Interested Article - Кастанеда, Карлос
- 2021-02-18
- 1
Ка́рлос Се́сар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да ( исп. Carlos César Salvador Arana Castañeda ; 25 декабря 1925 , Кахамарка , Перу — 27 апреля 1998 года , Лос-Анджелес , США ) — американский писатель, поэт, этнограф , мыслитель эзотерической ориентации и мистик . Доктор философии по антропологии ( 1972 ).
Автор 12 томов книг-бестселлеров , разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания» . Первые книги Карлоса Кастанеды были приняты научным антропологическим сообществом , но, с углублением Кастанеды в оккультную и эзотерическую проблематику, научная значимость книг Кастанеды в области антропологии была критически переосмыслена и отвергнута. Невозможность проверить описанные в книгах события вызывала шквал критики их достоверности .
В более поздних книгах и интервью Кастанеда объяснил, что его книги — феноменологический отчёт, метафорическое и мифологическое описание из области оккультизма и мистицизма . Он указывал, что описанные методики не являются разновидностью психоанализа или психологической помощи , а в 1996 году Кастанеда выпустил статьи в «Журнале прикладной герменевтики», написанные в 1971 году , в которых, во вступительном слове, связал учение о с герменевтикой — философским методом толкования текстов . В событиях книги Кастанеды учитель Кастанеды Хуан Матус заявил, что придумал псевдо- индейский шаманский вздор для отвлечения внимания . В интервью 1985 года Кастанеда объяснил, что слово «тольтеки» следует толковать не в антропологическом значении, как индейскую культуру Мезоамерики , а в широком смысле, как обозначение «людей знания», подобно категории философов .
Карлос Кастанеда остаётся одним из ярчайших мыслителей эзотерической , мистической и оккультной направленности в русле второй половины XX века , характеризуемой развитием идей постмодернизма на фоне научно-технической , сексуальной и психоделической революции западного общества .
Биография
Карлос Кастанеда, следуя описанному в своих книгах «Пути воина», целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составление точной биографии.
Существует несколько источников сведений о Карлосе Кастанеде:
- сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью;
- информация из СМИ от авторов, которые прямо или косвенно утверждают о достоверности своих сведений;
- найденные исследователями документы;
- воспоминания, разной степени достоверности, лично знавших Карлоса Кастанеду людей .
Карлос Кастанеда долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и смерти при жизни . Кастанеда отказывался фотографироваться, запрещал видеосъёмку и использование диктофона во время интервью и публичных лекций . Кастанеда объяснял это тем, что, согласно «Пути воина», личная история фиксирует образ человека и лишает его свободы .
Дата и место рождения
Точная дата рождения Карлоса Кастанеды неизвестна. Существующие версии:
- По версии журнала « Тайм » (март 1973) Карлос Кастанеда родился в 1925 году
- В некоторых публикациях датой рождения указывается 25 декабря 1931 года .
- Кастанеда называл датой своего рождения 25 декабря 1935 года
Местом своего рождения Кастанеда называл деревню Juquery (с 1948 — Майрипоран ) «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии », что косвенно подтверждается тем, что он свободно изъяснялся по-португальски . Однако, согласно другой версии, Кастанеда родился в Перу в городе Кахамарка .
Ранние годы
Авторизованная версия
Согласно Карлосу Кастанеде, первоначально его звали Карлос Аранья ( Carlos Aranha ; порт. aranha — паук) (впоследствии в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери — Кастанеда, а не отца — Аранья). Он родился в обеспеченной семье 25 декабря 1925 года в Сан-Паулу , Бразилия . На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца — 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал как быстрое совокупление «за дверью» (что дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды охарактеризовала как «скучное совокупление»). Его передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось двадцать пять.
Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности. Когда ему было примерно 10—12 лет, Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес . В год пятнадцатилетия ( 1951 ) его отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско , в которой он жил, пока не окончил обучение в школе ( ). Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств Брера . Однако изобразительное искусство ему не давалось и, вскоре, он вернулся в Калифорнию .
