Арсе́ний Никола́евич Ча́нышев
(
18 апреля
1926
,
Новочеркасск
—
3 августа
2005
,
Москва
) — советский и российский
философ
,
историк философии
, поэт. Доктор философских наук, профессор
. Создатель «философии
небытия
», теоретик происхождения философии как вида знания
. Автор монографий и учебников по теории философии, стихотворений и прозаических притч (псевдоним
Арсений Прохожий
).
Содержание
Биография
Родился
18 апреля
1926 года
в
Новочеркасске
. Мать — Александра Иоакинфиевна Чанышева (1895—?); отец —
Тихон Николаевич Никитин
(1867—1937), на тот момент был обновленческим архиепископом Верхнедонским и Новочеркасским. В дальнейшем сменил несколько кафедр. В 1931 году покаялся и принят в Русскую православную церковь в сане епископа, с 17 марта 1936 года — архиепископ. В ходе большого террора был арестован и 2 декабря 1937 года расстрелян
.
В
1952 году
окончил
философский факультет МГУ
. В 1955 году аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии этого же факультета
. С 1955 года работал на этой кафедре. Преподавал в основном историю древней философии, читал специальный курс по философии Аристотеля
.
В
1956 году
защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Реакционная сущность философии и социологии современного
американского протестантизма
»
.
В апреле 1965 года накануне первой демонстрации участников молодёжной литературной группы «
СМОГ
» Чанышеву как партгрупоргу объяснили, что объявление о митинге СМОГа, которое висит на факультете, нужно нейтрализовать. То есть провести соответствующую работу — чтобы никто туда не ходил. Увидев и услышав смогистов, Чанышев несмотря на существенную разницу в возрасте понял, что они близки ему. Вскоре он стал почётным членом СМОГа и даже получил членский билет за номером 52
.
В
1983 году
защитил в форме научного доклада диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Генезис философии и её ранние формы»
.
Был женат пять раз
.
У Арсения Николаевича остались два сына, Александр и Арсений. Внучка — Чанышева Дарья Арсеньевна. Все они живут в Москве.
[
источник не указан 2056 дней
]
Научная деятельность
В своих трудах А. Н. Чанышев исследовал проблемы видов
мировоззрения
, возникновение философии, философские и предфилософские философии, про-философские, протофилософские и парафилософские особенности древне-китайской, древнеиндийской, древнегреческо-римской философии и др. В своём «Трактате о небытии» он рассуждает о первичности и абсолютности
небытия
и вторичности и относительности
бытия
:
Бытие не имеет основания в самом себе. Основание Бытия в Небытии. Бытие вторично — Бытие есть небытие Небытия.
Поэтическая деятельность
Поэзия А. Н. Чанышева содержит в себе чувство нравственной правоты, традицию социально-философской критики. В ней отражены судьбы современников будучи предопределёнными историческим прошлым. В качестве примера берётся
сталинский период
, о котором говорят следующие строки:
Этот мир был проклят мною с детства
За несоответствие мечте
Но другого нет — и некуда мне деться
Здесь Христос, распятый на кресте.
Мир иной! Тебя я видел мельком
Ты являлся иногда в мечте…
Годы шли… Я
Становился мелким —
И Христа распял я на кресте…
Но теперь, когда меня осталось
Очень мало, верен я мечте
Жизнь моя от грязи опросталась —
Я с Христом, распятым на кресте…
.
О своих религиозных переживаниях Чанышев писал:
Я – сын монаха, плод греха.
Я – нарушение
обета
.
И Богом проклят я за это:
К чему ни прикоснусь – труха.
Цитаты
Сейчас в нашем мире все больше знаний и все меньше мудрости, то есть умения применять эти знания на благо людям
.
Если мифология была матерью философии, то её отцом был интеллект
Душа не поток психического состояния, а субстанция, вечная сущность
Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. — М.:
Высшая школа
, 1981. — 374 с.
Обращение антитоталитариев // Ностальгия. 1991. № 1;
Пифагор (Комедия идей) //
. 1991. № 6; 1992. № 1;
Философия как «Филология», как мудрость и как мировоззрение //
Вестник МГУ имени М. В. Ломоносова
Сер."Философия". 1995. № 5, 6; 1996. № 6; 1998. № 1; 1999. № 1;
Слово о философии // Вопросы классической филологии. Вып. XI. М., 1996;
Трактат о небытии. 4-е испр. и доп. изд. // Категории. Философский журнал. 1997. № 2. — С. 4-14.
«Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // «
Вопросы философии
» 1999. № 1;
Лавринов В. В.
, прот.
Обновленческий раскол в портретах его деятелей. —
М.
: Крутицкое Патриаршее подворье : Общество любителей церковной истории, 2016. — С. 381—383. — 735 с. — (Материалы по истории церкви. Кн. 54). —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-418-01165-7
.
Чанышев, Арсений Николаевич. Реакционная сущность философии и социологии современного американского протестантизма: Автореф. дис. … канд. филос. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Кафедра истории зарубежной философии. — Москва : [б. и.], 1956. — 16 с.
Чанышев, Арсений Николаевич. Генезис философии и её ранние формы. Дисс … д-ра филос. наук в форме научного доклада. На правах рукописи. — М.: МГУ, 1983. — 52 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 мая 2017.
14 июня 2017 года.
Порус В. Н.
«Негативная онтология» Н. А. Бердяева и А. Н. Чанышева: социально-эпистемологическая ретроспекция //Онтология негативности: Сборник научных работ. — М., 2015. — С. 142-181.
ISBN 978-5-88373-412-9
Розов Н. С.
.
// Credo New, 2011, № 1(65) C.158-186.