Филипп де Мо́нте
(Philippe de Monte, Philippus de Monte, Filippo di Monte, Philippe de Mons) (около 1521,
Мехелен
— 4.7.1603,
Прага
) — фламандский композитор, работал преимущественно в Австрии. Представитель франко-фламандской (
нидерландской
)
полифонической
школы.
Биография
В 1541 году де Монте упоминается как «музыкальный наставник» (praeceptor musicae)
неаполитанской
аристократической семьи
Пинелли
. В 1550 году — певчий в кафедральном соборе
Камбре
, в 1555 году — певчий при
лондонском
дворе
Филиппа II Испанского
. В Англии познакомился с
Уильямом Бёрдом
, с которым позднее переписывался. В 1560 вернулся в Неаполь (точная цель переезда в Италию неизвестна). С лета 1568 и до конца жизни работал при дворе
Габсбургов
, сначала капельмейстером у
Максимилиана II
в
Вене
, а после его смерти (в 1576) — капельмейстером
Рудольфа II
в
Праге
.
Творчество
Де Монте работал как в жанрах церковной, так и в жанрах светской музыки. Для его месс (всего около 40) характерно использование техники
пародии
; среди пародируемых сочинения
Жоскена
,
Вердело
, Лассо, Палестрины,
де Роре
, а также собственные модели. Центральное место в творчестве де Монте занимают
мотет
(на латинском языке; всего около 300) и
мадригал
(на итальянском языке). Де Монте, опубликовавший более 1200 мадригалов в 34 «книгах» (главным образом, в типографиях
Венеции
), считается самым плодовитым мадригалистом во всей истории музыки. Объединял мадригалы в тематические циклы, как, например, «Già havea l’eterna» — цикл из 8 мадригалов по мотивам
«Неистового Роланда»
Ариосто
, 5-мадригальный цикл «La dolce vista». Более всех других мадригалистов использовал стихи из
«Канцоньере»
Петрарки
, писал также на стихи
Бембо
,
Саннадзаро
,
Гварини
,
Тассо
. Кроме того, де Монте — автор около 40
месс
и другой церковной многоголосной музыки, а также около 50
шансон
(в том числе на стихи
П. де Ронсара
). Музыкальный стиль де Монте (особенно в габсбургский период творчества) консервативен. Дерзкие эксперименты в области
гармонии
и
ритма
, характерные для французской и (особенно) итальянской музыки 2-й половины XVI в., обошли де Монте стороной. В фактуре преобладает имитационная
полифония
, реже
гомофония
(в старинном смысле, то есть гоморитмия), как, например, в 11-й книге пятиголосных мадригалов (опубл. 1586). Выровненность, взвешенность музыкального стиля де Монте делают затруднительным выбор нескольких, наиболее ярких в его наследии, композиций.
Издания сочинений
-
Philippe de Monte. Opera, ed. C. van den Borren and G. van Doorslaer. Brügge, 1927–39
-
Philippi de Monte opera, ed. R.B. Lenaerts et al. Leuven: Leuven University Press, 1975– (издание не окончено; последний том вышел в 1988 году; series A - мотеты, series B - мессы, series D - мадригалы)
Литература
-
Smijers A.
Die kaiserliche Hofmusikkapelle von 1543–1619 // Studien zur Musikwissenschaft, Teil I in 6 (1919), SS. 139–186; Teil II in 7 (1920), SS. 102–142; Teil III in 8 (1921), SS. 176–206; Teil IV in 9 (1922), SS. 48–81.
-
Doorslaer G. van.
La vie et les oeuvres de Philippe de Monte. Bruxelles: M. Lamertin, 1921
-
Oberg P.M.
The Sacred Music of Philippe de Monte. Rochester, 1944.
-
Michael G.A.
The Parody Mass Technique of Philippe de Monte. New York, 1958.
-
Lindell R.
Studien zu den sechs- und siebenstimmigen Madrigalen von Filippo di Monte. Ann Arbor, MI, 1980.
-
Mann B.R.
The secular madrigals of Filippo de Monte (1521–1603). Ann Arbor, MI, 1983.
-
Gobin R.
The Madrigal Cycles of Philippe de Monte. Ann Arbor, MI, 1984.
-
Lindell R.
Die Briefe Filippo di Montes – Eine Bestandsaufnahme // Studien zur Musikwissenschaft 39 (1988), SS. 37–54.
-
Hilscher E.Th.
Mit Leier und Schwert. Die Habsburger und die Musik. Graz usw., 2000.
-
Hindrichs Th.
Philipp de Monte (1521-1603) - Komponist, Kapellmeister, Korrespondent. Göttingen, 2002.
-
Silies M.
Die Motetten des Philippe de Monte (1521-1603) // Abhandlungen zur Musikgeschichte, Band 16. Göttingen, 2009
Дискография
-
Де Монте и Габсбурги = Philippus de Monte and the Habsburgers / Currende Consort — van Nevel / Eufoda 1164. Etcetera. KTC 1380 CD5.
-
Мотеты = Laudate Dominum. Motets / Currende Consort — van Nevel / Eufoda 1306.
-
Месса "Aspice Domine" / Christ Church Cathedral Choir — Stephen Darlington / Metronome 1037
-
Александр Утендаль и Филипп де Монте. Мотеты = Utendal, De Monte. Motets /
Capilla Flamenca
, Oltremontano, Bart Demuyt / Passacaille 937.
-
Месса "Ultimi miei sospiri", магнификат, мотеты = Missa Ultimi miei sospiri / Ensemble Cinquecento / Hyperion CDA67658.
-
Месса на "Cara la vita mia", реквием, мотеты = Music in Rudophinian Prague / Symposium musicum — Pavel Kühn / Panton 81 1401-2 231.
-
Духовная и светская музыка = Oeuvres Sacrees & Profanes / Hilliard Ensemble, Kees Boeke Consort / EMI Reflexe 63428.
-
Мотеты, месса "Si ambulavero" = Renaissance masterpieces, volume V: Vienna / Choir of New College Oxford — Edward Higginbottom / Collins 15272.
-
Мотеты, мадригалы, шансон = Motets, Madrigals & Chansons / Orlando Fribourg Ensemble — Laurent Gendre / Claves CD 2712.
Примечания
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|