В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе , журналистике и психологии в в Лос-Анджелесе . В это же время он работал помощником у одного психоаналитика , где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. «Их было примерно четыре тысячи, и при прослушивании жалоб и рыданий я обнаружил, что в них отражаются и все мои страхи и страдания».
1959 становится годом получения им гражданства США. При заполнении документов он берёт имя Карлос Кастанеда. Он принимает решение записаться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и примерно через два года завершает обучение по специальности антропология .
В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает брак с Маргарет Раньян, но в июле того же года они расходятся. Официально же развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года .
Карлос Кастанеда остаётся при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года . В 1968 году он получает степень магистра за работу « Учение дона Хуана » (1968), а в 1973 — степень доктора философии по антропологии за свою третью книгу — « Путешествие в Икстлан » ( 1972 ) .
Версия журнала «Тайм»
В марте 1973 года журнал « Тайм » публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде. Впоследствии, Кастанеда опровергал напечатанные в ней сведения, предполагая, что неверная, с его точки зрения, информация была дана в погоне за сенсацией. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сесар Аранья Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу .
По утверждению «Тайм», отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Аранья Бурунгарай, а мать, Сусана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя — плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки , затем, в 1948 вместе с семьёй переехал в Лиму . Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем, он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу . Вероятно, именно по причине авторитетности журнала «Тайм», на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде, в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями.
Ученичество у Дона Хуана
В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование . Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом . Мнение других учёных отличалось, так как они считали, что Кастанеда должен сначала накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона , США , и штат Сонора , Мексика , а результатом многолетней работы — книга «Учение дона Хуана» и знакомство с Хуаном Матусом .
Летом 1960 года , планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе , Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправился к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965 , проходил у него обучение. Осенью 1965, Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес. В 1968 году издательство University of California Press опубликовало первую книгу, « Учение дона Хуана », благодаря которой год спустя он получил степень магистра . Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора.
В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги « Отдельная реальность », а в 1972 он опубликовал книгу « Путешествие в Икстлан », за которую получает докторскую степень.
После этого Карлос Кастанеда сокращает публичную активность, реже даёт интервью и, в соответствии с учением о «Пути воина», запутывает и уничтожает информацию о себе. В 1974 году выходит книга « », в которой дон Хуан уходит из этого мира, и в последующих книгах Карлос Кастанеда восстанавливает события из воспоминаний с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса .
Последние годы
В период с 1977 по 1997 вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда, по предположениям, вместе со своей группой вёл активную практику согласно учению о «Пути воина». В состав группы входили: Флоринда Доннер-Грау , Тайша Абеляр , , (она же «Синий разведчик» ) и ещё несколько человек. В 1984 году Карлос Кастанеда встречался с режиссером Федерико Феллини , который всерьез рассматривал возможность снять фильм по книгам Карлоса Кастанеды . С начала 1990-х годов Кастанеда начал вести более активный образ социальной жизни, читать лекции в Калифорнийском университете, обучать небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.
16 июня 1995 года Кастанеда основал свою издательскую организацию « » для распространения тенсегрити и в качестве места для встреч и лекций. В 1998 году вышли 2 последние книги Карлоса Кастанеды — «Колесо времени» и « Магические пассы ». Первая является дополненным сборником цитат из предыдущих книг, вторая описывает комплексы телесно-ориентированных практик.
Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998 года . Официальная причина смерти — рак печени , сообщения о чём в газетах появились лишь 18 июня . Примечательно, что люди, которые были близки и вхожи в его дом, давали информацию о самовозгорании его тела. Никто не знает о месте захоронения Кастанеды и его поиски ни к чему не привели. Таким образом, не существует никаких достоверных сведений о точных датах его рождения и смерти.
