe J.M.
De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino. Florentiis, 1953;
Oesch H.
Guido von Arezzo. Biographisches und Theoretisches unter besonderer Berücksichtigung der sogenannten odonischen Traktate. Bern, 1954;
Smits van Waesberghe J.M.
Musikerziehung: Lehre und Theorie der Musik im Mittelalter // Musikgeschichte in Bildern. Bd. 3, Lfg. 3. Leipzig, 1969;
Waeltner E.L., Bernhard M.
Wortindex zu den echten Schriften Guidos von Arezzo. München, 1976;
Berger K.
The Hand and the art of memory // Musica Disciplina XXXV (1981), pp. 87–119;
Chailley J.
Ut queant laxis et les origines de la gamme // Acta Musicologica LVI (1984), pp. 48–69;
Pirrotta N.
'Musica de sono humano' and the musical poetics of Guido of Arezzo //
Pirrotta N.
Music and culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque. A collection of essays. Harvard University Press, 1984, p. 1-12 (= Medievalia et humanistica VII [(1976)];
Федотов В. А.
Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985;
Sachs K.-J.
Tradition und Innovation bei Guido von Arezzo // Kontinuität und Transformation der Antike im Mittelalter. Veröffentlichung der Kongressakten zum Freiburger Symposion des Mediävistenverbandes (1987) / hrsg. W. Erzgräber. Sigmaringen: J. Thorbecke, 1989. S. 233–244;
Leach M. A.
His ita perspectis: A practical supplement to Guido of Arezzo's pedagogical method // The Journal of Musicology 8 (1990), pp. 82-101;
Reckow F.
Guido's theory of organum after Guido: Transmission — adaptation — transformation // Essays of medieval music in honor of David G. Hughes / ed. G. M. Boone. Cambridge (MA), 1995, pp. 395-413.
Meyer Chr.
La tradition du
Micrologus
de Guy d’Arezzo. Une contribution à l’histoire de la réception du texte // Revue de Musicologie 83 (1997), pp. 5-31;
Desmond K.
Sicut in grammatica: Analogical discourse in chapter 15 of Guido's
Micrologus
// The Journal of Musicology 16 (1998), p. 467-493;
Pesce D.
Guido d’Arezzo’s «Regulae rhythmicae», «Prologus in antiphonarium», and «Epistola ad Michaelem»: a critical text and translation with an introduction, annotations, indices and new manuscript inventories. Ottawa, 1999;
Hirschmann, Wolfgang.
Auctoritas und Imitatio. Studien zur Rezeption von Guidos
Micrologus
in der Musiktheorie des Hoch- und Spatmittelälters. Habilitationsschrift. Erlangen, 1999;
Guido d'Arezzo monaco pomposiano. Atti del convegni di studio, Codigoro (Ferrara), Abbazia di Pomposa, 3.9.1997 — Arezzo, Biblioteca Città di Arezzo, 29-30.5.1998 / a cura di A. Rusconi. Firenze: Olschki, 2000;
Samaritani A.
Contributi alla biografia di Guido a Pomposa e Arezzo // Guido d'Arezzo monaco pomposiano <...> / a cura di A. Rusconi. Firenze: Olschki, 2000, p. 111–129;
Поспелова Р. Л.
Западная нотация XI—XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). Москва, 2003;
Поспелова Р. Л.
Реформа нотации Гвидо Аретинского // Sator tenet opera rotas. Москва, 2003;
Музыкально-теоретические системы. Учебник для <…> музыкальных вузов. Москва, 2006;
Rusconi A.
A poroposito di
Ut queant laxis
// Studi Musicali 35 (2006), p. 301–308;
Rusconi A.
Guido d'Arezzo // Goldberg 46 (2007), p. 20-29.
Пушкина Ю. В.
Гвидо Аретинский: между мифом и реальностью. Штрихи к биографии // Старинная музыка. 2008. № 4, сс. 4-11.
Карцовник В. Г.
Звукоряд, монохорд и грамматика. Рукопись трактата Гвидона Аретинского «Микролог» в Санкт-Петербурге. СПб., 2009.
Atkinson Ch.
The critical nexus. Tone-System, mode and notation in early medieval music. Oxford, 2009, pp.219-233.
Hentschel F.
«Ille Teutonicus, iste vero Gallus»: Volksgruppe und Mentalität bei Guido von Arezzo // Musik des Mittelalters und der Renaissance. Festschrift Klaus-Jürgen Sachs zum 80. Geburtstag, hrsg. v. R.Kleinertz u.a. Hildesheim: Olms, 2010, S.49-58.
Mengozzi S.
The Renaissance reform of medieval music theory: Guido of Arezzo between myth and history. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
ISBN 978-0-521-88415-0
.
Pesce D.
Guido d’Arezzo, “Ut queant laxis”, and musical understanding // Music Education in the Middle Ages and the Renaissance / ed. by R. E. Murray, S. F. Weiss and C. J. Cyrus. Bloomington: Indiana University Press, 2010, pp. 25–36.
Лебедев С.Н.
Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве // Научный вестник Московской консерватории, 2015, № 1, с.23-47;
Лебедев С. Н.
Двое неизвестных и великий Гвидо // Научный вестник Московской консерватории, 2019, № 2, С. 9–23.
Ссылки
(глава из учебника
МГК
«Музыкально-теоретические системы»)