Interested Article - Экономическо-философские рукописи 1844 года
- 2020-05-17
- 2
Экономическо-философские рукописи 1844 года ( нем. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 ) — работа Маркса , написанная в 1844 году и относимая к т. н. раннему (гуманистическому) периоду. Основная тема, раскрываемая в труде, — отчуждение .
Содержание
Маркс начинает первую рукопись с рассмотрения заработной платы ( Arbeitslohn ), которую капиталист платит рабочему, чтобы тот мог поддержать свое существование ( Existenz ). Отсюда жизнь рабочего измеряется его зарплатой, поэтому он превращается в товар ( Ware ). Попытка заработать больше приводит рабочего к надрыву на работе.
Далее Маркс определяет капитал как "частную собственность ( Privateigentum ) на продукт чужого труда ( fremder Arbeit )", как "командную власть ( Regierungsgewalt ) над трудом", и как "накопленный труд" ( aufgespeicherte Arbeit ). Отличительной особенностью капитала является то, что он дает прибыль ( Profit ).
Основой землевладения и связанной с ней земельной рентой ( Grundrente ) является грабеж. Впоследствии землевладелец предоставляет землю арендатору, а взамен получает ренту. При увеличении населения и строительстве дорог рента неизбежно растет. В своих рассуждениях Маркс опирается на работы Адама Смита и Рикардо .
Заканчивает Маркс первую рукопись рассмотрением отчужденного труда ( entfremdete Arbeit ). В основе его лежит парадокс, что
рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит.
В процессе труда Рабочий создает предмет, которым сам не может управлять. Так вначале происходит овеществление ( Verwirklichung ) труда в продукте, а затем отчуждение ( Entfremdung ) его от рабочего. Если политэкономия видела в труде источник богатства, то Маркс видит в нем отчуждение . Он пишет, что труд с одной стороны одухотворяет ( produziert Geist ), а с другой - вызывает слабоумие ( Blödsinn ) и кретинизм . Рабочий приходит к самоотрицанию: отчуждаясь от результата труда, рабочий отчуждается от самого труда, а поскольку в преобразовании природы человеческая природа утверждается, то отчуждаясь от труда рабочий отчуждается от своей человеческой природы. Решить проблему отчуждения можно только посредством отмены частной собственности, т.е. эмансипации ( Emanzipation ).
В третьей рукописи Маркс рассматривает коммунизм ( Kommunismus ) как упразднение частной собственности, при этом собственность становится всеобщей ( allgemeine ), равно как и труд становится всеобщими. При первобытном грубом коммунизме даже "женщина становится общественной и всеобщей собственностью". Однако для перехода к подлинному коммунизму его примитивная форма не достаточна. Маркс настаивал не на уничтожении созданной культуры, а на "сохранении всего богатства предшествующего развития". При этом он относит религию, семью, государство ( Staat ), право, мораль, науку и искусства к "видам производства" ( Weisen der Produktion ). Однако при коммунизме необходимо должен господствовать атеизм .
Маркс отмечал, что в современном ему "буржуазном обществе" ( die bürgerliche Gesellschaft ) потребности рабочих предельно сокращены: "Ирландец знает только одну потребность ( Bedürfnis ) – потребность в еде". Однако не менее значимыми является "утонченные потребности" ( verfeinerten Bedürfnisse ) или роскошь ( Luxus ), а именно потребность приобретать книги, ходить в театр , кафе ( Wirtshaus ) или на бал, а также петь, рисовать и путешествовать. Отказ от этого усиливает отчуждение. Таким образом, Маркс критикует бережливость ( Sparsamkeit ), поскольку "без потребления не было бы и производства" ( daß ohne Konsumtion nicht produziert wurde ).
В ходе критического разбора философии Гегеля Маркс отвечает на вопрос :
…в каких же взаимоотношениях мы находимся с гегелевской диалектикой?
Маркс критикует идеализм философии Гегеля :
абсолютная идея сама по себе есть ничто, что только природа есть нечто,
в то же время отмечая :
положительные моменты гегелевской диалектики.
Примечания
- К. Маркс, Ф. Энгельс Из ранних произведений, М., Политиздат, 1956, С. 621
- К. Маркс, Ф. Энгельс Из ранних произведений, М., Политиздат, 1956, С. 639
- К. Маркс, Ф. Энгельс Из ранних произведений, М., Политиздат, 1956, С. 636
Литература
- Багатурия Г. А. «Тезисы о Фейербахе» // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 791—792. — 840 с. — 150 000 экз.
Ссылки
- К. Маркс
- 2020-05-17
- 2