Ученики
Ученики Карлоса Кастанеды качественно делятся на три категории :
- Посвящённые — те, кто был наиболее близок к Кастанеде на протяжении долгого периода и документально, в виде своих книг, демонстрируют, как своё понимание учения, описанного Кастанедой, так и поддержку этого понимания от Карлоса Кастанеды;
- Приближённые — те, кто не обладает признаками посвящённых, но лично посещал семинары и лекции Кастанеды в поздний период и был лично знаком с Кастанедой. Приближённые имеют свою частную точку зрения, которая может противоречить идеям Кастанеды и которую они могут озвучивать в интервью или своих книгах;
- Сторонние читатели — те, кто съезжался на открытые семинары и лекции и имеет в распоряжении только публично доступную информацию.
К группе посвящённых относятся две женщины — это Регина Тал ( Флоринда Доннер-Грау ), Марианн Симко ( Тайша Абеляр ) . Тал и Симко начали обучение у Кастанеды около 1970 года и, при поддержке Карлоса Кастанеды, выпустили книги о своём ученичестве.
Группа приближённых, формировавшаяся с начала 1990 года (в этот период Кастанеде было около 65 лет), насчитывала к 1997 году около 30 человек . Наиболее известные участники: Кэтлин Полман (Кэрол Тиггс), впоследствии, стала директором компании Cleargreen ; режиссёр Брюс Вагнер, который несколько раз брал интервью у Кастанеды и снял первый фильм о Тенсегрити; писательница Эми Уоллес — присоединилась к группе будучи в глубоком кризисе и позже выпустила книгу о своих воспоминаниях того периода ; Карен Махони и Алексис Бурзински (Найи и Рената Мюрез соответственно) — позже вошли в состав совета директоров компании Cleargreen; Пауло Риварола (Майлс Рид) — позже вместе с Айрин Александер основал компанию Being Energy (Быть Энергией) для развития магических пассов Кастанеды .
В 1993 году Флоринда Доннер, Тайша Абеляр и Кэрол Тиггс основали проект Toltec Artists для проведения семинаров. Первый семинар состоялся в июне 1993 года . Появились первые упоминания о телесно-ориентированных практиках и в 1995 году Кастанеда, Тиггс, Абеляр и Доннер представляют публике " Тенсегрити " — систему магических пассов, адаптированных, как объясняется, для современного человека. В 1996 году из окружения Карлоса Кастанеды формируются новые группы и на их основе возникает корпорация Cleargreen. В 2010 году Кэрол Тиггс заняла должность президента .
Список произведений
Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году и в краткие сроки стала бестселлером с тиражом в несколько миллионов экземпляров. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 книг, посвящённых учению о «Пути знания», неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира.
- 1968 — Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки ( англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge )
- 1971 — Отдельная реальность ( англ. A Separate Reality )
- 1972 — Путешествие в Икстлан ( англ. Journey to Ixtlan )
- 1974 — ( англ. Tales of Power )
- 1977 — ( англ. The Second Ring of Power )
- 1981 — ( англ. The Eagle’s Gift )
- 1984 — ( англ. The Fire From Within )
- 1987 — ( англ. The Power of Silence )
- 1993 — ( англ. The Art of Dreaming )
- 1997 — ( англ. The Active Side of Infinity )
- 1998 — ( англ. The Wheel of Time )
- 1998 — Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики ( англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico )
Интервью и статьи:
- Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006. ISBN 5-9550-0560-9
- Fort, Carmina. Conversationes con Carlos Castaneda . — Madrid, 1991 ( отчёт о встречах Кармины Форт с Карлосом Кастанедой в 1988 году, в котором делается попытка прояснить некоторые противоречивые вопросы вокруг личности последнего, например, с журналом «TIME» . (На русском языке: Форт К. «Беседы с Карлосом Кастанедой» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006)).
