Interested Article - Клермон-Ферранский собор

Собор Вознесения Девы Марии ( фр. Notre-Dame de l’Assomption à Clermont-Ferrand ) — кафедральный собор готического стиля и исторический памятник , находящийся во французском городе Клермон-Ферран в регионе Овернь . Здесь расположена кафедра архиепископов Клермона (епископов до 2002 года).

Изначально на месте собора поочерёдно находились три христианских храма. Основная часть сооружения, существующего в наше время, датируется XIII веком.

Здание собора построено целиком из чёрной вулканической породы и поэтому хорошо заметно издалека. Два его шпиля высотой около 100 метров и башня возвышаются над крышами домов Клермона. Собор стоит на вершине холма, образовавшего исторический городской центр Клермон-Феррана , на площади place de la Victoire рядом с памятником папе Урбану II , который на Клермонском соборе , проходившем здесь в 1095 году , провозгласил Первый крестовый поход .

Этапы строительства

В V веке епископ поселения племени арвернов Намаций заложил фундамент первого собора, что позволило местной христианской общине выйти за пределы своего квартала « vicus christianorum », как его назвал Григорий Турский . Он посвятил это здание святым Виталию и Агриколе, мощи которых он перевёз из Равенны . Из описания Григория Турского известно, что это сооружение длиной 43 метра имело форму базилики и было декорировано мрамором . В проекции здание имело неф с двумя декорированными боковыми нефами , трансепт и 70 колонн. Церковь была уничтожена в 760 году войсками короля франков Пипина Короткого .

Видимо, сожалея о содеянном, Пипин передал крупную денежную компенсацию епископу Адеберту для оплаты восстановительных работ, которые продолжались с 764 по 768 год. Вторая церковь была также разрушена, уже норманнами в 915 году .

Епископ Стефан II распорядился построить третий кафедральный собор в романском стиле , который был освящён в 946 году. Эта постройка, располагавшаяся в центре епископского квартала Клермона, огороженного галло-романскими оборонительными укреплениями, считалась шедевром религиозной архитектуры и, по всей видимости, стала прототипом для множества церквей в Оверни .

Этот собор полностью разрушили перед строительством последующего готического собора, за исключением романского фасада , существовавшего вплоть до 1851 года, и крипты , обнаруженной в XIX веке в ходе очередных строительных работ. Современный вид романской крипты существенно отличается от изначального, однако она сохранила свой план с венцом четырёх часовен, расходящихся из деамбулатория , засыпанного землёй при строительстве готического собора. До сих пор удаётся обнаружить участки смешанной кладки, скреплённые строительным раствором, где включены каменные блоки, взятые из античных построек, необработанные камни и отёсанные камни. Специалисты Клермонского университета проводили ряд исследовательских работ, чтобы точно установить срок сооружения этой крипты, многократно перестроенной в ходе разных реставрационных кампаний.

Часовни крипты считались частными и использовались для погребальных целей. Множество фрагментов дощечек из ограждения хоров , взятых из собора каролингской эпохи , были снова пущены в дело при последующих перестройках здания. После столетия конфликтов за господство в Клермоне между епископами, графами и капитулом, с начала XIII века епископ считался самостоятельным главой города.

Этапы строительства на плане собора

В 1248 году епископ Юг де ла Тур дю Пен решил построить на этом месте новый кафедральный собор , вдохновлённый парижской часовней Сент-Шапель , которую он видел во время своей поездки в Париж. Возведение церкви в чарующем стиле североевропейской готики должно было закрепить главенствующую роль Клермона (тогда они были разделены с графским городом Монферраном), который уже несколько десятилетий находился под властью епископов.

Возведение нового собора было доверено архитектору Жану Дешаму ( фр. Jean Deschamps ), который также работал над возведением соборов Нарбонны и Лиможа , чем объясняется затянувшееся строительство собора в Клермоне. Находясь под влиянием соборов Бове и Амьена , он разработал оригинальный проект, в котором окна здания не занимали всё пространство между опорами и отсутствовал крестовый арочный свод.

Главной отличительной особенностью здания является материал, использованный для его возведения — камень из Волвика ( магматическая горная порода ), который имеет тёмный мрачный цвет и прочность которого позволила воздвигнуть высокие стройные опоры. Именно из-за этой особенности Братья Гонкур дали зданию прозвище Собор углежогов

В 1262 году в частично построенном кафедральном соборе с большой помпой прошла церемония бракосочетания будущего короля Франции Филиппа III Смелого с инфантой Арагона Изабеллой и, вероятно, благодаря щедрости короля Людовика Святого в соборе была выполнена часть витражей , напоминающих витражи парижской часовни Сент-Шапель .

Главный фасад собора

Тем не менее, строительные работы ещё не были завершены: вплоть до 1325 года их продолжал Пьер Дешам , пришедший на смену своему отцу. После него эстафету принял Пьер де Себаза , завершив возведение трансепта и добавив три пролёта нефа с башнями у романского фасада. События Столетней войны не позволили ему закончить свои планы. В течение этих лет капитул смог добиться только возведения нового дверного проёма для входа в сокровищницу собора. Только к 1866 году были возведены последний пролёт нефа, притвор и западный фасад с двумя остроконечными шпилями по проекту французского идеолога неоготики Виолле-ле-Дюка , а в начале XX века была сооружена монументальная лестница для компенсации разницы в уровнях с улицей rue des Cras . Примечательно, что в ходе этого этапа строительных работ был разрушен дом, в котором родился Блез Паскаль .

