Канкрин, Егор Францевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́лья́м Фра́нцевич Валько́т ( Уильям Уолкот , англ. William Walcot ; 10 марта 1874 , Одесса , Российская империя — 21 мая 1943 , Хастперпойнт, Суссекс , Англия , Британская империя ) — российский архитектор и художник британского происхождения, работавший в Москве в 1898—1908 годах. Автор проекта гостиницы « Метрополь » и двух особняков в Пречистенском переулке , мастер стиля модерн . По возвращении в Великобританию , стал знаменит как мастер архитектурной графики и городского пейзажа.
Вильям Валькот родился в Люстдорфе (пригород Одессы ). Старший сын шотландского торговца Еноха Шеннона (1854—1895, англ. Enoch Shannon ), известного как Фрэнк Уолкот (Frank Walcot), и его жены Екатерины (1853—1940), дочери немецкого колониста Готлиба Райхерта, предки которого поселились при Екатерине II на присоединённых землях Новороссийской губернии . Рос в Европе и Южной Африке; в возрасте 17 лет вернулся в Россию для поступления в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств . Окончив академию по классу Л. Н. Бенуа , продолжил образование в Париже . Переехав в Москву, некоторое время работал в Абрамцевских керамических мастерских Саввы Мамонтова .
Крупнейшая работа Валькота — фасады гостиницы « Метрополь ». В 1898 г. Савва Мамонтов выкупил участки земли по Театральному проезду для строительства культурно-делового центра; ядром постройки должен был стать зал мамонтовской «Частной оперы». Публичный конкурс 1899 года присудил первую премию Л. Н. Кекушеву . Проект Валькота под девизом «Женская головка» занял четвёртое место, однако Мамонтов, отбросив мнение профессионалов, выбрал именно его. В том же 1899 году Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых махинациях, и руководство проектом перешло к Петербургскому страховому обществу; новые управляющие наняли опытного Кекушева в соавторы к Валькоту. Построенное здание имеет мало общего с валькотовским проектом 1899 года (Brumfield, фото 56), однако тема «женской головки» сохранена в интерьерах. Здание, выгоревшее в 1901 г. и выстроенное заново к 1905 г., знаменито художественным оформлением работы М. А. Врубеля , А. Я. Головина и Н. А. Андреева .
«Женская головка» в замке свода повторяется в двух других московских работах Валькота — особняках Якунчиковой ( 1900 ) и Гутхейля ( 1903 ), выстроенных на соседних участках по Пречистенскому переулку. Тогда же Валькот выполнил мозаичные фризы для собственного дома Л. Н. Кекушева в Глазовском переулке (подписаны W. W. ). Собственный стиль Валькота — т. н. английский модерн — существенно отличается от франко-бельгийского модерна Л. Н. Кекушева своей сдержанностью и простыми формами с четким вертикальным членением. Валькот регулярно публиковал эскизы своих проектов в профессиональной прессе, оказав влияние на поколение современных ему архитекторов. Кроме упомянутых зданий, он построил в Москве гостиницу-общежитие в Спиридоньевском переулке, 9, и доходный дом Московского торгово-строительного акционерного общества в Мясницком проезде , 4 (совместно с И. Г. Кондратенко ).
В 1902—1905, Валькот терпит серию неудач на публичных конкурсах. Он выиграл конкурс на проект лютеранского собора в Старосадском переулке ( 1902 ), но община начала строительство по проекту архитектора В. А. Коссова . В 1904 году Валькот проиграл конкурс на доходный дом Политехнического общества по Мясницкой Адольфу Минкусу . Здание, построенное Александром Кузнецовым в 1907 году , включает элементы валькотовского проекта (Brumfield, рис.58).
Валькот вернулся в Лондон в 1908 году (по другим данным, в 1906 году, в связи с болезнью жены, которая вскоре скончалась ), первоначально работал художником-графиком на южноафриканского архитектора (1863—1944). Валькот не сумел утвердиться на родине как архитектор-практик; за всю жизнь в Великобритании, он спроектировал и построил единственное здание (61, , Лондон, 1933). Однако Валькот стал знаменит как талантливый художник архитектурного пейзажа. Работая на ведущих британских архитекторов ( Эдвин Лютьенс , , ), в Риме , Париже, Нью-Йорке , Валькот создал множество архитектурных эскизов и городских пейзажей в манере, близкой к импрессионизму . В 1919 году Валькот издает первый альбом собственных картин и гравюр, в 1913—1922 годах — становится действительным членом британских художественных обществ. С началом Второй мировой войны Валькот потерял заказы; в 1943 году он покончил с собой (по воспоминаниям дочери Валькота, Полли Уолкот-Стюарт, был ранен во время бомбардировки Лондона и вскоре умер в небольшом городе недалеко от Лондона ).