- «Журнал прикладной герменевтики», цикл статей «Читатели бесконечности», Карлос Кастанеда
Карлос Кастанеда и осознанные сновидения
В 1993 году Карлос Кастанеда публикует книгу «Искусство сновидения», которая описывает комплекс практик, которые необходимо выполнять во сне . К этому времени научному сообществу уже был знаком феномен, названный в англоязычной литературе «lucid dream» (букв. ясный сон; в русском переводе — осознанный сон ). За десять лет до выхода книги Кастанеды психофизиолог Стивен Лаберж опубликовал свои первые исследования в области осознанных снов .
Уточнение: В 1972 году Карлос Кастанеда публикует книгу «Путешествие в Икстлан» , в которой описываются техники «настройки сновидений», в дальнейшем до 1993 года такие техники описываются в каждой из его восьми последующих книг, поэтому Кастанеда описывал данный феномен задолго до Стивена Лабержа.
Книгу Карлоса Кастанеды «Искусство сновидения» часто связывают с осознанными сновидениями , а также астральными и внетелесными путешествиями . Однако в книге «Магические пассы» Кастанеда критически высказался о «lucid dream», называя этот феномен « » . В других книгах Карлоса Кастанеды и его прямых учениц (Флоринда Доннер, Тайша Абеляр) никогда не употреблялось словосочетание «lucid dream». В книге «Искусство сновидения» Кастанеда утверждает, что снови́дение (англ. dreaming), как особый процесс восприятия , выходит за пределы воображаемого . Так же Кастанеда критиковал и само слово «снови́дение» как причину, по которой комплекс его практик связывают с сонным фантазированием .
В свою очередь Стивен Лаберж в соответствии с психологической и нейрофизиологической моделью считает феномен осознанных сновидений работой воображения, фантазии и памяти, которые в процессе фазы быстрого движения глаз во сне реконструируют виденные человеком образы .
Причина, по которой Карлос Кастанеда дистанцировался и критиковал сонное фантазирование и феномен «lucid dream», может быть целостно рассмотрена только в контексте мистической и оккультной мифологемы книг Карлоса Кастанеды. Кастанеда указывал, что целью учения является абсолютная свобода и выход к постижению абсолютной энергетической реальности . Данная проблематика является актуальной для всего комплекса религиозного мистицизма и оккультизма (см. майя , плерома , исихазм , суфизм ) и не может быть сравнима с представлением об осознанных снах как о работе воображения. В мистических и оккультных учениях сном часто считается то состояние, которое обычно считается бодрствованием и ставится задача преодоления сноподобного транса повседневности .
Ключевое противоречие между поклонниками осознанных снов и учением о «Пути знания», которое описал Карлос Кастанеда, заключается в том, что Кастанеда описывает свой способ выхода за пределы восприятия повседневного мира к постижению абсолютной реальности , а поклонники осознанных сновидений, и в том числе психофизиологи в лице Стивена Лабержа, рассматривают феномен осознанного сна как замкнутую, самодостаточную и независимую от мира область психической активности, в которой сконцентрированы воображение, фанатазии и память человека . Кастанеда утверждает, что сон необходимо преодолеть и выйти к восприятию не картины объективного мира (см. мистицизм , оккультизм ) , а поклонники осознанных снов, наоборот, исследуют мир сонной фантазии как самодостаточный и манипулируемый с целью удовлетворения собственных потребностей и желаний (см. солипсизм , агностицизм ) . Для описания целей, преследуемых поклонниками осознанных сновидений Карлос Кастанеда использовал термин индульгирование (англ. indulge — потакать, потворствовать своим желаниям).
Критика
Карлоса Кастанеду критикуют за описание психоделических растений, недобросовестное отношение к своим последователям и распущенность в поздний период (90-е годы). Читатели, решившие последовать за Кастанедой, съезжались на лекции и семинары и оказались впоследствии брошенными, сохранив обиду на него на многие годы , невзирая на объяснения того о том, что ученик не должен зависеть от учителя . Критически настроенные читатели рассматривают книги Кастанеды как художественный вымысел .