Габаритные размеры

  • Полная длина: 99 м
  • Длина хоров : 36 м
  • Длина нефа и трансепта : 46,75 м
  • Ширина трансепта: 32,70 м
  • Высота в средокрестии : 28,70 м
  • Высота боковых трансептов: 14,30 м
  • Высота башни Байетт: 50,70 м
  • Высота шпилей: 108 м

Интерьер собора

Часовня Марии Магдалины

В крипте собора находятся два античных саркофага , один датирован IV веком, а другой V или VI веком, которые представляют библейские сцены из Ветхого и Нового заветов. Более древний саркофаг, выполненный из ценнейшего каррарского мрамора , представляет погребальную процессию, с покойницей в центре композиции в молящейся позе. Более новый саркофаг служил поначалу алтарём, а затем, в последующие века, поилкой, представляет высеченных в отдельных нишах персонажей Христа и 12 апостолов.

Ведущая в деамбулаторий галерея сохранила примечательный комплекс фресок XIII века, на которых показаны евангелические сцены (в частности, насыщение народа пятью хлебами и благовестие пастухам ); некоторые фрески, к примеру, Благовещения , частично стёрты.

Войдя в собор через северные врата можно увидеть под большим окном-розой «сарабанду сумасшедших», набор гротескных и похотливых сцен, напоминающих о маскарадах, которые в XIII веке устраивали в Клермоне ежегодно перед Рождеством.

При входе в собор можно подняться наверх башни Байетт (250 ступенек) откуда открывается исключительный вид на город с его домами из чёрной лавы, покрытых розовыми черепичными крышами, а также на горную цепь, окружающую город кольцом. Также можно пройти в галереи, соединяющие боковые часовни, чтобы увидеть чертежи архитекторов, описывающие работы обоих Дешамов.

Спустившись вниз, можно попасть в сокровищницу собора, где представлены роскошные литургические предметы и скульптурные группы, среди которых выделяется великолепная серия овернских мадонн с ребёнком . В северном крыле трансепта размещены очень хорошо сохранившиеся башенные часы с человечками (жакмар). Изначально они находились в Иссуаре, и были куплены городом Клермоном для установки в церкви Святого Жене , а после её закрытия были переданы сюда, в кафедральный собор. Красивые часы датированы 1527 годом. Три крупные статуи служат прообразом Времени, благородный старец с почтенной бородой окружён двумя автоматами, которые по очереди пробивают время.

Гордостью собора являются два окна-розы в трансепте; в одном, расположенном над северными вратами, преобладают пурпурно-фиолетовые тона, а в другом, расположенным над южным порталом, оранжевые тона. Окна вписаны в правильные квадраты, имеющие стороны по 8,50 метров. Оба окна датированы XIV столетием.

У южных врат трансепта размещены в вертикальном положении могильные камни каноников . Витражи хоров, сверкающие и многоцветные, отличаются игрой света. Их необходимо читать снизу вверх и слева направо. На них описано житие святых покровителей каждой отдельной часовни.

Часы с автоматами (1527 год)

Оригинальным украшением собора являются шесть барельефов , иллюстрирующих мужские профессии XIII века — лесорубы, лодочники, каменотёсы, каменщики, пастухи и плотники.

В хорах собора сохранилось большое количество настенных росписей, характерных для искусства конца XIII века, и в некоторых случаях датирующихся более поздним периодом. Три погребальных изображения, представленные друг за другом, относятся к трём различным эпохам. Первое располагается над входом в современную сокровищницу, второе — при входе в хоры, третье — на северной стене. Первая роспись датирована 1280 годом и представляет Деву с ребёнком , укрытую под готической эдикулой ; донатор изображён молящимся на коленях. Справа над изображением уцелел фрагмент росписи, датированный 1302 годом, где изображён усопший в молитвенной позе. В 1452 году была выполнена фреска в память некоего Жана Констава , поверх росписи 1280 года и частично поверх фрески 1302 года.

Практически каждая часовня собора имеет своё неповторимое оформление. В часовне Святого Георгия сохранились настенные росписи, показывающие страдания святого и эпизод Крестового похода . Витраж часовни иллюстрирует житие, страдания и чудеса святого Георгия. В часовне Марии Магдалины сохранились красивые фрески (XIII и XV века), представляющие святого Христофора и святого Себастьяна (весьма стилизованно). Эти настенные росписи были реставрированы в 1992—1993 годах. Часовня святой Анны считается погребальной часовней епископов Клермона . Плиты в ней датированы XII веком и использовались повторно.

Эпоха Французской революции

«Французский народ признаёт Верховное Существо и бессмертие души». Надпись на фронтоне обнаруженная при реставрации.

В годы французской революции революционеры намеревались разрушить церковь, однако бенедиктинцу Вердье-Латуру удалось убедить их, что здание церкви является отличным местом народных собраний. Тем не менее, предметы обстановки кафедрального собора, за исключением пасхального подсвечника работы Филиппа Кафиери , были полностью уничтожены революционерами. Также были разрушены три башенки трансепта. Башню Байетт не тронули по сугубо прагматичной причине — её часы показывали время. Особенно примечательна судьба амвона , полностью демонтированного и снова использованного на фасаде дома 46 по улице rue Fontgiève .

Примечания

  1. // Ulysse : Журнал. — 2009. — № IX-X . — С. 11 .

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • (фр.) . Сайт Министерства культуры Франции. Дата обращения: 15 декабря 2012. 18 января 2013 года.
Источник —

Same as Клермон-Ферранский собор