Наследие
- В августе 2015 года в Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе прошла выставка коллекции масок и трещоток индейцев Яки , собранных во время полевых работ в 1960-е годы доктором философии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлосом Кастанедой. Выставка носила название: «Фаулер в фокусе: маски индейцев Яки Карлоса Кастанеды»
- О Кастанеде было снято два фильма и, за неимением достоверного материала, они были сняты в стиле интервью: (BBC, 2007), (2004).
См. также
Примечания
- Carlos Castaneda // (англ.) — 1995.
- Wepman D. Carlos Castaneda // (англ.) // / — New York City: Oxford University Press , 2017. — ISSN —
- ↑ Ермакова И. от 11 сентября 2009 на Wayback Machine // Кругосвет
- от 5 января 2016 на Wayback Machine . — Новейший философский словарь
- ↑ «Don Juan and the Sorcerer’s Apprentice» // TIME . — Mar. 5, 1973. ( от 12 мая 2007 на Wayback Machine ). (англ.)
- . Дата обращения: 13 февраля 2018. 23 сентября 2020 года.
- ↑ «A Magical Journey with Carlos Castaneda», Margaret Runyan-Castaneda, 1996
- ↑ Кастанеда К. Искусство сновидения / пер. с англ. — М.: ООО Издательство «София».
- Кастанеда К. Магические пассы / пер. с англ. — М.: ООО Издательство «София».
- «My attempts to publish this journal go back as far as 1971, when I presented this format to some book editors» / A Journal of Applied Hermeneutics, No3, 1996
- . Дата обращения: 13 февраля 2018. 23 апреля 2018 года.
- Слово «индейский» в русском переводе книги упущено переводчиками. В действительности английский текст имеет вид «pseudo-Indian shaman rigmarole» — псевдо-индейский шаманский вздор. / Carlos Castaneda, The Wheel Of Time: The Shamans Of Mexico Their Thoughts About Life Death And The Universe, Washington Square Press
- . Дата обращения: 13 февраля 2018. 24 мая 2019 года.
- / под ред. С. А. Селиванова;. Рассказывает ученик Карлоса Кастанеды. — Санкт-Петербург: Издательство «Акционер и КЪ», 1995. 19 сентября 2020 года.
- Вольф Ф. = The Art of Navigation: Travels with Carlos Castaneda and Beyond . — Millichap Books, 2010. — 287 с. — ISBN 0982290012 . 19 сентября 2020 года.
- Форт К. «Беседы с Карлосом Кастанедой» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006. ISBN 5-9550-0560-9
- Кастанеда К. Путешествие в Икстлан / пер. с англ. — М.: ООО Издательство «София», 2011. — 288с.
-
от 5 февраля 2013 на
Wayback Machine
//
TIME
. — Mar. 5, 1973.
(англ.)
(Вероятно, именно данный выпуск «TIME» послужил
первоисточником
рассматриваемой информации; на русском языке:
Журнал «Тайм».
«Дон Хуан и ученик мага» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006. С. 9—19.)
Эта дата («25 декабря 1925») стоит и на опубликованных в Интернете фотокопии документа, озаглавленного как « от 11 декабря 2008 на Wayback Machine », и ксерокопии « от 11 декабря 2008 на Wayback Machine »; степень достоверности обоих документов в данный момент неясна. - от 10 декабря 2008 на Wayback Machine .
- ↑ Форт К. «Беседы с Карлосом Кастанедой» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006. С. 296.
- См., например, данное Карлосом Кастанедой интервью на португальском языке: от 5 октября 2006 на Wayback Machine . — Fonte: Revista Veja nº356 — 1975. (порт.) Согласно журналисту, Карлос Кастанеда говорил на этом языке без акцента.
- См. журнал « Тайм », от 13 марта 2011 на Wayback Machine . (англ.)
- Форт К. «Беседы с Карлосом Кастанедой» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006. С. 296—299.
- «Don Juan and the Sorcerer’s Apprentice» // TIME . — Mar. 5, 1973. ( от 12 мая 2007 на Wayback Machine ). (англ.)
- Дата обращения: 6 марта 2020. 5 августа 2020 года.
- События подробно описываются в соответствующих книгах Карлоса Кастанеды (см. ) и в ряде данных им интервью.
- . Вестник Кастанеды (23 января 2019).
- . Дата обращения: 16 марта 2009. 12 февраля 2009 года.
- ↑ ``Carlos Castaneda: La vérité du mensonge``, Christophe Bourseiller (2005)
- ↑ The Sorcerer’s Apprentice: My Life with Carlos Castaneda by Amy Wallace (2003)
- ``Жизнь в сновидении``, Флоринда Доннер, Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1994.—352 с.
- "Reflections on don Juan by Carlos Castaneda", Keith Nichols (1993)
- . Дата обращения: 2 апреля 2018. Архивировано из 2 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 12 ноября 2018. 13 ноября 2018 года.
- Carlos Castaneda Interview, Kindred Spirit Magazine, August 1997
- Laberge, S. (1980). Lucid dreaming: An exploratory study of consciousness during sleep. (Ph.D. thesis, Stanford University, 1980), (University Microfilms No. 80-24, 691)
- «Выполнение магических пассов придавало им устойчивость и снабжало энергией, необходимой для взывания к вниманию сновидения. Без него они не были способны сновидеть (англ. dreaming attention) и могли в лучшем случае надеяться на ясные сны (англ. lucid dream) о фантасмагорических мирах» (Кастанеда К. Магические пассы. Практическая мудрость шаманов Древней Мексики / пер. с англ. — М.: ООО Издательство «София», 2011. — 288с.)
- «Для магов, практикующих сновидение в наши дни, сновидение является свободой воспринимать миры за пределами воображаемого (imagination) » (Кастанеда К. Искусство сновидения / пер. с англ. — М.: ООО Издательство «София».)
- «Название сновидение (англ. dreaming) всегда выводило меня из себя, — продолжал он, — потому что оно ослабляет очень мощное действие. Из-за этого названия оно кажется чем-то случайным; оно в каком-то смысле становится фантазией, которым оно никак не является. Я пытался изменить это название, но оно слишком глубоко укоренилось» (Кастанеда К. Активная сторона бесконечности / пер. с англ. — М.: ООО Издательство «София», 2013.)
- «Согласно теории, поддерживаемой многими психологами и нейрофизиологами, мозг человека, воображающего какой-то объект, работает примерно так же, как и во время действительного восприятия этого объекта. Если это так, то воображение (или память) и восприятие различаются лишь степенью, определяющей яркость и насыщенность переживания. Однако воображаемое яблоко нельзя ни пощупать, ни попробовать.» (Лаберж Стивен, Осознанное сновидение, София 2008)
- Все книги Кастанеды этому посвящены. Для иллюстрации можно рассмотреть книгу «Дар Орла».
- LaBerge, Stephen; Rheingold, Howard (1990). Exploring the World of Lucid Dreaming. ISBN 0-345-37410-X .
- LaBerge, Stephen (2004). Lucid Dreaming: A Concise Guide to Awakening in Your Dreams and in Your Life. ISBN 1-59179-150-2 .
- ↑ Лаберж Стивен, Осознанное сновидение, София 2008
- Кастанеда К. Дар Орла / пер. с англ. — М.: ООО Издательство «София».
- В русском перевод книги «Магические пассы» переводчиками упущено слово «nonidiosyncratic». В действительности в книге даны слова «energy adopted nonidiosyncratic, specific configurations» — энергия принимает не идиосинкратические, специфически конфигурации. В данном контексте, по Кастанеде, слова «не идиосинкратические» обозначают, что все люди, которые воспринимают абсолютную реальность, видят одно и то же. / Carlos Castaneda, Magical Passes, 1997
- ↑ Richard de Mille: The Don Juan Papers: Further Castaneda Controversies, Ross-Erickson, 1980.
- Эйми Уоллес «Ученица мага. Моя жизнь с Карлосом Кастанедой», 2317K, 429с, 2006.
- . Дата обращения: 6 марта 2020. 25 сентября 2020 года.
- Richard de Mille: Castaneda’s Journey: The Power and the Allegory, Capra, 1976.
- . www.fowler.ucla.edu. Дата обращения: 20 февраля 2016. 5 марта 2016 года.
Литература
- на русском языке
- Бумар П. // Неприкосновенный запас . — 2016. — № 1 (105) .
- Вандерхилл Э. Мистики XX века.Энциклопедия / Пер. с англ. Д. Гайдук. — М. : МИФ: Локид, 1996. — 522 с. — ISBN 5-87214-023-3 .
- от 9 июля 2021 на Wayback Machine
- / Вирабян Д. Э. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 292. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
- Грицанов А. А. // Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов . — 3-е изд., испр. — Мн. : Книжный Дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).
- Ермакова, Ирина // Энциклопедия « Кругосвет ».
- // Кэрролл Р. Т. Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий . — М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2 , ISBN 0-471-27242-6 .
- Алимарин С., Барабашев А. // Наука и религия : журнал. — 1988. — № 10. — С. 40—43.
- на других языках
- Shabono: A Visit to a Remote and Magical World in the South American Rain Forest by Florinda Donner[-Grau] (1992) ISBN 0-06-250242-5 This book was originally published before Witch’s Dream which was published in 1985.
- Being-In-Dreaming: An Initiation into the Sorcerers' World by Florinda Donner-Grau (1992) ISBN 0-06-250192-5
- The Sorcerer’s Crossing by Taisha Abelar first published in 1992 in hard back (1993) ISBN 0-14-019366-9
- The Witch’s Dream by Florinda Donner-Grau first published in 1985 ISBN 0-671-55198-1 current re-print (1997) ISBN 0-14-019531-9
- The Soul of Shamanism: Western Fantasies, Imaginal Realities (New York: Continuum, 1997) by Daniel C. Noel
- Robert J. Wallis, Shamans/neo-Shamans: Ecstasy, Alternative Archaeologies and Contemporary Pagans. London: Routledge , 2003. ISBN 0-415-30203-X
- The Sorcerer’s Apprentice: My Life with Carlos Castaneda by Amy Wallace (2003)
- (недоступная ссылка с 10-05-2013 [3905 дней]) ISBN 1-4120-4984-9
- от 25 января 2021 на Wayback Machine by Edward Plotkin (2002) ISBN 0-9720879-0-7
- от 15 июля 2012 на Wayback Machine by Armando Torres (2002) Spanish (2004) English ISBN 968-5671-04-4
- «Awakened Imagination» by heavily influenced the work of Castaneda.
- Alice Kehoe, Shamans and Religion: An Anthropoligical Exploration in Critical Thinking. 2000. London: Waveland Press. ISBN 1-57766-162-1
- The Don Juan Papers: Further Castaneda Controversies by (1973)
- Carlos Castaneda: Academic Opportunism and the Psychedelic Sixties by Jay Courtney Fikes (1993)
- Carlos Castaneda e a Fresta entre os Mundos: Vislumbres da Filosofia Ānahuacah no Século XXI (Carlos Castaneda and the Crack Between the Worlds: Glimpses of Ānahuacah Philosophy in Century XXI) by Luis Carlos de Morais Junior (2012)
Ссылки
- от 22 марта 2022 на Wayback Machine
- от 6 октября 2007 на Wayback Machine (англ.)
- в испанской Викитеке (исп.)
- от 5 марта 2021 на Wayback Machine на портале практикующих Тенсегрити .
- в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
- 2021-02-18
- 1